Библиографическое описание:

Казарян А. В. Особенности стилей педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 695-697.



Прежде чем мы начнем разбирать стили педагогической деятельности, необходимо сначала дать определение понятию «педагог». Толковый словарь Ушакова трактует это определение следующим образом: педагог — это человек, профессионально занимающийся преподавательской работой. Это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области [4].

Следует отметить, что само слово «педагог» образовалось от греческого «paidagogos», что в буквальном переводе означает «раб». В древней Греции педагогами считались те рабы, которые были не приспособлены к физическому труду. Их обязанность заключалась в том, чтобы провожать детей своего хозяина в школу, и заниматься их воспитанием.

Естественно в XXI веке значение этого термина кардинально изменилось. Неизменным осталось одно — воспитание. Каждый педагог должен дать своим ученикам не только академические знания, но и воспитание, что является неотъемлемой частью становления личности. Педагог не только передает знания своим ученикам, он является также проводником, гидом для своих учеников в окружающий их мир. Большинство педагогов с удовольствием берут на себя роль воспитателя, который помогает и способствует развитию способностей и талантов ученика.

У каждого педагога есть свой собственный и неповторимый стиль общения. В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [2].

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие таких факторов, как особенности самой деятельности, индивидуально-психологические особенности субъекта данной деятельности — учителя (преподавателя), которые включают в себя личностные, индивидно-типологические и поведенческие особенности, а также особенности обучающихся (возраст, уровень знаний, статус, пол, и т. д.) [1].

Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя. Согласно А. К. Марковой стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, либеральный и демократический [3].

У каждого стиля есть свои особенности и методы, которые наилучшим образом способствуют восприятию учебного материала, а также воспитанию и развитию ученика.

В авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Преподаватель единолично принимает решения, не учитывая интересы учащихся. А также устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Своими правами пользуется без учета ситуации и, собственно, мнений учащихся. Не считает нужным обосновывать свои действия перед учениками. Результатом такого поведения является то, что учащиеся теряют активность во время уроков, а если и проявляют ее, то только при ведущей роли учителя. Педагоги данного стиля недооценивают такие качества детей, как инициативность и самостоятельность и преувеличивают их отрицательные качества: недисциплинированность, лень и безответственность. При таком стиле воздействия страдают ученики. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Все силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение новых знаний и собственное развитие, что, безусловно, является отрицательным фактором для обучающихся.

Поучения и приказы — главный метод воздействия учителя данного стиля. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный педагог обладает профессиональной неустойчивостью и низкой удовлетворенностью своей профессией. Для учителей с этим стилем руководства главное — методическая культура. Зачастую такие учителя являются лидерами в педагогическом коллективе.

Однако нужно отметить, что, несмотря на многие недостатки авторитарного стиля педагогической деятельности, в некоторых случаях, как, например, в работе со «сложными детьми» (нарушителями) он является наиболее эффективным.

Педагога либерального стиля можно охарактеризовать такими терминами, как безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам или же своим коллегам. Организация и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. Педагог периодически «забывает» о своих прежних требованиях. Опрос учащихся он проводит не на каждом уроке, задает шаблонные вопросы, колеблется при выставлении отметок и в основном завышает их. Часто исправляет отметки в журнале или же вовсе не выставляет их в дневник или в журнал. Хотя при этом активно использует напоминание об отметке как способ принуждения.

Характерным для учителя-либерала является нерациональное соотношение времени опроса с другими этапами урока. Их мало заботит, что ученики не успеваю или же вовсе не понимают учебный материал. Они не прилагают никаких усилий для организации учебной деятельности учащихся по исправлению текущих неудовлетворительных отметок.

Из-за нерешительности и постоянных колебаний у такого учителя в классе всегда ощущается неустойчивый микроклимат. Данный педагог не редко переоценивает возможности своих учеников, воспринимая их как инициативных, самостоятельных и общительных.

Эффективность работы коллективов, руководимых такими педагогами, обычно низкая. Будучи конформистом, такие педагоги часто избегают ссор и конфликтов, поэтому во взаимоотношениях с окружающими они максимально вежливы и доброжелательны.

Несмотря на явные различия между авторитарным и либеральным стилем, их все же объединяет отчужденность и дистанцированность от воспитанников, обособленность положения педагога в коллективе.

Третий стиль педагогической деятельности — это демократический. Педагог, который придерживается данного стиля, рассматривает ученика, как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний. Такой преподаватель доброжелателен к своим воспитанникам, он стремится создать приятную и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках. Это способствует созданию дружественного взаимопонимания между педагогом и воспитанником, и вызывает у учеников положительные эмоции, уверенность в себе и дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Кроме того, учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. В данном стиле педагог учитывает не только академическую успеваемость ученика, но и его личностные качества.

Побуждение к действию, совет, просьба — являются одним из основных методов воздействия. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности и высокой самооценки, так как учитель с этим стилем больше обращает внимание на свои психологические умения. Для педагога-демократа характерно адекватная оценка успехов и неудач учеников, самокритичность, стремление выяснить мотивы, причину и суть конфликта в коллективе и извлечь из этого пользу для дальнейшей педагогической работы.

В общении такие педагоги, как правило, корректны, терпимы и справедливы. Они отличаются высокой требовательностью к себе и к другим, способны принять на себя ответственность в случае групповой неудачи. Для таких учителей характерна большая профессиональная устойчивость и удовлетворенность своей профессией.

Исходя из нашего исследования, можно сказать, что наиболее благоприятным стилем является демократический стиль. Однако стоит отметить, что в реальной жизни тот или иной стиль деятельности в «чистом» виде обычно не встречается. Каждому педагогу, как правило, присущи проявления различных стилей деятельности при доминирующей роли одного из них.

На наш взгляд кроме стиля педагогической деятельности современный педагог должен также обладать педагогической убежденностью, умением адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, самокритичностью, педагогическим общением и поведением, педагогическим тактом и этикой, умением слушать и слышать собеседника. Также у него должен быть неподдельный интерес к познанию внутреннего мира людей. Еще одним важным качеством является умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, и при этом стараться адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние.

Как и для любого образованного человека, так и для педагога в особенности, стремление к постоянному самосовершенствованию должно быть задачей первостепенной важности. Особенно в наш век современных технологий, когда каждый год появляются новые способы и методы преподавания. Педагог должен быть в курсе всех новинок, ибо с их помощью он сможет улучшить качество обучаемого материала и сделать свой урок гораздо интереснее и познавательнее для своих учеников.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384с.
  2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  3. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  4. Толковый словарь Ушакова. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922834 (дата обращения: 31.09.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle