Нормативы отчислений налогов в местный бюджет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.10.2016

Статья просмотрена: 13072 раза

Библиографическое описание:

Лисьих, И. В. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет / И. В. Лисьих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 533-535. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34167/ (дата обращения: 25.04.2024).



В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции [3, с. 48].

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный [1, с. 289].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

2016г. (%)

2017г. (%)

Тюменская область

6.45

3.88

4.80

Сахалинская область

0,87(профицит)

7.28

7.32

Республика Башкортостан

7.13

8.79

7.49

Томская область

7.91

8.27

9.95

Московская область

10.46

7.37

7.30

Краснодарский край

7.17

0.00

1.44

Законами субъектов о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты согласно приложениям к закону. В таких приложениях распределены нормативы отчислений в процентном отношении по каждому муниципальному образованию субъекта.

Например, согласно Закона Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» отчисления от налога на доходы физических лиц в областной бюджет происходит от самых крупных субъектов области, таких как:

‒ Уватский муниципальный район (за исключением межселенных территорий) по нормативу 60 %;

‒ Упоровский муниципальный район по нормативу 60 %;

‒ Заводоуковский городской округ по нормативу 57 %;

‒ Городской округ г. Ишим по нормативу 57 %;

‒ Городской округ г. Тобольск по нормативу 64 %;

‒ Городской округ г. Тюмень по нормативу 77 %;

‒ Городской округ г. Ялуторовск по нормативу 65 %;

В бюджеты муниципальных районов, городских округов установлены нормативы:

‒ по Бюджетному кодексу (5 и 15 % в зависимости от субъекта),

‒ дополнительные нормативы, (от 8 % до 85 %).

Таким образом, нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года.

Тем не менее, налоговых поступлений не достаточно для обеспечения полномочий органов публичной власти разных уровней. Для эффективного функционирования бюджетной системы РФ происходит перераспределение бюджетных ресурсов, для этого государству необходимо изымать часть доходов бюджета более высокого уровня и перераспределять их между муниципальными образованиями с помощью дотаций, субсидий и субвенций.

Литература:

  1. Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарии к диссертационным исследованиям по финансовому праву. — М.: Статут, 2009. — С. 289–290.
  2. Дементьева О. А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность. // Законодательство и экономика. — 2013. — № 2. — С. 5–16.
  3. А. С. Нешитой. Бюджетная система РФ. — 10-е издание. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 336 с. (стр. 48)
  4. Савостьянова С. А. Правовое регулирование доходов местных бюджетов. // Финансовое право. — 2011. — № 9 — С. 14–18.
  5. А. З. Селезнев, Ф. И. Ниналалова. Бюджетная система Российской Федерации — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 272 с. (ст. 41)
Основные термины (генерируются автоматически): налог, плановый период, местный бюджет, местное самоуправление, областной бюджет, бюджет, Российская Федерация, БК РФ, норматив отчислений, Тюменская область.


Ключевые слова

полномочия, налоги, местный бюджет, нормативы отчислений

Похожие статьи

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Вопрос формирования и развития местного самоуправления является важным не только для ученых и политиков, но и для граждан, поскольку именно муниципалитеты призваны обеспечивать их интересы.

Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ...

При анализе соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] (далее — БК РФ), регулирующих порядок предоставления субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В Бюджетном кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты [1]. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в табл. 1.

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовая помощь, доход, Бюджетный кодекс РФ, налог, образование, орган. Ключевые слова. местный бюджет, дефицит бюджета...

Основные направления бюджетной и налоговой политики...

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление, региональный уровень, сельское поселение, Ивановская область, бюджетная система.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Доля регионального бюджета. Федеральный бюджет. Консолидированные бюджеты субъектов РФ. Всего.

Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Похожие статьи

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Вопрос формирования и развития местного самоуправления является важным не только для ученых и политиков, но и для граждан, поскольку именно муниципалитеты призваны обеспечивать их интересы.

Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ...

При анализе соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] (далее — БК РФ), регулирующих порядок предоставления субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В Бюджетном кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты [1]. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в табл. 1.

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовая помощь, доход, Бюджетный кодекс РФ, налог, образование, орган. Ключевые слова. местный бюджет, дефицит бюджета...

Основные направления бюджетной и налоговой политики...

налоговая политика, бюджетная политика, муниципальное образование, местный бюджет, Российская Федерация, направление, региональный уровень, сельское поселение, Ивановская область, бюджетная система.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Доля регионального бюджета. Федеральный бюджет. Консолидированные бюджеты субъектов РФ. Всего.

Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Задать вопрос