Библиографическое описание:

Узакова Л. П., Абдурахманова Ф. А., Мухаммедова М. О. Методика разработки проектирования колодки для детей с патологическими отклонениями стоп // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 216-218.



В данной статье приведена информация о методике разработки проектирования колодки для детей с патологическими отклонениями стоп.

Кючевые слова: плантограмма, гипсовые слепки, анатомический след, профилактический обувь, профилактическая колодка, вкладка

This article provides information on the development of design pads for children with pathologies of the feet.

В результате проведенных антропометрических исследований стоп школьников были определены параметры условных средних стоп, необходимые для построения колодок.

Из коллектива детей были отобраны дети, параметры стоп которых приближаются к средне-средним, рассчитанным для каждой из половозрастных групп. При выборе учитывались не только основные размерные параметры средне-средней стопы, но и анализировались плантограммы, с тем, чтобы отсеять детей с патологическими отклонениями и деформациями стоп. Для отобранной группы детей были получены слепки стоп, которые наряду с плантограммами и измеренными обхватными параметрами являлись исходной информацией при проектировании колодок. При разработке колодки для детской профилактической обуви в качестве исходной информации нами использовались гипсовые слепки стопы, полученные в положении опоры на мягкое основание при нулевой приподнятости пятки, поскольку высота приподнятости пятки в зависимости от половозрастной группы составляла от 14 до 19 мм (1/14Д в соответствии с рекомендациями М. И. Куслика).

При разработке колодок с анатомическим следом для детской профилактической обуви, на наш взгляд, будет справедлива методика проектирования колодки для низкокаблучной обуви, описанная выше. В тоже время необходимо учитывать особенности разработки колодок для детской профилактической обуви.

Построение развертки следа колодки производится по рассчитанной усредненной плантограмме для данной половозрастной группы.

Ширина следа профилактической колодки для школьников-мальчиков в середине пятки (сеч. 018Д) рассчитывалась по формуле: а ширина следа в пучках (сечение 0,68/0,72Д) . В нашем случае, при Д=225мм Школ018 составляла 50,1 мм, а школ0,68- 77,2 мм.

Как было установлено в главе 3, положение внутреннего пучка для школьников-мальчиков удалено от наиболее выступающей точки пятки на 0,73Д, а наружного пучка — 0,65 Д.

При проектировании детских колодок, необходимо учитывать величину суммарного припуска. Величина суммарного припуска сум) рассчитывалась по формуле:

Рсум123,

где Р1- минимальный функциональный припуск (0,045Д), мм; Р2-декоративный припуск, определяемый фасоном колодки, мм; Р3- припуск на полугодовой прирост стопы, задаваемый в колодках для детской обуви, мм. Припуск на полугодовой прирост стопы для школьников-мальчиков составляет 4,3 мм.

Кривая профиля следа строится по исходной кривой профиля следа стопы, полученного для случая опоры на мягкое основание.

Кривая следа колодки на фронтальной проекции в области наружного свода, пятки (сеч. 0,18Д) и пучковой части (сеч. 0.73Д) строится совпадающей с аналогичной кривой на контуре стопы.

В подсводной области в сечениях 0,3Д, 0,4Д и 0,5Д, с тем, чтобы задать необходимый зазор для обеспечения рессорной функции внутреннего продольного свода, кривая профиля следа колодки строится занимающей промежуточное положение между контурами фронтальной проекции и профиля следа стопы. Окончательная корректировка кривой профиля в подсводной области выполняется по результатам проектирования поперечно-вертикальных сечений с учетом экскурсии свода под нагрузкой.

В носочной части профиль следа строится по стандартной методике.

При построении поперечно-вертикальных сечений колодки их контур по наружному своду строится совпадающим с контуром стопы, а с внутренней стороны, в подсводной области — проходящим ниже исходной кривой на величину экскурсии свода.

С целью правильной установки стопы и способствования правильному формированию сводов след колодки для детской профилактической обуви в пяточной части (сеч. 0,18Д) имеет увеличенную стрелу прогиба, создающую в обуви углубление, способствующее правильной установке пятки, а в геленочной части задается равномерная выкладка как наружного, так и внутреннего сводов с наивысшей точкой в области пяточно-кубовидного сочленения (сеч. 0,36Д). Высота выкладки для школьников-мальчиков составляет 5–7 мм.

Для найденных параметров средне-средних стоп детей были разработаны образцы вкладных профилактических стелек (рис.1 а, б), предназначенные для использования в специальной профилактической обуви, изготовленной на колодках со стандартной формой следа, имеющей дополнительный припуск по следу на толщину вкладной стельки. Разработанные конструкции полустелек и выкладок сводов могут использоваться как в профилактической обуви, так и в обычной детской обуви массового производства.

Рис. 1. Конструкция вкладной профилактической стельки для детей

В пяточной части разработанных стелек под бугром пяточной кости предусмотрено углубление, способствующее ее правильной установке. Для разворота переднего края пяточной кости предусмотрена выкладка, как наружного, так и внутреннего сводов. Наивысшая точка выкладки находится в области пяточно-кубовидного сочленения в сечении 0,3 6Д и составляет от 5 до 7 мм. На рис.2. представлен один из предлагаемых вариантов конструкции вкладной профилактической стельки для детей.

Рис. 2. Вкладные элементы для детской профилактической обуви (а, б — стелька; в- полустелька, г, д — выкладки сводов)

Литература:

1. Конструирование изделий из кожи /Зыбин Ю. П., Ключникова В. М., Кочеткова Т. С., Фукин В. А., — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

2. Антропометрические и биомеханические основы конструирования изделий из кожи /Кочеткова Т. С., Ключникова В. М. -Легпромбытиздат, М, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle