Библиографическое описание:

Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 626-631.



Будущее общество формируется из тех подростков, которые живут, воспитываются, взрослеют сейчас. То, что видит подросток в семье, какое к нему отношение отображается на его поведении сейчас и в будущем.

Ключевые слова: подросток, воспитание, социализация, насилие, семейное насилие

Будущее каждого общества зависит от молодого поколения, которое живет, развивается, воспитывается сейчас.

Изучение жизнедеятельности молодежи и ее духовного мира никогда не теряет своей значимости, поскольку не только способствует формированию адекватного представления о современном состояния общества, но и предоставляет значительные прогностические возможности. Особый интерес в последнем плане представляют исследования подростковой когорты.

Следует отметить, что выделение подростков как отдельной, при этом наиболее значимой фазы в онтогенетическом развитии человека является устойчивым в возрастной и педагогической психологии, хотя ее пределы в работах разных авторов могут колебаться от 11 до 20 лет. Однако чаще всего подростковый возраст определяется по формальным критериям градации жизненного цикла человека и ассоциируется со средним школьным возрастом (11–15 лет).

Есть все основания считать, что современные украинские подростки, период социализации которых происходил в условиях кардинальной трансформации ее экономических, политико-идеологических и культурных основ, будут иметь существенные отличия от старших возрастных групп, в том числе и тех, кого охватывает номинация «молодежь». Ведь именно в подростковый период закладываются основы мировосприятия, ценностной системы, формируется общая направленность личности, определяются ее жизненные стратегии. Поэтому вступление современных украинских подростков во «взрослую» жизнь уже в ближайшем будущем может существенно изменить ситуацию в стране.

Следует добавить еще один аргумент в пользу необходимости пристального внимания к подростковой группе. Незавершенность процесса становления личности делает подростков податливыми к внешнему воздействию, позволяет агентам и институтам социализации корректировать их установки, сферу интересов, формы поведения и т. д. в соответствии с общественными ценностями, нормами, целями развития.

Среди немногих работ, полностью посвященных изучению подростковой молодежи, обращает внимание монография социологов Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина «Подросток в большом городе: факторы и механизмы социализации» (под ред. Л. Сокурянской), где на основании результатов проведенного в 1998–1999 годах исследования подробно анализируются ценностные ориентации и жизненные установки, зрительские и читательские предпочтения, направленность интересов в сфере свободного времени и его использования, распространенность актов агрессии и девиаций в подростковой среде и тому подобное. Анализируя роль таких субъектов и агентов социализации, как семья, образование, круг сверстников, средства массовой информации, в частности телевидение, авторы акцентируют свое внимание на актуальных проблемах подрастающего поколения в условиях нестабильного украинского социума.

Можно назвать еще ряд публикаций, где освещаются главным образом отдельные аспекты жизнедеятельности и духовного мира подростков: их ценностные ориентации и жизненные стратегии, противоречия процесса социализации (Т. Ковалевой в соавторстве с С. Степановым, В. Магун в соавторстве с А. Литвинцева, С. Селивановой, И. Шурыгина; культурное потребление (С. Цимбаленко в соавторстве с А. Шариковым и С. Щеглов; М. Ресенчук) роль семьи и средств массовой информации в развитии подрастающего личности (А. Балакирева; Т. Гурко; А. Яременко). Наиболее активно и системно исследуется только проблема девиантного поведения подростков: ее распространенность, формы, факторы, обусловливающие такие ее проявления, как курение, алкоголизм, наркомания, преступность, агрессия (А. Балакирева; Ю. Бутко, А. Волянська, А. Габиани; Я. Гилинский, А. Кабачная, В. Николаевский, В. Пилипенко, И. Рущенко, А. Сапелкина; Ю. Свеженцева, А. Сердюк, В. Соболев, И. Шеремет, А. Яременко и др.).

Возраст — это главное понятие временной структуры жизнедеятельности личности, поскольку возраст человека всегда есть конвергенцией биологического, исторического и психологического времени [1, с. 226]. О целесообразности выделения подросткового возраста как особого, при этом важнейшего этапа жизненного пути личности среди современных специалистов в области физиологии, антропологии, психологии, педагогики и — что для нас особенно важно — социологии почти не существует сомнений. Вместе с тем, остается остро дискуссионным, до сих пор однозначно не решен вопрос относительно минимальных и максимальных пределов подросткового возраста, границ, которые отделяют его, с одной стороны — от детства, с другой — от юности.

Трудности, возникающие при попытке достичь консенсуса в этом вопросе, связанные с тем, что эта проблема решается с позиций различных наук (антропологии, физиологии, демографии, педагогики, права, психологии и т. д.), что вполне оправдано, поскольку подростковость является тем феноменом, который обусловлен одновременно и физиологическими, и психологическими, и социальными факторами. Без учета тех подходов, которые используются при периодизации этапов развития человека как биологического организма, как носителя психологических и социальных качеств, невозможно получить целостное представление о специфике подростковости, которую еще называют отрочеством. Именно из-за использования различных критериев периодизации этапов развития личности мы имеем достаточно широкий диапазон возрастных границ подростковости, которые могут колебаться от 11 до 20 лет и более.

К новообразованиям подросткового возраста обычно относят чувство взрослости, потребность в самореализации и общественном признании, формирование «Я-концепции». Чувство взрослости — это особая форма самосознания подростка и качественно новый уровень притязаний, предшествующих тому положению, которого подросток еще не достиг. Это, прежде всего, находит свое проявление в желании восприниматься как взрослый и считаться взрослым. Подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не сдавались детской. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (в вопросах внешности, отношений со сверстниками, иногда в обучении). Появляются собственные взгляды, оценки, вкусы, собственная линия поведения.

Подростковый возраст — это период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот очень сложный и многомерный. Эмансипация от родителей может быть эмоциональной, то есть эмоциональная привязанность к родителям становится меньше, сменяется более выраженной привязанностью к другим (дружбой, любовью) поведенческой — стремлением избежать жестокого контроля со стороны родителей; нормативной — переориентацией на другие нормы и ценности, чем их исповедуют родители [2, с. 111].

Почти все психологи, исследующие специфические особенности подростковости, считают одной из главных тенденций этого этапа онтогенеза снижение интенсивности и значимости общения с родителями и вообще со всеми старшими по возрасту и рост значимости общения со своими сверстниками. Именно группы сверстников, или так называемые «peep gpoup», становятся центром не только эмоционального притяжения, но и той социальной средой, где подросток может наиболее полно реализовать себя, проигрывая новые социальные роли, отличные от тех, которые он выполняет в семейной структуре.

Известный российский психолог Леонтьев считал, что современная периодизация психического развития человека должна разрабатываться, исходя из характера и специфических особенностей различных видов деятельности, в которые включен человек и которые она осуществляет вместе с другими. Речь идет о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизнедеятельности человека, характеризуется специфическими психологическими новообразованиями [3, с. 501].

Если в возрастной психологии речь идет прежде всего о подростковости как такую фазу психофизиологического развития человека, имеет своеобразные особенности, обусловленные в том числе и социальным контекстом, то в социологии главное внимание сосредоточено на исследовании подростков как объекта социализации, социализирующую публичного и такой социально демографической группы, которая имеет определенный социальный статус, выполняет определенные роли и социально-значимые функции, имеет достаточно выразительные социокультурные особенности.

Чаще всего, под социализацией понимают «процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе» [4, с. 328]. Именно благодаря социализации индивид приобретает разнообразные социальные характеристики, социальную природу, умения и навыки участия в социальной жизни. Именно социализация в детском возрасте накладывает свой отпечаток на дальнейшее поведение подростка, а в дальнейшем поведение взрослого человека.

Несмотря на присущее для подростков стремление к эмансипации от родителей и родительского влияния, как одну из наиболее характерных особенностей подросткового возраста, именно семья, в условиях почти полной материальной зависимости подрастающего поколения от родителей, играет главную роль в жизнеобеспечении своих потомков. Не менее важна социализирующая функция семьи, направленность и эффективность выполнения которой определяет все наиболее существенные черты личности, формируется, в том числе и выбор стиля жизни.

В стремлении выяснить особенности жизнедеятельности подростка в семейном кругу, нужно обратить внимание на анализе двух групп проблем: во-первых, это структура семьи и уровень ее материальной обеспеченности, во-вторых — это стиль отношений между детьми и родителями, стиль воспитания, который практикуют отец и мать. По нашему мнению, если первая группа факторов дает представление относительно объективной детерминации повседневных практик подростков и определяет диапазон возможностей выбора образа жизни, то вторая группа факторов может помочь понять, почему именно одни подростки тяготеют к выбору социально положительных, а другие — к девиантным форм поведения.

Дети-подростки очень страдают от неблагоприятной атмосферы в семье (систематические конфликты, развод родителей, нервно-психическое или социальное неблагополучие родителей), влияния социально-экономических и социально-культурных факторов (неудовлетворительные материально-бытовые условия, занятость родителей, сложный характер межличностных отношений в семье, недостаточные условия для полноценного культурного отдыха).

Семья является основной социальной средой, в которой формируются характерологические особенности личности ребенка. При сложных семейных психоэмоциональных отношениях в первую очередь страдает ребенок. В подростковый период особенно важно умение и желание родителей наладить хорошие внутрисемейные отношения.

Для подростков в детском возрасте наиболее важной является необходимость в ощущении личной безопасности, защищенности, уважения и хорошего к себе отношения со стороны взрослых. Предпосылкой уверенности в себе выступают хорошие отношения в семье, прежде всего, непосредственно между родителями, а также между родителями и детьми. Любое нарушение согласия между взрослыми членами семьи, или неадекватное отношение родителей к воспитанию своих детей является для подростков стрессогенным фактором, который может вызвать психический срыв.

Наиболее опасным проявлением нарушения добрых межличностных взаимоотношений в семье является использование ее членами в своих отношениях любого насилия.

Наиболее остро проблема насилия в семье появляется перед несовершеннолетними гражданами.

Это связано в основном с уязвимостью и неосведомленностью детей. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым (подчиненным) положением по отношению к взрослым, независимо от того, является ли это родители, опекуны, воспитатели, учителя. Нередко бывает трудно выявить, имело ли место в ситуации насилия в семье психологическое насилие, или дело ограничивалось только физическим или экономическим насилием.

Согласно действующему законодательству, психологическое насилие в семье проявляется в оскорблениях с использованием бранных слов и криков, которые унижают честь и достоинство члена семьи, оскорбительных жестах с целью унижения члена семьи или его содержание в атмосфере страха. Психологическое насилие проявляется также в грубом отношении к родственникам или друзьям члена семьи; ущерб, который нанесен домашним животным; в уничтожении, повреждении, порче или сокрытии личных вещей, предметов, украшений и т.

Насилие в семье выступает существенным фактором риска возникновения у ребенка невротических расстройств и неадекватного поведения (агрессивность, склонность к уничтожению и насилию), как в кругу семьи, так и в кругу своих сверстников, и других групп людей.

Еще одним распространенным стереотипом является убежденность пострадавших в том, что они должны терпеть домашнее насилие ради детей. По данным неправительственных организаций, несовершеннолетние становятся свидетелями каждого третьего случая насилия в семье. Психологи утверждают, что дети, воспитанные в таких семьях, впоследствии сами проявляют большую склонность становиться жертвами или обидчиками, поскольку увиденное и пережитое пагубно влияет на их психическое здоровье и нормальное развитие.

Кроме того, люди часто не осознают, что насилие — это не только избиения, но и постоянное унижение, оскорбления, ругательства. Нередко обиженные считают, что такая их судьба — испытывать насилие, и они должны это терпеть.

Оказывается, что ребенок чувствует себя в безопасности, если она знает о настроениях матери и отца. А мы часто не обращаем внимания на ребенка и не считаем нужным рассказывать ей о себе. Существует такое представление, что ребенку не обязательно знать о наших неприятностях. А, оказывается, значительно лучше переживать неприятности вместе, помогая друг другу. Это помогает поддерживать партнерские отношения в семье, отводя страхи у ребенка.

Хотя большинство родителей считают себя заинтересованными в делах и деятельности своих детей, но методы их воспитания не всегда приносят пользу ребенку. Часть родителей, слишком заботясь о своих детях, стараясь удовлетворить все их потребности, способствуют воспитанию несамостоятельной, безвольной нецеленаправленной личности. Вседозволенность приводит к нерациональному использованию времени ребенка. После того как подросток проведет в учебном заведении от 6 до 8 часов он оказывается дома и предоставлен сам себе, чтобы как-то разнообразить свое время подросток включает телевизор или компьютер.

Современное телевидение имеет огромные возможности эффективного выполнения своих информационных, познавательно-просветительских, политико-идеологических, воспитательных, рекреативно-развлекательных и т. д. функций. Вместе с тем, исследования молодежной аудитории телевидения свидетельствуют о ее преимущественной ориентации на потребление рекреативно-развлекательного телевизионного продукта.

Констатируя преимущественную ориентацию учащейся молодежи на художественные фильмы и развлекательные программы, нельзя обойти вниманием тот факт, что такая ситуация в значительной степени обусловлена и существующим предложением со стороны телевизионных каналов. Коммерциализация телевидения привела к тому, что из его репертуара неуклонно вытесняются познавательные и высокоинтеллектуальные передачи, почти полностью исчезли (во всяком случае — на ведущих телевизионных каналах) программы, ориентированные целиком на детскую и подростковую аудиторию. В то же время перенасыщения телевизионных программ художественными фильмами, демонстрирующие сцены насилия, уже давно и небезосновательно вызывает беспокойство ученых и широкой общественности.

Отметим, что изучение феномена, получившего название «экранное насилие», и его влияния на проявления агрессии, распространение деструктивных форм поведения началось в США в конце 20-х годов прошлого века и насчитывает в настоящее время огромное количество публикаций. И хотя специалисты не пришли к окончательному выводу — действительно демонстрация насильственных действий непосредственно порождает их воспроизведения в реальной жизни, их весомый вклад в рост психологической напряженности, моральную деградацию общества никто не отрицает. Так что, очевидно, и с этой точки зрения целесообразно оценивать чрезмерное включение подростков в ту виртуальную жизнь, которое изображается на телеэкране.

Продолжая анализ каждодневных практик подростков, обратимся к такой относительно новой ее составляющей, как использование компьютера. Хотя не каждая семья имеет личный компьютер, благодаря все большему оснащению этой техникой учебных заведений, появлении сети интернет-клубов и т. д., даже те у кого отсутствует собственный компьютер имеют возможность пользоваться им.

Исходя из многофункциональности современной компьютерной техники, подростки используют их как для подбора информации, общения в соцсетях, использование электронной почты, так и для вовлечения к компьютерным играм. Последние, по исследованиям зарубежных социологов, приводит к проявлению агрессивного поведения.

Родители имеют разнообразные чувства к ребенку, различные поведенческие стереотипы, которые они используют в общении с детьми, особенности восприятия и понимания характера и личности своего ребенка, его поступков.

Таким образом, в подростковом возрасте, необходимо особенно чутко относиться к ребенку, учитывая его особенности характера и поведения.

Общими путями оптимизации поведения подростка являются: поддержка усилий, направленных на достижение поставленной цели; поощрение и развитие организаторских способностей; оказание помощи в выборе занятий (спорт, увлечения, танцы, рисование и др.); возможна коллективная критика, если в ней есть необходимость; поддержка лидерских усилий, помощь в деловом и личностном плане; развитие эстетических наклонностей, поддержка увлечений, социального интеллекта; обращение внимания на волевые качества ребенка (настойчивость, уровень притязаний); взвешенный, толерантный контроль со стороны взрослых над подростком. Отношение к ребенку в любом случае должно быть спокойно-доброжелательное; нужна помощь в трудных ситуациях; привлечение в положительно социальные группы с сильным влиятельным лидером; необходимо хвалить ребенка за старательность; построение взаимоотношений взрослого и ребенка должна базироваться на уважении и высокой требовательности; по возможности не допускать зазнайства у ребенка, учить его ценить других, адекватно реагировать на окружающее, уметь спокойно воспринимать неудачи. Более нужно делать акцент на положительных сторонах жизни в семье и школе, воспитывать чувство сопереживания и неравнодушия к чужой судьбе, научить не нервничать и не озлобляться, не допускать возникновения конфликтов. Если этого не могут дать родители, то в помощь подростку могут прийти родственники, любой взрослый человек (учитель, тренер, родители друзей и т. д.), который каким-либо образом связан с проблемой подростка

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Борис Герасимович Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / Игорь Сергеевич Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд. / Алексей Николаевич Леонтьев. — М.: Просвещение, 1965. — 572 с.
  4. Социологический энциклопедический словарь (на рус., англ., нем., франц. и чешс. яз.) / ред.-координатор — акад. РАН Г. В. Осипов. — М.: Изд-во ИНФФА — М., 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle