Библиографическое описание:

Маммадов М. Экономический механизм возникновения кризисного состояния организации // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 356-358.



The paper discusses the features of appearance of a crisis state organizations in Russia and the procedures used in relation to companies which are in a state of insolvency. The subjects raised by the authors, is relevant in view of the negative phenomena in the macro-economic life of Russia in the period 2014–2016 years.

Key words:bankruptcy, insolvency, arbitration court, case management, financial obligations

При несвоевременном решении проблем организаций на начальной стадии они могут усугубляться и перерастать в кризис ликвидности.

Рис. 1. Графическое изображение стадий кризиса

Развитие кризиса ликвидности включает в себя несколько этапов.

Кризис стратегии — в ходе этого этапа проявляется неэффективность выбранной менеджером стратегии функционирования организации. Источниками стратегического кризиса являются неверные управленческие решения в основной деятельности, в выборе клиентов, в определении ключевых факторов успеха.

Структурный кризис — зависит от факторов внешней среды и является следствием приятия неверных стратегических решений. Это незамедлительно приводит к кризису рентабельности (денежному кризису).

Кризис рентабельности — стратегические и структурные недостатки организации приводят к тому, что организация перестает приносить прибыль.

Кризис ликвидности — краткосрочные действия не решают фундаментальных проблем убыточного бизнеса и приводят организацию к недостатку денежных средств. Если в ходе развития кризиса в организации не принималось никаких антикризисных мер, организация неизбежно следует к следующей стадии.

Несостоятельность — именно на этой стадии применяется Закон о банкротстве.

В общих чертах в процедуре оздоровления можно выделить следующие четыре этапа:

− экспертная экспресс-оценка состояния организации;

− первоначальные меры по стабилизации;

− анализ хозяйственной деятельности;

− поиск путей выхода из кризиса.

Экспресс-оценка состояния организации.

Экспресс-оценка является неотъемлемой частью процесса оздоровления предприятия и направлена на определение путей выхода предприятия из кризиса.

В самом общем виде экспресс — оценка состоит из 3 этапов.

Сбор информации необходим для анализа хозяйственной деятельности предприятия, определения проблем и ключевых вопросов, стоящих перед клиентом, руководством и другими заинтересованными сторонами. Информация, которую необходимо получить, включает в себя:

− сводную финансовую информацию за последние 3 года;

− бизнес планы предприятия;

− договоры, контракты, информацию о клиентах и поставщиках;

− информацию о важнейших последних событиях;

− последние отчеты руководства;

− другие необходимые материалы.

Полученная информация должна позволить определить основные риски бизнеса и методы работы с ними и дать оценку действиям руководства предприятия в создавшиеся условиях.

Анализ ликвидности предприятия — это определение немедленной потребности предприятия в денежных средствах. Путем сравнения текущих денежных потоков и имеющихся финансовых инструментов необходимо оценить, грозит ли предприятию денежный кризис. Для того чтобы представить реальную картину, следует особенно четко спрогнозировать даты поступления денежных средств на расчетный счет предприятия. Также потребуется провести проверку надёжности клиентов и контрагентов, что может выявить возможности по стабилизации организации. При проведении экспертной оценки организации, находящегося в кризисе, следует проверить достоверность финансовых данных. Используемые методики включают: финансовое планирование, анализ SWOT, анализ технологий, имеющихся в портфеле организации, и анализ чувствительности финансовых результатов организации к принимаемым управленческим решениям.

Для того, чтобы преодолеть кризис ликвидности, необходимо пересмотреть документы и концепции, определяющие развитие организации.

Бизнес-план.

Назначение бизнес плана состоит в том, чтобы предоставить заинтересованным лицам цели руководства и методы, с помощью которых они будут достигнуты.

Бизнес план должен быть информативным, объективным, реалистичным, кратким.

Основные элементы бизнес плана: введение, история организации и ее текущее состояние, рынок и конкуренция, сбыт и потребители, производственные мощности, персонал.

Стратегия перепрофилирования.

Цель стратегии — повышение эффективности работы организации в режиме оздоровления. В ходе оценки стратегических альтернатив рекомендовано рассмотрение следующих показателей:

− уровень издержек;

− добавленная стоимость и стратегии дифференциации ее по товарным группам;

− вертикальная горизонтальная интеграция;

− инвестиционная политика;

− поглощения слияния и союзы;

− диверсификация производства;

− «бренд» или собственная торговая марка;

− продажа бизнесаи ликвидация предприятия.

Существует множество операций, при которых сокращение издержек может быть выполнено при помощи новых технологий.

Отчеты и мониторинг.

При мониторинге рассматриваются результаты аналитической и консультационной деятельности антикризисного управляющего.

С целью увеличения значимости рекомендаций они должны соответствовать следующим требованиям:

  1. удовлетворять потребностям клиента;
  2. выявлять преимущества, недостатки и риски планируемых мероприятий;
  3. быть коммерчески привлекательными;
  4. представлять инновационные решения;
  5. выявлять проблемы;
  6. увеличивать конкурентоспособность.

На стадии оценки хозяйственной деятельности проводится только оценка хозяйственной деятельности организации, без оценки его финансовой деятельности. Цель этой стадии — выявление имеющихся перспектив данного бизнеса.

В ходе экспертной оценки следует разработать программу мероприятий по сохранению организации. Стабилизация не осуществима при плохих внешних и внутренних связях.

Основные мероприятия программы стабилизации для выхода из денежного кризиса:

− контрольденежных потоков, включающий в себямеры по обеспечению мониторинга всех обязательств и платежей, которые должны использоваться в соответствии с прогнозом движения денежных средств.

− изменение структуры оборотного капитала посредством работы с кредиторами, взыскания дебиторской задолженности, сокращения остатков товарно-материальных запасов и реализации избыточных активов. Если сокращение издержек возможно, то оно должно быть принято немедленно.

Текущие финансовые решения должны учитывать только источники финансирования, доступные для организации.

Анализ хозяйственной деятельности и перепрофилирования организации.

После осуществления эксперт-оценки, при условии успешного начала реализации краткосрочных мероприятий стабилизированного характера требуется составление более четкого долгосрочного плана оздоровления. В такой динамической среде как бизнес, при осуществлении мероприятий по оздоровлению организации необходим постоянный контроль проводимых работ. Поиск данных, проверка с использованием аналитических методик необходимы для того, чтобы иметь реальное представление о ситуации в организации, а также для построения заключений, основанных на достоверных данных.

Анализ внешней среды — это начало анализа состояния организации, который показывает, насколько привлекательны сегменты рынка, на которых работает данная компания. Сегментация рынков является одной из наиболее сложных стадий в разработке и оценке стратегии деятельности.

Анализ внешней среды будет наиболее эффективен, если сосредоточиться на ключевых факторах и причинах, вызвавших изменения в анализируемом бизнесе.

Анализ внутренней среды можно провести с помощью модели, которая устанавливает ряд внутренних переменных, влияющих на работу организации: стратегия; процессы; технология; люди; структура; клиенты, товары и услуги, культура.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение целей организации. В большинстве кризисных организаций данный процесс либо вообще не проводится, либо неадекватен реальной экономической ситуации.

Стратегический план должен соответствовать миссии компании, а также определять финансовые потребности организации. Все данные должны основываться на критериях рентабельности, динамики прибыли и отдачи инвестиции.

Для того чтобы быть прибыльным, организация должна иметь постоянное конкурентное преимущество, а также владеть информацией, позволяющей получить реальное представление о ключевых производственных факторах и потенциальных рисках.

Анализ системы коммерческой деятельности должен быть сосредоточен на проверке соответствия функций маркетинга и сбыта принятой стратегии, а также на возможностях повышения эффективности маркетинга и сокращения издержек. Важным фактором при оценке стратегии и перспектив компании являются трудовые ресурсы. Культура организации является самой мощной переменной. Способность компании меняться, отметать старые привычки и вносить новые является важнейшим фактором финансового оздоровления.

Литература:

  1. Докукина А. А., Иванова Е. А. Прогнозирование банкротства организации на основе оценки финансового состояния // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2015. — № 1(13). С. 35–47.
  2. Лошкарев А. В. Экономическая целесообразность некоторых процедур несостоятельности (банкротства) в России: статистико-правовой анализ // Вопросы экономики и права. — 2015. — № 1. — С. 11–16.
  3. Крохичева Г. Е., Архипов Э. Л. Прогнозирование банкротства как элемент экономической безопасности // Науковедение (электронный журнал). — 2016. — т. 8. № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle