Библиографическое описание:

Листофорова К. А. Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 706-708.



Понятием «система» пользуются в различных областях познания, так как каждая наука имеет дело с изучением и применением на практике сложных системных объектов и должна находить способы их точного описания, исследования и построения. Без применения системных методов исследования не обходится ни одна наука. Назначение системного подхода заключается в выделении целостных системных явлений в качестве объектов исследования, нахождения механизмов интеграции, выявлении необходимых и достаточных условий существования некоторого системного явления, исследовании интегративных системных качеств, конструировании объекта, реализующего некоторую цель.

Многообразие содержательных и формальных определений и употреблений понятия «система» отражает очевидный процесс создания и развития новых принципов методологии научного познания, ориентированного на изучение и конструирование сложных объектов, и многообразие самих этих объектов, а также возможных задач их изучения. Вместе с тем тот факт, что все эти разработки используют понятие «системы» в качестве центрального, позволяет объединить их в рамках системного подхода как особого направления развития современной науки. При этом сложность и новизна проблематики порождают необходимость одновременного развития системного подхода в нескольких сферах. К их числу относится проблема применения управленческих методов к формированию отдельных качеств личности, например развитию коммуникативной культуры учителей начальных классов.

Характер взаимодействия между этими составляющими системы приобретает свойства взаимодействия и способствует появлению у них новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам [5, 15]. Каждый из компонентов обладает своей функциональной специфичностью, структурной специфичностью, функциональной интегративностью.

Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит глубоко в древность. Г. И. Рузавин отмечает, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики [19,495]. Вобрав в себя суть таких понятий, как «порядок», «организация», «целостность», и в то же время не сводясь по своему субъективному содержанию полностью ни к одному из них, понятие «система» в древней философии стало аксиоматическим.

Впервые определение понятия «система» встречается у представителей метафизического материализма. Так, французский просветитель Э. Б. Кондильяк писал: «Всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-либо искусства или науки в известном порядке, в котором последние части объясняются первыми» [4,297].

Интересно в этом плане отношение Канта к самому понятию «система», которым он пользовался при исследовании явлений природы, не делая попытки определить его. «Под системой же, — писал Кант, — я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей» [4,124]. Это лаконичное определение весьма содержательно, так как включает в себя основные характеристики системы вообще. По Гегелю, всякий предмет исследования — саморазвивающаяся система, это «система ступеней, каждая из которых вытекает из другой» [3,184].

Гегель, по существу, завершил развитие и самого понятия «система», наполнив содержанием, которое вывело его в ранг философских категорий. К. Маркс применил понятие системы к анализу человеческого общества, рассматривая его не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, в которую включен и в которой формируется и развивается человек [2,512].

Наполненное новым содержанием, отражающее материальные образования, свойства, процессы, реальности понятие «система» стало одним из главнейших обобщений человеческого разума.

Постепенно стало нарастать осознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами, то есть системами.

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить, что:

Во-первых, системный подход есть подход к действительности, ее объектам как к системам, подход, предполагающий постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. В педагогике системный подход проявляется при условии, что предмет «воспитание» — исследуется и организуется как системный объект и именно из такого его понимания делаются научные и практические выводы [2,270]. В области воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного.

Во-вторых, управление развитием такой сложной системы как личность требует адекватного подхода.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; он направлен на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Также следует сделать вывод о том, что системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом формирования коммуникативной культуры у учителей начальных классов, позволяет глобально рассмотреть взаимосвязь системы управления и системы образовательного процесса, выделить основные точки соприкосновения и обоюдного влияния, что в свою очередь, полагаем, поможет магистранту добиться реализации поставленных целей в области его научных интересов.

Литература:

  1. Аверьянов А. Н. Категория «система» в диалектическом материализме / А. Н. Аверьянов. — М.: Наука, 2000. — 271 с.
  2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. П. Юдин. — М.: Наука, 2013. — 270 С.
  3. Кант И. Сочинения в 6 томах / И. Кант. — М.: Политиздат, 1994.
  4. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под редакцией P. P. Атутова, М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 2000. — 284 с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle