Библиографическое описание:

Ситдикова С. М. Этруски: происхождение и быт // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 610-612.

 

В статье излагается быт и происхождение этрусской народности. Выделяются и описываются характерные особенности условий её формирования. Автор указал на специфику природных условий, описал основные варианты происхождения этрусков. В статье выяснены особенности погребального обряда. Рассматривается влияние народности на Ранний Рим.

Ключевые слова: этруски, Рим, Этрурия, Аппенинский полуостров

 

Яркий след в истории раннего Рима оставили этруски. Данная народность внесла немалый вклад в формирование города на семи холмах. В условиях современной действительности особенно важно проследить развитие Римской культуры в тесном взаимодействии с этрусками.

Очень четко может быть определена область Аппенинского полуострова (рис. 1), на которой сформировалась этрусская общность: неправильный треугольник, образованный реками Арно на севере и Тибр на востоке и юге, а также тирренским побережьем между устьями этих рек. Территория Этрурии, кроме указанной, включает в себя маленькие островки у берега, включая Эльбу. Большая ее часть совпадает с современным итальянским регионом Тоскана.

http://darun.ru/wps/wp-content/uploads/2016/03/E%60trusskaya_karta.jpg

Рис. 1. Аппенинский полуостров

 

«Этрурия — это прежде всего страна холмов и воды. Добрую половину территории на востоке занимают горы. На долю равнин приходится примерно 10 %, а остальную часть составляют холмы, главным образом, из песчаника, известняка и глины — на севере, вулканического туфа и лавы — на юге; повсюду они прорезаны долинными и глубокими оврагами» [1, c.57]. Рельеф ее в целом благоприятен для ведения хозяйства. В лощинах протекают мелкие ручьи и речушки, доставлявшие своими периодическими разливами неприятности местным жителям.

Говоря о природе Этрурии нельзя не упомянуть Тразименское, Больсенское и Браччанское озера. Например, отличительной особенностью овального по форме озера Больсена являются два острова в южной части, созданные подводными извержениями. Говорят, что и в наши дни это озеро способно на сюрпризы.

Выше всех больших итальянских озер находится озеро Вико, так же являющимся по своему происхождению вулканическим. По сказанию, Геркулес в этом месте воткнул свою дубину в землю. Таким образом, бурный поток, хлынувший из пробитого отверстия, заполнил долину.

Нельзя не отметить пользу, которую составляли леса для этрусков. Состоящие их дубовых, многовековых буковых рощ, плодоносных орешников, ясеней, кленов, каштанов, они представляли собой труднопреодолимые препятствия. Так же они были богаты ягодами, орехами, дичью, дровами для отопления и древесным углем для металлургии и гончарства.

Немаловажную ценность для Этрурии представляли поля и луга с изобилием трав и цветов.

Примечательно, что этруски практически не знали массового производства мраморных саркофагов иди скульптур, изготовления колонн, применения мрамора для отделки архитектурных памятников. Для украшения своих построек они предпочитали обожженную глину. Трудности заключались не в отсутствии ресурсов, а в особенностях их расположения. Серьезных усилий и затрат требовала процедура добычи строительного камня. При всем при этом Этрурия была богата железом, о чем с завистью упоминалось у древних писателей.

Существует три основных варианта происхождения этрусков:

1)                 Считается, что этруски прибыли из-за моря и являются выходцами с Востока. Шведский историк Густав-Оскар-Августин Монтелиус считал археологические памятники Тосканы неоспоримым доказательством восточного происхождения этрусков. Его точку зрения разделяли Г.Кёрте, Н.Оберг, А.Гранье и другие ученые. Прямые прототипы будущей этрусской культуры в памятниках Урарту усматривал Андре Пиганьоль. Выходцами из эгейско-анатолийского региона считал этрусков один из лучших антиковедов Франции — Фридрих Шахермайр.

2)                 Следующая точка зрения сообщает, что этруски переселились на Апеннинский полуостров по суше с севера. Никола Фрере, французский просветитель и этнолог, выдвинул «северную версию» происхождения этрусков, полностью ныне потерявшую приверженцев. Известно, что его мнение разделял и немецкий ученый Б. Г. Нибур. Теодор Моммзен, немецкий историк, филолог и юрист, призывал искать родину этрусков в горах, к западу или северо-западу от Апеннинского полуострова. Так же безоговорочно поддерживали «северную версию» немецкий археолог В. П. Корссен и знаток итальянской археологии Вольфгант Гельбик.

3)                 Последний вариант происхождения этрусков гласит, что этруски — не пришельцы, а аборигенное население Италии. Гаэтанр де Санктис, итальянский антиковед, утверждал, что этруски были потомками носителей универсальной культуры террамар эпохи бронзы, от которой произошли все последующие италийские культуры. Его ученик, Луиджи Парети, превзошел учителя в категоричности, отказывая резко в праве на существование всем гипотезам, кроме «автохтонной». Швейцарский специалист Х. Мюленштейн полагал, что этруски — это результат смешения доиндоевропейского аборигенного населения Италии и переселившихся на Апеннинский полуостров племён, родственных урартам Закавказья [1, с.13]. Каковы же генетические корни этрусков? Италийское население эпохи неолита, в которое влилась небольшая доля индоевропейских пришельцев из Азии (в результате чего появилось пеласгическое население), послужило основой будущего этрусского этноса. В племена пеласгов влились затем носители культуры террамар бронзового века. Последнее внедрение относится к началу железного века, когда смешались протооско-умбрские пришельцы с аборигенами тогдашней Тосканы.

Цисра — один из первых самых известных и значимых этрусских городов. Само расположение города обрекло горожан на соперничество с соседями. Из-за расположенных в горах Тольфа квасцов и металлов они враждовали с жителями Тарквиний. С городом Вейи существовали притязания за обладание соляных залежей в устье Тибра, приносящих огромные доходы.

Везде, где бы ни был исследован археологический памятник, исследователи отмечают практически идеальную преемственность между объектами культуры Вилланова и более поздними этрусскими памятниками. Так, обряды погребения в Тарквиниях, гармонично следовали друг за другом в девяносто одной могиле.

Дополнительную информацию могут дать погребения. Следует отметить, что им уделено особое внимание в культуре этрусков. Установлено, что «кремация была не единственным погребальным ритуалом в Центральной Италии. Прежнего обряда ингумации, или захоронения тела, продолжали придерживаться в Умбрии, Южном Лации и других районах. В период культуры Вилланова II, в особенности в Северном Лации, существовала традиция хоронить тело в траншейной могиле, в которую также клались погребальные дары» [2, с.19]. Повсеместно распространено использование урн-хижин. Их применение было обусловлено верой народности в то, что покойный должен жить в таких же удобных условиях как и при жизни. Таким образом, во многих таких урнах и гробницах находят миниатюрную домашнюю утварь. Погребальный инвентарь — весьма скромен. Чаще всего находились предметы, применяемые в повседневной жизни: смычкообразные или лукообразные булавки-фибулы, бритвы в виде полумесяца, катушки, бобины и веретенные кольца.

Археологи утверждают, что формирующейся этрусской народности принадлежат могилы как с кремацией (процесс сожжения трупов в качестве обряда перед погребением), так и с ингумацией (захоронение покойника целиком, в противоположность кремации). Кладбища южной Этрурии и окрестностей Болоньи показывают на большое количество общих черт с могильниками на римских холмах и Альбанских горах. В ряде же других случаев заметны территориальные особенности, указывающие на полицентричность рождающейся Этрурии. Так же археологи указывают на то, что погребения свидетельствуют об относительном имущественном равенстве.

Влияние этрусков на римской земле очевидно в начале римской цивилизации. Но было ли это результатом простого мирного соседства и торговых контактов, подтверждающихся данными археологии? Феномен географической мобильности, существующий в архаическую эпоху, подтверждается текстами и наличием археологических данных: несколько имен кельтов, италиков, обосновавшихся в этрусской метрополии, были обнаружены в Этрурии в некрополе Крочефиссо дел Туфо в Орвието конца VI в. до н. э. Несмотря на то, что римляне заимствовали этрусский алфавит, в Риме продолжали говорить по-латински, и город не был полностью эструкизирован, несмотря на все заимствования и влияния. Таким образом, этрусские цари явились «естественным» проявлением тосканского присутствия в Риме. Но к другому видению ситуации может нас привести ряд источников, относящихся к периоду правления Сервия Туллия.

Император Клавдий, правивший с 41 по 54 гг. н. э., написал на греческом языке, согласно труду Светония «Жизнь двенадцати Цезарей», историю карфагенян и историю этрусков. Как известно, император был женат на представительнице одной из наиболее крупных этрусских семей — Ургуланилле. Благодаря такому стечению обстоятельств, Клавдий обладал архивами, для написания своего произведения. Труд был утрачен, но тема этрусков в одной из самых известных речей императора была сохранена на табличке Клавдия из Лиона. Согласно ей, в своей речи Клавдий пытался убедить сенаторов открыть двери их собрания перед знатными галлами, для чего привел исторические прецеденты, указывающие на то, что Рим всегда умел принимат лучших среди иностранцев. Это имело место с самого возникновения Рима, так как некоторые цари были сабинами (Нума Помпилий, Анк Марций) и этрусками (Тарквинии). Что касается Сервия Туллия, то несомненно имел место быть подобный случай [3, с.45].

Тит Ливий и другие римские историки превратили его в сына раба и латинской аристократки из Окрикулума, который был захвачен римлянами. Клавдию, однако, была известна этрусская версия: Сервий Туллий был этруском, и звали его Мастарна. Он был кем-то вроде кондотьера, участвовавшего в военных действиях на территории Центральной Италии в VI в. до н. э. вместе с братьями Виббена. По завершении своих походов Мастарна правил в качестве шестого царя Рима под латинским именем Сервий Туллий.

Согласно тексту, принадлежащему историку Веррию Флакку, Авл и Целий Виббена были выходцами из города Вульчи. Некоторые источники, однако, несут в себе иную информацию. Первый источник — надпись, выгравированная на основании кубка буккеро в сер. VI в. до н. э.. Надпись была переведена, как «Меня посвятил (божеству) Авил Випииеннас. Согласно нормам фонетики, сделан вывод, что Авил — это архаическое имя, которое соотвествует латинскому Авл, и весьма похоже на Вибенна. Следовательно, Авл Виббена принес в дар данный килик в стиле буккеро в Вейях. Все это происходило во время правления Сервия Туллия. Таким образом, можно сделать вывод, что существование этого соратника Мастарны-Сервия Туллия — реально [4, с.87].

В период этрусского владения Рим значительно изменился сравнительно с предшествующим этапом. Вклад этрусской народности особенно значим для города на семи холмах. Превратившись в достаточно большой и многолюдный центр, Рим укрепил свое политическое значение. Он занял руководящее место среди латинских городов, включился в систему затирбских и даже международных отношений.

 

Литература:

 

  1.                Жан-Ноэль Робер Ж.-Н. Этруски. М., 2007
  2.                Макнамара Э. Этруски. Быт, религия, культура. М., 2006
  3.                Бекштрем А. Исследования в области этрускологии. Выпуск 1. СПб, Типография М. А. Александрова, 1908
  4.                Залесский Н. Н. Этруски в Риме — Научные доклады высшей школы. — История науки — М., 1953, вып. 1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle