Библиографическое описание:

Селдушев В. Н. Эффективность государственного и муниципального управления // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 616-618.



 

В современной России очень важно уметь определять и следовать методам оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления. В работе, уточнен понятийный аппарат регламентации деятельности государственных и муниципальных органов. Заданы стандарты деятельности государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: результативность государственного (муниципального) управления, эффективность государственного (муниципального) управления, государственная (муниципальная) функция, государственная (муниципальная) услуга

 

Когда происходит формирование органов государственного и муниципального управления, живущее население требует и ждет от них полное обеспечение товарами и услугами в зависимости от своих потребностей. Абсолютно все слои населения, с разным уровнем дохода должны почувствовать, что качество жизни растет, все органы государственного и муниципального управления работают эффективно, услуги предоставляются качественно и своевременно.

Для улучшения, повышения и результативности всех ветвей государственного и муниципального управления, направлены реформы, проводимые в стране согласно системе государственной и муниципальной власти.

Задачи и цели реформирования государственной и муниципальной службы были сформированы президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2001 году, в концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации [2]. В переходном периоде, реформирующем структуру организации власти, были заложены экономические, организационные и правовые основы функционирования государственной гражданской службы, а также военной и правоохранительной службы [3,5]. Заданы новые подходы к формированию муниципальной службы в Российской Федерации. [4]. Начиная с 2006 года, в России стало проводиться административное реформирование, предусматривающее внедрение процедур и методов управления, с целью ориентации на результат, а также проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациям [1]. Такая система и разработка государственного управления должна была внедряться параллельно с новыми комплексами, целями, достижениями и бюджетированием основанным на результат.

Время шло, и в 2009 году вновь встал вопрос о реформировании всей системы государственной службы в Российской Федерации. Особым указом президента Дмитрия Анатольевича Медведева утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы). Данная необходимость реформирования системы была обусловлена тем, что граждане России стали предъявлять требования, которые заметно возросли, а вот профессиональная деятельность государственных служащих была еще довольно слаба по качеству предоставляемых услуг [6]. Новейшие методы регламентирования и планирования труда не получили широкой популярности, полное отсутствие заложенных стандартов качества, а главное доступности государственных услуг (например в электроном виде) в Российской Федерации не позволяет внести ясность в действия исполнительной власти перед гражданским обществом, а также внедрить процедуры контроля и оценки общей деятельности исполнительной власти [1]. Все эти факторы не позволяют обеспечить увязку реформы государственной службы с бюджетной, административной, реформой местного самоуправления и другими изменениями в сфере государственного управления. Также фактором реформирования государственной службы является ее закрытость, некоторая недоступность для общества, что способствует развитию бюрократии и коррупции, должного профессионального обучения государственных служащих, отсутствием научно обоснованных и опробованных методик применения норм законодательства Российской Федерации [6].

Как правило, вниманию придаются различные подходы определения эффективности деятельности органов государственной власти. Из них можно выделить два аспекта: либо идет анализ уровня деятельности организации (соотношение «затраты — выпуск»), либо все внимание приковано исключительно к результатам, без рассмотрения учета затрат на их выполнение. При всем этом подходы затрудняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и муниципального управления, для граждан страны делается недоступным понимание ожидаемых результатов. Я думаю, что эти самые показатели результативности и эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти управления обязаны иметь свою собственную смысловую нагрузку.

Надо понимать, что под результативностью управления подразумевается степень удовлетворения граждан и их потребностей в нужных им видам товаров и услуг, соответствующих поставленным и согласованным целям управления.

Какой смысл конкретно вкладывается в термин «эффективность управления»? Многие ученые интересуются теорией эффективности управления, однако однозначного ответа на наиболее важные вопросы до сих пор не получено. Считаю, что понятие «экономическая эффективность» применяется исключительно для характеристики полученного результата деятельности хозяйствующего объекта или системы. Эффективность управления — это степень результативности управления с наименьшими затратами на выполнение этих самых управленческих функций. Общую эффективность государственного и муниципального управления стоит определять как пропорцию результатов и общественных задач, результатов и затраченных государственных ресурсов.

Довольно серьезным и важным можно считать критерий определяющий результативность и эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления при выборе показателей.

Что же касается эффективности государственного и муниципального управления, то ее можно определять следующим образом:

–                    затратами на предоставление всему населению в целом услуг, их количество, а главное качество этих самых услуг

–                    затратами на полученный результат профессиональной служебной деятельности гражданского служащего или гражданской и муниципальной власти в целом

–                    уровнем производительности в государственном аппарате

–                    неконфликтностью и согласованностью бюджетирования и результативной деятельностью государственных и муниципальных органов управления.

Все перечисленные выше методы определения эффективности государственного и муниципального управления требуют серьезного методологического обоснования, так как в научной литературе еще не выработан общий подход к данной проблеме.

Что касается других стран, то например, в Европе, накоплен значительный опыт приближения государственных и муниципальных служб, их внутренних органов и учреждений к гражданскому населению. В ряде государств Евросоюза приняты хартии о предоставлении ряда услуг гражданам, позволившие установить показатели, отображающие деятельность государственных органов.

В Финляндии хартия о предоставлении услуг населению была принята в 1995 году. Она основывается на четко выраженных принципах:

–                    обеспечение высокого качества

–                    забота

–                    гибкость предоставления услуг.

В Бельгии хартия была принята в 1993 году. В ней прописаны принципы, которые находят реализацию в жизни посредством специальных правовых процедур.

Благодаря анализу и исследованиям зарубежного опыта разработки стандартов государственных и муниципальных услуг и их надобности относительно нужд и потребностей населения, позволяет определить основные направления организации такой работы в государственных структурах Российской Федерации.

Уверен, что при определении эффективности деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления по количеству и качеству предоставляемых услуг обществу надо различать государственные и муниципальные услуги и государственные и муниципальные функции. Любая государственная услуга определяется как деятельность органа государственной власти по исполнению запроса как юридического, так и физического лица, с последующим получением материальных, либо финансовых средств, в случаях, предусмотренным законодательством, а также полное представление и сопровождение документооборотом и информацией.

Общепринято, что государственная функция характеризуется, как деятельность органа исполнительной власти по принятию управленческого решения и его исполнению в установленные сроки.

Предоставление муниципальных и государственных услуг, а также предоставление государственных и муниципальных функций на всей территории Российской Федерации должно проходить единообразно и соответствовать всем нормам качества, удовлетворяющим потребности населения. Для этого нужно разработать государственный стандарт и его исполнение. Такой стандарт государственной или муниципальной услуги утверждается самостоятельно или в составе административного регламента нормативно-правового акта органа исполнительной власти. Пошаговые действия в развитии данного процесса можно определить следующим образом:

–                    организационная подготовка

–                    общий сбор информации

–                    полное исследование

–                    разработка проекта требований к порядку предоставления услуги

–                    обсуждение и проверка проекта

–                    утверждение общих стандартов

–                    внедрение регламентов

–                    мониторинг исполнения до полного завершения процесса.

Начиная разработку данных регламентов, следует учитывать качество предоставляемой услуги и качество обслуживания.

Совокупность предоставляемой услуги, определяющей ее способность удовлетворять потребности граждан, в плане содержания и результата является качеством государственной и муниципальной услуги. Доступность и качество услуги определяется ее конечным получателем. Качество услуги определяется следующими критериями:

–                    доступность получения услуги

–                    потраченное время на получение и реализацию данной услуги

–                    удобство графика работы учреждения

–                    условия и длительность ожидания приема обратившегося

–                    организация очереди

–                    компетентность обслуживающих специалистов.

Внедрение административных регламентов и предоставления услуг и исполнения функций является стандартом деятельности органов исполнительной власти и служит основой для разработки показателей деятельности и эффективности органов исполнительной власти и их работников. В данной ситуации рассматриваются показатели максимального снижения бюджетных расходов на предоставление единицы услуги, а также стандартизация выполнения функции и показатели сокращения времени обслуживания получателя услуги.

 

Литература:

 

  1.                Концепция административной реформы в РФ в 2006–2008 годах: одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р.
  2.                Концепция реформирования системы государственной службы РФ: утв. Президентом РФ 15 августа 2001 года № Пр-1496.
  3.                О государственной гражданской службе РФ: федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
  4.                О муниципальной службе РФ: федеральный закон от 2 марта 200 года № 25-ФЗ.
  5.                О системе государственной службы РФ: федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ.
  6.                О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы в РФ (2009–2013 годы)»: указ Президента РФ от 10 марта 2009 года № 261.
  7.                Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в РФ. Москва, 2005 год.
  8.                Эффективность государственного управления: пер. с англ. / общ. ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. — М.: 1998 год

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle