Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Косарев А. С. Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 412-416.



В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в переходной экономике.

Ключевые слова: институт, инновационная система, институциональная структура, переходная экономика

Накопление и осмысление хозяйственного опыта, появление новых знаний о товарах, услугах и потребностях, развитие возможностей обмена информацией приводят к изменению существующих ограничений и мотивов деятельности хозяйствующих субъектов [1, с. 74]. Это приводит к трансформации неформальных контрактов, ограничений, законодательное закрепление которых создает новое поле реализации возможностей хозяйствующих субъектов. Поэтому институциональными изменениями называют процесс появления новых правил с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения.

Особенно ярко институциональные изменения проявляются в переходной экономике, наиболее в интересном способе взаимодействия между экономическими агентами. Цель данной статьи — определить особенности переходной экономики. Поставленная цель требует решения таких задач как рассмотрение особенностей трансформационного периода; характеристика экономики переходного периода; определение факторов инновационного развития; характеристика государственного регулирования экономики переходного периода.

Переходного периода в развитии не удалось избежать ни одной стране. Это закономерное явление при переходе от одной стадии развития к другой, выражающиеся в трансформационном кризисе. Трансформационные кризисы представляют собой изменения самой системы. Они обусловлены неспособностью существующей системы корректировать цели и способы поведения субъектов адекватно меняющимся условиям.

Трансформационный процесс как межсистемный процесс означает разрыв системообразующих связей между элементами системы. При этом элементы системы преодолевают количественные и качественные изменения.

Трансформационный кризис выражается в экономике переходного периода, которая находится в процессе изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и при смене одного типа хозяйства другим [2, c. 135].

К основным характеристикам переходной экономики можно отнести нестабильность и острое проявление противоречий. Главное противоречие переходной экономики состоит во взаимоотношении старой и новой систем экономических взаимоотношений, в результате чего формируется новая экономическая система [3, c. 47].

Степень проявления основного противоречия и глубина трансформационного спада переходной экономики зависят от исходного состояния к началу перехода. Это состояние характеризуется уровнем и структурой общественного производства, формами существующих экономических отношений, господствующими общественным и национальным менталитетом. Именно исходное состояние экономики к началу переходного периода обуславливает масштабы грядущих преобразований, связанные с ними издержками общества, продолжительность переходного процесса. Чем меньше масштабы и сложность переходных преобразований, тем большие издержки несет в их ходе общество, тем большие тормозящие воздействие на рост производства оказывает основное противоречие, тем продолжительнее переходный период.

К основным характеристикам переходной экономики, обусловленным ее главным противоречием, исследователи относят следующие: альтернативность перехода, которая вытекает из многообразия факторов, но имеет определенные границы; историчность, то есть неодинаковость переходных процессов зависит от условий переходной экономики; возросшая роль прямого государственного регулирования экономики; конфликты между институтами, особенно теми, которые сложились в разные исторические эпохи [4, c. 242]. Альтернативность развития переходной экономики обусловлена также наличием большого количества научно-технических изобретений, реализация которых зависит от степени их соответствия направлению развития технико-институциональной структуры.

Методом разрешения главного противоречия переходной экономики является трансформация институциональной системы согласно изменениям окружающей среды [5, c. 47].

В широком смысле под термином «институты» понимаются формальные и неформальные правила игры в обществе, определяющие взаимоотношения между людьми, а в узком смысле — организационные единицы, процедуры [6, c. 170]. Институты являются основной частью социального капитала — ключевого фактора экономического роста.

Основная функция институтов состоит в структуризации взаимоотношений между хозяйствующими субъектами [7, c. 213]. Совокупность институтов представляют собой институциональную структуру. Институциональная структура тесно связана с институциональной средой, состоящей из системообразующих правил игры. В соответствии с терминологией, разработанной Д. Нортом и Л. Дэвисом, институциональная среда — это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения.

Продуктивность деятельности хозяйствующих субъектов зависит от институциональной структуры, то есть, если организации направляют свои усилия на непродуктивную деятельность, то это значит, что институциональные ограничения создали соответствующую структуру стимулов. В связи с этим успешность экономических реформ в переходной экономике определяется созданием эффективной институциональной инфраструктуры. Это подтверждается успешным опытом реформирования таких развивающихся стран как Индия, Китай, Южная Корея.

Институциональная среда определяет основные направления развития инновационной системы и быстроту институциональных изменений, а также ориентиры, на основе которых происходит формирование и отбор наиболее эффективных экономических и социальных институтов.

Понимание институциональной среды как важнейшей предпосылки инновационного развития лежит в основе концепции инновационных систем [8, c. 111].

Инновационная система является социальной системой, а инновации — это результат взаимодействия между экономическими агентами, участвующими в трансформации знания в инновации. В современном мире возрастает число участников инновационной деятельности. Инновации охватывают не только технологические изменения, но и сферу организации, управления; возрастает их экономическая отдача, усиливается многообразие источников информации. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяется связями между различными стадиями инновационного процесса и его участниками. При этом необходимо отметить, что институциональная составляющая инновационного процесса характеризуется: как компонент среды, сопровождающий технологические изменения, и как инновационный потенциал процессов взаимодействия, являющийся неотъемлемой частью инновационной системы.

На необходимость формирования инновационной системы указывает ускоряющийся инновационный процесс [9, c. 214]. За минувшие сто лет скорость распространения новых технологий возросла более чем в 10 раз. Например, процесс телефонизации половины американских домашних хозяйств с момента изобретения этого средства связи занял 50 лет, а тот же уровень подключения к интернету — 5 лет.

При построении инновационной институциональной структуры необходимо учитывать факторы интенсивности инновационных процессов. Факторы интенсивности инновационных процессов можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относится национальная инновационная структура, включающая ресурсы, используемые в инновационном процессе: источники финансирования НИР, человеческий капитал, инвестиции в образование и фундаментальные исследования, а также политика в области защиты интеллектуальной собственности, создания условий, благоприятных для бизнеса; специфическая кластерная среда для инноваций, благоприятная для микроэкономических решений фирм в области НИР (научно-исследовательских разработок); использование крупного капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья; внутренний спрос; создание эффективного механизма государственного регулирования инновационной деятельности; экономическая культура [10, c. 36].

Большую роль в инновационном развитии играют монополии. На их ключевую роль указывали еще основоположники теории инноваций [11, c. 63]. Как экономическое явление монополии известны очень давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Однако только в прошлом веке монополии начали играть ключевую роль в экономическом развитии стран.

К внешним факторам можно отнести международные связи и глобализацию, оказывающую как положительное, так и отрицательное влияние на инновационное развитие отдельной страны [12, c. 155]. Глобализация — торговые потоки, иностранные инвестиции, миграция, играющие возрастающую роль в глобальной экономике и открывающие возможности для обучения, имитации и создания новых технологий, а также сокращения дублирования усилий в области НИР между странами. Глобализация в современном мире выступает важным фактором инновационного развития переходной экономики, однако исследователи отмечают как положительное, так и отрицательное воздействие международного движения капитала.

Положительное влияние глобализации состоит в том, что национальные хозяйства обеспечиваются дополнительными инвестиционными ресурсами, происходит передача производственных мощностей и новых технологий, а также накопленного опыта организации и управления производством [13, c. 24]. Международное движение капитала относится к числу основных средств интеграции национального хозяйства в мировую экономику.

Негативное влияние международного движения капитала заключается в том, что иностранные компании в конкурентной борьбе за лучшие ресурсы могут побеждать местные компании. Известны случаи, когда транснациональные корпорации не устанавливали связи с местными научными организациями, и тогда принимающая страна не получает никаких выгод, связанных с распространением знаний.

Рассмотрев факторы инновационного роста, стоит определить роль государственного регулирования экономики в переходный период. С позиций институциональной теории, успешность проводимых реформ во многом определяется тем, насколько институциональные преобразования обеспечивают согласование различных факторов инновационного роста (координационный эффект институтов, который проявляет себя как фактор, позитивно влияющий на экономику, лишь в том случае, если институты согласованы между собой по предписываемым направлениям действий экономических агентов). Координационный эффект заключается в обеспечении экономии на транзакционных издержках изучения и прогнозирования поведения других экономических агентов [8, c. 110].

Обобщая накопленный исторический опыт в области государственного регулирования экономики, точки зрения экономистов, представляющих различные эпохи и теории, можно выделить два основных подхода.

В первом, либерально-консервативном, выдвигается идея стабилизации хозяйственной системы при относительно невысоких темпах экономического роста. Здесь первичной является стабильность экономики, поэтому его основное приложение связано с высокоразвитыми странами [13, с. 27].

Второй подход наиболее характерен для развивающихся экономик, какими являются «азиатские тигры», станы СНГ и Восточной Европы [15, c. 182]. Приоритет отдается экономическому росту, а государственное регулирование экономики вытекает из его планируемого темпа.

Опыт успешного послевоенного развития новых промышленных стран с 1950-х гг. говорит о возрастающей роли государственного стратегического планирования [11, c. 64]. Именно на основе стратегического управления стало возможным успешное преодоление переходного периода в социально-экономическом развитии. В 1990-е гг. во многих странах осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей экономики, традиционно находящихся в государственной или муниципальной собственности, — электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг [14, c. 109].

Роль государства в условиях переходной экономики и в условиях развитого рынка не может быть качественно одинакова [16, c. 342]. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо выделить следующие задачи государства: формирование новой системы отношений собственности, предусматривающей развитие частной, акционерной, коллективной, государственной и других видов собственности; формирование финансового рынка, включающего в себя фондовый рынок, рынок страхования и банковский сектор, для создания условий равного доступа к капиталу; сохранение крупных производственно-промышленных объединений, поддержка финансово-промышленных групп и аналогичных им образований, занимающих доминирующие положение в различных отраслях экономики, и подготовка государственной программы по их технической и технологической модернизации; становление малого предпринимательства в таких отраслях экономики, как розничная торговля, сфера услуг, туризм, развлечения и отдых населения.

Ключевую роль в переходной экономике приобретает государственное планирование. Оно является необходимым условием модернизации экономики путем осуществления глубоких сдвигов в ее структуре.

Первым разработчиком программного стратегического управления является СССР, где впервые были разработаны общегосударственные программы электрификации, индустриализации, развития отраслей авиастроения, судостроения, автомобилестроения, тяжелой промышленности, энергетики и др. В послевоенный период программный метод широко использовался в экономике.

Метод программного стратегического управления стал основой для координации факторов инновационного роста развивающихся стран. Стоит рассмотреть направления государственной инновационной политики успешно развивающихся стран.

Успешный опыт модернизации экономики Индии демонстрирует активную роль государственного планирования в экономике, что обеспечило этой стране ее экономические успехи.

В соответствии с Национальной промышленной политикой Индии государство осуществляет следующие меры поддержки инвестиционной и инновационной деятельности. Создание промышленно-инвестиционных зон или производственных кластеров, способствующих компактному размещению промышленных производств и решению инфраструктурных проблем на основе энергоэффективных и природоохранных технологий. Освобождение от уплаты налогов для компаний, работающих с информационными технологиями на 5–10 лет.

Наибольший интерес в плане успешной модели представляет модель экономического развития Южной Кореи. Южнокорейская модель развития широко использует планирование социально-экономического развития, осуществляет повсеместный контроль в кредитно-финансовой сфере, государство регулирует внешнеэкономическую сферу посредством стимулирования экспорта и ограничения импорта. Применение на практике импортозамещающей стратегии в Южной Корее позволило за короткий период освоить легкую и пищевую промышленность. На втором этапе они не стали замыкаться на внутренний рынок, и производство тяжелой промышленности преимущественно ориентировали на мировой рынок. Политика импортозамещения в этой стране плавно перешла в экспорто-ориентированную. Особенность такого плавного перехода заключалась в том, что как только создавалась новая продукция, ее сразу пытались предлагать на внешние рынки. Импортозамещение позволило Южной Корее выйти из отсталых стран в передовые [16, c. 341].

Таким образом, можно прийти к выводу о возрастающей роли государственного регулирования экономики в переходный период. Его усилия сводятся в планомерном создании эффективной институциональной среды, реализации научно-технических достижений в производство. Государственное стратегическое планирование должно учитывать внутренний инновационный потенциал страны в силу эндогенного характера инновационного развития. Внешние факторы инновационного роста должны быть лишь вспомогательными.

В завершении отметим также современное направление развития капиталистической системы. Оно заключается в построении корпоративной, или государственно-капиталистической экономики, сущность которой состоит в наличии крупных предприятий, обеспечивающих основной экономический рост. Однако по мере концентрации капитала, перерастания конкуренции в монополию, крупный капитал все меньше заинтересован в инновациях. Очевидно, что в этом случае трансформируется роль государства в регулировании инновационного процесса.

Можем предположить, что инновационная система должна создавать определенный баланс монополизации национальной экономики, оставляя место для здоровой конкурентной среды потому, как именно она создает предпосылки для инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Литература:

  1. Ким К. А. Экономика переходного периода — экономика неустойчивого периода и трансформационного кризиса // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2015. № 8. С. 73–75.
  2. Герасимова Н. О. Обзор подходов развития моделей экономических систем // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. № 1. С. 132–140.
  3. Шипилов Д. В. Сущность и природа трансформационных кризисов // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. № 2. С. 45–49.
  4. Евдокимова Е. К. Специфика современной ступени развития мировой экономики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3. С. 239–244.
  5. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Эволюция теории инноваций // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 13. Краснодар: КубГУ, 2013. С. 46–55.
  6. Будак Е., Сумпур М. Новая институциональная экономика и институциональная конвергенция // Реферативный журнал «Экономика». 2011. № 3–4. С. 168–195.
  7. Сайбель Н. Ю., Косарев А. С. Феномен инноваций в рыночном хозяйстве // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: монография / под ред. В. А. Сидорова, Я. С. Ядгарова, В. В. Чапли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮФО, 2016. С. 211–217.
  8. Хамитова Д. М. Взаимосвязь институциональных изменений и их влияние на инновационное развитие промышленности // Вестник инновационного евразийского университета. 2012. № 3. С. 109–114.
  9. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней / под ред. Я. С. Ядгарова, В. А. Сидорова, В. В. Чапли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮФО, 2016.
  10. Васильева Л. Г. Инновационная экономика: страновой профиль, факторы развития и риски России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 25. С. 34–41.
  11. Алиева А. В. Исторический аспект рыночных реформ в экономике Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 61–64.
  12. Рудакова О. В. Международное движение капитала в начале XXI в. // Экономическая среда. 2014. № 1. С. 153–160.
  13. Ерохина Е. В. Анализ господствующих экономических концепций в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 33. С. 23–29.
  14. Радзиевская Т. В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. 2014. № 12. С. 103–111.
  15. Кудакуйлов М. К. Постоянный характер государственного регулирования переходной экономики // Вестник Кыгргызско-Российского славянского университета. 2013. № 1. С. 180–183.
  16. Алиджанов Д. А. Модель импортозамещающего экономического роста переходной экономики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4. С. 340–345.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle