Библиографическое описание:

Колмакова В. В., Ходырев А. Б. Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея в современном российском законодательстве // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 699-702.



В статье проводится попытка сравнительно-сопоставительного анализа содержания законов Моисея и статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что в основу статей современного УК РФ легли ветхозаветные заповеди.

Ключевые слова: российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы Моисея, Ветхий Завет, Декалог

На современном этапе в российском обществе ярко выражены процессы материальной и нравственной поляризации. Многие жители России не в состоянии самостоятельно определить свои морально-нравственные ориентиры, т. к. традиционные ценности постепенно отходят на второй план. Это приводит к появлению таких отрицательных личностных качеств как нравственная индифферентность, излишняя грубость и т. п., что особенно заметно в молодёжной среде. Кроме того, большое влияние на молодых россиян оказывает современная массовая культура, преимущественно западная, зачастую отличающаяся примитивностью ценностей [5]. Первоочередной задачей любого государства является создание такой правовой системы, в которой сохраняются духовно-нравственные ценности личности. Большую роль в этом процессе может сыграть «возвращение к жизни» моральных норм, базирующихся на религиозных правилах, и их соблюдение. Опыт многих поколений подсказывает, что правовые системы, в которых право, будучи не отождествлённым с религией, придаёт некоторым религиозным правилам качество юридических норм, способствуют формированию благоприятных условий для общественной жизни.

Независимо от того, насколько силён в данном государстве светский фактор, религиозные правила могут оказывать косвенное влияние на ряд нормативно-правовых актов, а также на вынесение судебных решений. Правовые и религиозные нормы могут частично или полностью совпадать между собой, так как последние представляют из себя мощный регулятор общественного поведения [5]. Характер взаимодействия религиозных и правовых норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется тем, насколько они связаны с моралью и насколько право связано с государством. Несмотря на то, что в статье 14 Конституции РФ говорится о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [7], христианство остаётся доминирующей религией в нашей стране. Этот факт подтверждается не только данными статистики, но и тем, что в Российской Федерации в основу многих законов положены Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2–17, Второзаконие 5:6–21) [2, 3] или, как более привычно их называют, Законы Моисея [1].

Согласно Библии тексты заповедей (Декалога) Бог дал еврейскому пророку Моисею, когда тот находился на горе Синай. Написанные на двух каменных скрижалях, они содержали в себе руководства для личной и общественной жизни и законы, которые еврейскому народу запрещено было нарушать.

1–4 заповеди обязывают человека чтить Бога, его имя и его законы, 5–9 заповеди заключают в себе обязанности любви к ближнему (т. е. ко всем людям). В 10 заповеди отражен призыв людей к чистоте помыслов и желаний.

Первая заповедь. «Я — Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Бог, который является источником всех благ и верховным руководителем человека, требует, чтобы люди поклонялись только Ему, потому что других богов попросту не существует.

Вторая заповедь. «Не создавай себе кумира…» Господь запрещает своему народу создавать материальные или нематериальные объекты поклонения, культы и т. д. Для многих современных людей кумирами стали богатство, физическое удовольствие и почитание навязанных модой идеалов.

Третья заповедь. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человек обязан почитать имя своего Бога и не употреблять его всуе.

Четвертая заповедь. «Надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему». В течение шести дней человек должен работать, а в седьмой (субботу) — уделять время для духовного обогащения, богослужений, помощи нуждающимся.

Пятая заповедь. «Почитай отца и матерь свою…» Человек обязан любить своих родителей, уважать их мнение, и что самое важное — не оскорблять их словами или делами. Неуважение отца и матери в Ветхом Завете считается великим грехом и карается смертью.

Шестая заповедь. «Не убивай». Заповедь запрещает лишать человека жизни, т. к. жизнь — божественный дар, и только Бог имеет право её отнять. То же касается и самоубийц.

Седьмая заповедь. «Не прелюбодействуй». Заповедь призывает неженатых людей быть целомудренными, а женатых — верными супругу.

Восьмая заповедь. «Не кради». Богом запрещается присвоение человеком чужого имущества, в т. ч. взяточничество, лихоимство, лишение работника положенной ему платы и т. д.

Девятая заповедь. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить.

Десятая заповедь. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и дурных помыслов. Человек должен заботиться о духовной чистоте. Любая недобрая мысль уже греховна, это первый толчок к неблаговидному поступку.

Чтобы подтвердить предположение о непосредственной связи законов Моисея с современными нормативно-правовыми актами, достаточно проанализировать и сопоставить их содержание. Более подробно хотелось бы остановиться на тексте Шестой заповеди, т. к. здесь говорится об убийстве — поступке, являющемся вершиной бесчеловечности.

Первоначальный смысл заповедей распространялся только на представителей еврейского народа, т. к. им предусматривались такие «не богоугодные» деяния как, например, убийство человека враждебного племени или вероотступника. При этом Моисей преднамеренно сузил список племенных объединений, подлежавших уничтожению, оставив в нём лишь те, которые исповедовали варварские обычаи, а также соперников Израиля, претендовавших на территорию Палестины. В отношении остальных народов следовало руководствоваться определёнными правилами, исключающими крайние проявления жестокости [3].

Суровость заповедей вполне объяснима, так как по факту Моисей должен был объединить общество, принадлежащее к первобытно — общинному строю, и впоследствии создать на его базе полноценное цивилизованное государство. Лейтмотив этики пророка — идея справедливости, поэтому наказанием за нарушение заповедей (например, лжесвидетельства) согласно библейскому тексту могло быть осуществление насилия по отношению к человеку, его замышлявшему или уже совершившему: «Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор., 19:19–21) [2]. «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх., 21:12–14) [3].

Проявление милосердия в современном понимании со стороны Бога и, соответственно, его народа могло относиться только к вдовам и сиротам: «А жильца не притесняй и не подавляй его, ибо жильцами вы были в Стране Египетской. Всякую вдову и сироту не угнетай. Если ты будешь угнетать его, то если он возопит ко Мне, услышу Я его вопль, ибо милостив и милосерден Я. И возгорится мой гнев, и Я убью вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши сыновья сиротами» (Исх., 22:21–23) [3]. В данном фрагменте говорится о том, что наказание обидчику последует непосредственно от самого Бога. Тем не менее, можно предположить, что здесь также используется принцип талиона, а в роли «меча» выступают люди, верные божественным законам.

Представленные отрывки наглядно демонстрируют крайнюю суровость ветхозаветной системы наказаний за преступление. Нынешние законы обладают гораздо более высокой степенью гуманности по отношению к преступнику. Чтобы подтвердить этот факт, обратимся к анализу статей современного УК РФ, где речь идет об убийстве (Ст.ст. 105–109). Согласно статье 105 УК РФ п.1: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) [8].

Эквивалент данной статьи можно найти в одном из библейских текстов, раскрывающих смысл шестой заповеди (Числа, 35:16–18): «Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет, или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца» [4]. Данный фрагмент позволяет судить о том, что в Библии не учитывались такие подробности как способ совершения преступления, количество его участников и т. д., в отличие от современного закона, где каждому из подобных обстоятельств соответствует определённая степень вины и суровость наказания для виновника содеянного (Ст. 105 УК РФ, ч. 2) [8]. Тем не менее, нельзя утверждать, что у преступника того времени полностью отсутствовала возможность избежать справедливого наказания: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Чис., 35:30) [4]. Согласно правилам Синедриона, для приведения смертного приговора в силу требовалось преимущества большинства не менее, чем в два голоса. В голосовании мнение свидетелей преступления играло решающую роль. Кроме того, преднамеренно строгие процессуальные требования способствовали весьма редкому исполнению приговоров [4].

По определению, представленному в п. 1 статьи 56 УПК РФ [9], свидетелем является лицо, владеющее достоверной информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний. В п. 8 данной статьи говорится: «За дачу заведомо ложных оказаний либо отказ от дачи показаний свидетель несёт ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 УК РФ».

Можно предположить, что данное правило сводило к минимуму риск лжесвидетельства против невиновного, но при этом давало преступнику шанс подвергнуться более «мягкой» форме наказания вместо той, которая предусматривалась за обычное убийство: «Если же он толкнёт его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла, или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя, уронит на него так, что тот умрёт, но он не был врагом его и не желал ему зла, то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям; и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем» (Чис., 35:22–25) [4].

Как мы видим, значительное внимание уделено порядку выяснения степени вины и характеру виновности человека (аналогично с законами Ману). Уже в то время, что вполне логично, различали умышленное и неумышленное убийство. Неумышленное убийство подразумевало кровную месть при нарушении убийцей границ города-убежища (Чис., 35:26–27) [4]. В современных реалиях благодаря возможности проведения следственных действий (осмотр места преступления, допрос обвиняемого/свидетеля и т. д.) возникновение таких ситуаций практически полностью исключается. Кроме того, дальнейшая судьба нарушителя закона определяется государственными органами судебной власти, а не обществом.

В отличие от законов Моисея, в которых кровная месть считается нормальным и вполне оправданным явлением, современный УК РФ расценивает данное действие как уголовное преступление (Ст. 105, ч. 2, п. е.1 УК РФ) [8]. На данный момент более цивилизованная, чем ветхозаветная, форма наказания за причинение смерти по неосторожности регулируется статьей 109 УК РФ [8] и предусматривает наказание исправительными либо принудительными работами, либо лишением свободы сроком до двух лет. Более жесткое наказание за причинение смерти по неосторожности предусмотрено в случае совершения преступления профессиональным лицом либо группой лиц.

Библия также предусматривает наказание за нанесение человеку телесных повреждений. При этом особые права имеют рабы еврейского происхождения, их владельцы и беременные женщины: «А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро» (Исх., 21:20–21) [3] Также в Библии сказано, что при нанесении тяжких телесных повреждений рабам либо служанкам хозяином, последний должен отпустить их на волю. В случае же, когда нанесены побои беременной женщине случайными людьми и она выкинет, виновные должны выплатить пеню, наложенную мужем беременной, в присутствии посредников. При нанесении тяжкого вреда здоровью беременной виновные обязаны принять такую же меру наказания, что и потерпевшая.

Для участников конфликта, являющихся свободными людьми, выкуп (по существу — материальная компенсация) предусматривается только в случае, если потерпевший не погибает от полученных увечий. Иначе виновника ждёт смерть (Исх., 21:18–19) [3].

Современное Российское законодательство признает невозможность назначения смертной казни в случае причинения тяжкого и среднего вреда здоровью потерпевшему. Согласно ст. 111 УК РФ, п. 4 «Деяния, предусмотренные ч.1, ч.2 или ч.3 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, — наказываются лишением свободы на срок до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ)" [8].

Таким образом, учение Моисея, на первый взгляд, не несёт в себе гуманистической направленности, и даже может показаться антигуманным, в отличие от современных законов, где ценность жизни отдельного индивида преобладает над интересами враждебно настроенного против него общества. Это можно объяснить тем, что в настоящее время незначительные (с точки зрения государства) противозаконные действия никак не могут пошатнуть окончательно сформировавшуюся социальную структуру, которая во времена Ветхого Завета находилась ещё в зачаточном состоянии.

Со времени прихода христианства на Русь библейские нормы морали оказали значительное влияние на формирование отечественной культуры [6]. Идеи, изложенные в заповедях Ветхого Завета, также нашли отражение и в законах Советского государства, несмотря на отсутствие религиозной направленности русской идеологии того времени. Будучи официально неверующими, жители СССР смогли сохранить довольно высокий уровень нравственности и морали (в основном благодаря массовой пропаганде культуры личности и высокому уровню контроля общественной жизни со стороны государства).

Постсоветская эпоха охарактеризовалась необычайно высоким уровнем либерализма по сравнению с предыдущей. На данный момент в России не существует чётко сформулированной национальной идеи, которая накладывала бы определённые ограничения на формирование ценностей и идеалов современных граждан. Поэтому большинству нерелигиозных людей приходится самостоятельно выбирать принципы и жизненные установки, которым стоит следовать.

Проведенный анализ подтверждает тот факт, что идеи ветхозаветных заповедей в настоящее время имеют место в Российском Законодательстве. Современные законы выступают в роли альтернативы и (или) логического продолжения «правил жизни», переданных людям через пророка Моисея. Религиозные нормы, на основе которых строится христианская идеология, доказали свою жизнеспособность и актуальность. Это объясняется тем, что Десять Заповедей содержат в себе информацию, необходимую для формирования у социума ценностей, позволяющих создавать стабильные общественные системы. Существующая в РФ правовая система включает в себя гораздо более обширный и дополненный список норм и правил поведения, представленных в Библии. Следовательно, можно утверждать, что гражданин, не обладающий религиозными знаниями, так или иначе связывает свою жизнь с религией посредством исполнения государственных законов.

Литература:

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. — Энциклопедический словарь. М: «Русское слово». — 1996 г. — 5547с.
  2. Библия, Второзаконие (синодальный перевод) на сайте: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
  3. Библия, Исход (синодальный перевод) на сайте: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
  4. Библия, Числа (синодальный перевод) на сайте: http://allbible.info/bible/sinodal/nu/1/
  5. Колмакова В. В. Повышение уровня духовно-нравственной культуры современной молодежи. Education & Science — 2016// Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Издательство: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd.(St. Louis) Ч.2. 2016. С. 155–159.
  6. Колмакова В. В., Савельев Т., Федоненко К. «Язык Библии» и его роль в русской культурной традиции// Молодой ученый. — № 7 (111.4). — 2016. — с.13–14.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  8. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
  9. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle