Библиографическое описание:

Кокуева Э. С. Современное состояние коммерческих банков в экономике Кыргызской Республики // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 313-318.



В настоящей статье рассмотрена общая макроэкономическая среда и экономическая сущность банков, предложена информация о текущей ситуации в банковском секторе Кыргызской Республики.

Ключевые слова: ВВП, банковский сектор, банковская система, коммерческие банки, инвестиционный проект, кредитный портфель, ресурсы банка, платежные карты, безналичные платежи

Переход экономики Кыргызской Республики к рыночным отношениям вызвал появление большого числа новых по своей форме и содержанию (кооперативных, паевых, частных, коммерческих, акционерных, государственных, иностранных) банков, а также созданию иных кредитных учреждений (пенсионные, инвестиционные фонды, ломбарды, кредитные товарищества).

Активному развитию банков также способствовало принятие в 1997 году законов «О Национальном банке Кыргызской Республики»и «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». В результате был упразднен ранее действовавший на территории республики закон «О банках и банковской деятельности в Кыргызской ССР», который уже не соответствовал рыночным условиям.Этим законом были определены основные задачи и функции Национального банка. В том числе в сфере денежно-кредитного регулирования перечня операций, осуществляемых Национальным банком и коммерческими банками, а также принципы и методы регулирования государством деятельности коммерческих банков.

Принятые законы расширили и конкретизировали функции и задачи Нацбанка, закрепив его независимость от правительства и других органов власти. Помимо этого Нацбанку были предоставлены полномочия по разрешению проблем, возникающих в процессе создания и ликвидации банков, их, а также установление перечня экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой, хотя Нацбанк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Контрольные и надзорные функции Нацбанка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.

В свою очередь, закон «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» четко определил функции, права и обязанности коммерческих банков, их правовой статус как акционерных обществ. Отличительной особенностью введенных законов как и в мировой практике было установление более высоких требований к порядку создания банков. Это способствовало повышению ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Такие перемены усиливали требования к личным качествам руководителей банков.

Начало очередному этапу развития банковской сферы было положено в то время, когда в обращение была введена национальная валюта «сом». Наряду с открывающимися многочисленными положительными возможностями данное обстоятельство позволило Кыргызстану проводить свою самостоятельную денежно-кредитную политику, нацеленную на внутреннюю и внешнюю стабильность экономики. Опираясь на имевший место негативный опыт, в этот период были приняты меры по установлению определенных экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т. д.

В целом, можно констатировать, что требования Нацбанка КР к уровню капитализации банков ускорили оздоровление банковского сектора за счет слияния/присоединения банков, добровольного преобразования низко капитализированных банков в кредитные товарищества, аннулирования лицензии на проведение всех банковских операций и применения процедуры принудительной ликвидации в отношении финансово неустойчивых и неплатежеспособных банков. Все это позволило сформировать устойчивую банковскую систему с высоко капитализированными банками, осуществляющими свою деятельность на уровне международных стандартов.

Как уже было отмечено, в 1997 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», в который неоднократно вносились изменения и дополнения. Вместе с этим постановлением Президента Кыргызской Республики была утверждена первая Программа реформирования банковской системы Кыргызстана. В результате реализации данной Программы банки должны были стать кредиторами экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов.

В этот период значительно выросло количество организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, что было одним из признаков развития финансового посредничества в Кыргызстане.

Такие преобразования положили начало реструктуризации банковской системы, основой которой было сокращение числа банков путем жесткой селекции. Результатом этих мер явилось то, что нестабильно функционирующие банки были ликвидированы или объединились, образуя дочерние банки.

Это коснулось банков, которые активно и под высокие проценты кредитовали промышленные предприятия и новообразованные коммерческие фирмы. В условиях высокой инфляции промышленные предприятия практически не имели возможности платить большие проценты из-за относительно длительного производственного цикла, а вновь создаваемые фирмы, как правило, не имели залоговых гарантий, и вероятность возврата ими кредитов была низкой.

Стало популярной выдача кредитов руководителями банков за определенную плату или просто своим родственникам. В условиях отсутствия залогового обеспечения или твердых гарантий большинство этих кредитов были обречены быть отнесенными к убыткам. Кроме того, отсутствие на начальном этапе законодательства, определяющего ответственность заемщиков за возврат кредита, а также процедура перехода заложенного имущества во владение банков, очень осложняли процесс погашения кредитов.

Одним из самых существенных достижений проводимой Нацбанком денежно-кредитной политики стала остановка гиперинфляции, достигавшей в 1993 году наивысшего процента за все время существования человечества. Сейчас инфляция в Кыргызской Республике держится на уровне 4–6 % годовых, что считается оптимальным для экономики страны диапазоном.

Итак, в течение 1995–1999 годов банковская система Кыргызстана претерпела значительные изменения, что было определено в утвержденном Национальным банком 1999 году «Положении о порядке перехода коммерческих банков к международным стандартам». Согласно данной Программе все действующие банки должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

В 1997 году было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL.

Поскольку тенденции в динамике темпов инфляции и ставки рефинансирования соответствуют друг другу, параллельно шел очень динамичный процесс снижения банковских ставок рефинансирования. Так, с января 1994 года по ноябрь 2002 года ставка рефинансирования снизилась с 190 до 7,5 %. А как свидетельствует мировой опыт, стабильность в долгосрочном плане стоимости денег и кредитов является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.

В конце 1993 года количество коммерческих банков в Кыргызстане составило всего 12, причем, многие из них были финансово несостоятельными. Перед Нацбанком остро встал вопрос оздоровления банковского сектора. Более жесткие требования к созданию и деятельности банков, а также широкие полномочия Нацбанка по регулированию банковской деятельности, были закреплены в Указе Президента Кыргызской Республики, имеющем силу Закона, в соответствии с которым был разработан на основе международных стандартов осуществления банковского надзора.

С тех пор изменения и дополнения в него вносились более десятка раз, и были нацелены на приближение практики банковского дела и регулирования банковской деятельности к международным стандартам, описанным Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision).

По состоянию на 31 декабря 2015 года на территории Кыргызской Республики действовали 24 коммерческих банка, включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана.

Среди действующих коммерческих банков 16 банков — с иностранным участием в капитале. На долю иностранного капитала на конец 2015 года приходилось 42,8 процента капитала банков (в 2014 году — 35,8 процента).

Особо следует отметить роль коммерческих банков в кредитовании экономики. На фоне позитивного роста производства во многих секторах экономики, устойчивого развития финансового рынка и поступательного роста ресурсной базы банков существенно вырос их кредитный потенциал. В результате банки активизировали свою деятельность по кредитованию субъектов реального сектора экономики. Так, к концу 2002 года соотношение кредитов банков к ВВП составило около 6 %, тогда как в 1999 году этот показатель не превышал 2 %. В настоящее время более 55 % активов банков направлено на кредитование экономики.

За 2010–2015 гг. объем кредитов коммерческих банков экономике вырос 3 раза и к концу декабря 2015 года составил 2592061 тыс. сомов (таблица 3).

Увеличение доли долгосрочных кредитов свидетельствует о положительных изменениях в ресурсных базах БВУ, в последние время доля долгосрочных депозитов и депозитов до востребования занимает доминирующее место и возможности банков по выдаче долгосрочных кредитов расширены.

Таблица 1

Кредиты, предоставленные коммерческими банками Кыргызской Республики экономике по срокам

Виды кредитов

2013г.

2014г.

2015г.

тыс.

сом

уд. вес,

%

тыс. сом.

уд. Вес,

%

тыс.

сом.

уд. вес,

%

Краткосрочные кредиты

369775

100,0

508876

100,0

869136

100,0

- в национальной валюте

192148

52,0

309572

60,8

489736

56,3

- в иностранной валюте

177627

48,0

199304

39,2

379400

43,7

Долгосрочные кредиты

608353

100,0

975418

100,0

1722924

100,0

- в национальной валюте

243289

40,0

404781

41,5

766067

44,4

- в иностранной валюте

365064

60,0

570637

58,5

956857

55,6

Всего кредиты

978128

100,0

1484294

100,0

2592061

10,0

Примечание: составлено автором по данным Нацстаткома http://www.stat.kg/ru/statistics/

Большая часть банковских кредитов используется заемщиками для пополнения оборотного капитала (таблица 2).

Таблица 2

Кредиты, предоставленные коммерческими банками Кыргызской Республики вэкономике по объектам

Основные объекты

кредитования

2013г.

2014г.

2015г.

тыс.

сом.

уд. вес,

%

тыс.

сом.

уд. вес,

%

тыс.

сом

уд. вес,

%

На приобретение

оборотных средств

510022

52,1

604132

40,7

1019788

39,3

На приобретение

основных фондов

116332

11,9

183728

12,4

282011

10,9

На новое строительство и реконструкцию

106781

10,9

152183

10,3

262641

10,1

На строительство и приобретение жилья граждан

37339

3,8

129097

8,7

268559

10,4

На потребительские цели граждан

63306

6,5

144423

9,7

320500

12,4

На приобретение ценных бумаг

20010

2,1

20440

1,4

18058

0,7

На приобретение

приватизируемых государственных объектов

383

0,0

285

0,0

162

0,0

Прочие цели

123955

12,7

250007

16,8

420342

16,2

Всего кредиты

978128

100,0

1484294

100,0

2592061

100,0

Примечание: составлено автором по данным Нацстаткома http://www.stat.kg/ru/statistics/

Об этом свидетельствует рост в общем объеме кредитов экономике (без учета просроченных) удельного веса кредитов, предоставленных банками на приобретение оборотных средств — 52,1 % в 2013 году и 40,7 % в 2014 году, 39,3 % в 2015 году. Уменьшение доли кредитов, выданных на приобретение оборотных средств в последние два года связано с увеличением объемов ссуд, предоставленных на потребительское кредитование, строительство и приобретение жилья.

В структуре кредитования отраслей экономики наиболее привлекательными остаются сферы промышленности, торговли, строительства, транспорта и связи. Так, на кредитование строительной индустрии приходится 12,1 % ссудного портфеля, с приростом в течение 2015 года на 81,4 %. В то же время наблюдается незначительное ухудшение качества ссудного портфеля банков по этой отрасли относительно 1 января 2015 года. Доля стандартных кредитов снизилась с 42,5 % до 41,4 %, произошло увеличение объема сомнительных кредитов с 55 % до 55,8 %, из которых 46,0 % — это сомнительные кредиты 1 категории. Доля безнадежных кредитов выросла с 2,4 % до 2,8 %.

Несмотря на снижение доли торговли в совокупном ссудном портфеле банков, она остается наиболее кредитуемой, что обусловлено высокой скоростью обращения средств. На долю кредитов банков в сфере торговли по состоянию на 1 января 2015 года приходится 24,6 % ссудного портфеля банков. При этом в целом по данной отрасли стандартные кредиты составляют 58,6 %, сомнительные — 36,3 %, безнадежные — 1,8 %, что указывает на высокий уровень платежеспособности торговых предприятий.

Таблица 3

Предоставленные кредиты коммерческими банками по отраслям экономики за 2013–2015г.

Наименование отрасли

2013г.

2014г.

2015г.

тыс.

сом.

уд. вес,

%

тыс.

Сом.

уд. вес,

%

тыс.

Сом.

уд. вес,

%

Всего по отраслям

экономики

978128

100,0

1484294

100,0

2592061

100,0

Промышленность

273486

28,0

289602

19,5

437727

16,9

Сельское хозяйство

117354

12,0

125207

8,4

163990

6,4

Строительство

75178

7,7

158984

10,7

313482

12,1

Транспорт

31453

3,2

56229

3,8

96043

3,7

Связь

7730

0,8

19670

1,3

21689

0,8

Торговля

276892

28,3

398695

26,9

638343

24,6

Прочие

196035

20,0

435907

29,4

920787

35,5

Примечание: составлено автором по данным Нацстаткома http://www.stat.kg/ru/statistics/

На развитие и улучшение качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование платежной системы страны. По оценкам зарубежных экспертов Кыргызстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость. В среднем за месяц проводится 70 тыс. платежей на сумму 250 млн. сомов.

В целях создания необходимых законодательных условий по регулированию кредитных операций в Кыргызской Республике были приняты нижеследующие нормативные акты НБ КР, регламентирующие различные аспекты активных кредитных операций:

Порядок совершения кредитных операций банками производится на основе разработанной банковской политики, включающей в себя кредитную политику, Кредитные службы банка определяют порядок ее реализации в зависимости от различных экономических условий.

Далее, на основе нормативных документов, рекомендаций и инструкций Национального банка КР, а также собственной стратегии в области проведения кредитных операций, разрабатывают общие методики по долго — и краткосрочному кредитованию, по финансированию потребностей клиентов.

Таблица 3

Нормативно-правовое регулирование кредитных операций в коммерческих банках.

Название нормативных документов

Краткое содержание

«О классификации активов и условных обязательств, создания против них провизий (резерва) с отнесением к категории сомнительных и безнадежных».

Содержит порядок оценки кредитного портфеля порядок создания провизий (резерва) по предоставленным кредитам

«О нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для коммерческих банков».

Содержит обязательные пруденциальные нормативы деятельности банков, среди которых максимальный риск на одного ссудозаемщика, устанавливающий выдачу кредитов для аффилированных лиц в размере не более 10 % собственного капитала банка и для остальных лиц в размере не более 25 % собственного капитала банка.

«Опредставления коммерческими банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, отчетности для формирования кредитного регистра».

Содержит перечень отчетности, предоставляемых банками для формирования кредитного регистра

«Об утверждении формы представления информации по сделкам коммерческих банков с лицами, связанными особыми отношениями с ними».

Содержит перечень информации, предоставляемых банками по кредитам аффилированным лицам

«Ведения документации по кредитованию коммерческимибанками».

Содержит порядок ведения документации по кредитным операциям

«Об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета».

Содержит перечень информации, предоставляемых банками в Кредитное бюро для формирования кредитных истории (с согласия субъектов)

Предоставление кредитов в КР регламентируется кредитной политикой, составляемой самостоятельно коммерческим банком. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая положения экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в стране и в данном регионе, но, прежде всего, основываясь на долгосрочных стратегических планах самого банка. Ведь кредитная политика коммерческого банка является частью его общей стратегии развития, в которой определяется философия и видение будущего банка. Долгосрочный план дает ориентиры, критерии, формирует разумные альтернативы развития.

В заключении хочется отметить основываясь на мнениях банковских аналитиков, финансовых экспертов и специалистов рейтинговых агентств, что банковская система Кыргызстана является наиболее прогрессивной на пространстве СНГ благодаря разумному финансовому законодательству.

Литература:

  1. Закон «О Национальном банке Кыргызской Республики» [Текст]: закон: [принят ЖК КР от 29 июля 1997 года N 59].
  2. Закон ««О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» [Текст]: закон: [принят ЖК КР от 29 июля 1997 года N 60.
  3. Программа Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013–2017 годы [Текст]. Утверждена от 30 апреля 2013 года N 218.
  4. Банки и небанковские кредитные организации и их операции [Текст]: учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. — М: Вузовский учебник, 2004.
  5. Банковское дело: стратегическое руководство [Текст]/Под ред. В. Платонова и М. Хиггинса. — М.: Консалтбанкир, 2006.
  6. Банковское дело [Текст]: учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. — М.: Юрайт, 2012.
  7. Банковское право [Текст]: учебник для магистров.- 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина.- М.: Юрайт, 2012.
  8. Информация Нацстаткома http://www.stat.kg/ru/statistics/
  9. Информация НБ КР http:/www.nbkr.kg/all_news.jsp?lang=RUS&news_type=news-mai
  10. http://www.stat.kg/media/publicationarchive/
  11. Кыргызстан в цифрах / Статсборник. — Бишкек, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2015. — 351 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle