Библиографическое описание:

Мухамеджанов Ш. М. Возрастные особенности развития физических качеств // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 899-901.



Воспитание гармонично развитого человека – вечная мечта нашего народа и наши предки постоянно искали эффективные пути и средства, закономерности доведения до сознания молодого поколения нравственных, просветительских и культурных идей народа, совершенствования его во всех отношениях. Эти стремления и привели к формированию одной из важнейших наук — педагогики, ведущей области знаний, ведущих человечество к морально-нравственному совершенству, к просвещению.

Приоритетным направлением государственной политики Республики Узбекистан признано воспитание подрастающего поколения всесторонне здоровым, высоконравственным и способным к активному участию в жизни общества посредством поэтапного реформирования образовательной системы на уровне современных требований и основе имеющегося мирового опыта.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов, говоря об истинной сути реализуемых в образовательной сфере реформ, подчеркивал, что будущее начинается сегодня. Если не обратить должного внимания на воспитание сейчас, будущее будет потеряно.

Мы ничего не пожалеем ради воспитания. Такие истинно человеческие качества, как вера, совесть, милосердие, доброта, любовь, морально-нравственное очищение не формируются сами по себе. Основу всего этого составляет воспитание, обновление общества, прогресс, перспективы в жизни, эффективность реформ, осуществляемых во всех сферах общественной жизни – они напрямую зависят от воспитания высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров.

В этом плане проводятся последовательные изыскания и в направлении физического воспитания, которые обеспечивают положительную динамику роста уровня знаний, навыков и умений, профессионально-педагогического мастерства преподавателей физического воспитания.

С принятием концепции поэтапной подготовки в области физической культуры (которая отражает, в первую очередь, последовательное решение специальных педагогических задач процесса многолетних занятий) возникает необходимость медико-биологического обоснования цели и задач каждого этапа подготовки. Исходя из этого, предполагается создание физиологических основ процесса многолетних занятий. Только в этом случае методические рекомендации могут быть применены правильно, эффективно, а главное, без всяких отрицательных последствий.

В решение данной важной задачи внесли достойный вклад много специалистов. Возрастные особенности в области занятия физкультурой и спортом нашли свое отражение в их исследованиях.

На разных этапах онтогенеза организм контролирует в генетическом аспекте на разных уровнях интенсивности темпы развития физических качеств. Одним из первых решений данной проблемы является своевременное обнаружение способности обучаемого к той или иной спортивной специальности. Своевременное определение и развитие данной способности возлагается на тренера-педагога, преподавателя физического воспитания. Говоря о важности своевременного определения способностей учащегося или студента к тому или иному виду спорта (спортивной специализации), А. Г. Алабин и его последователи утверждали, что с точки зрения научного прогнозирования, большинство физических качеств детей наиболее ярко проявляются у мальчиков 11–13 лет. Данный возрастной период соответствует этапу начальной спортивной подготовки. В последующий возрастной (подростковый) период все виды научного прогнозирования усложняются.

Значит, по мнению исследователей, если тренер-педагог не смог увидеть самое важное до 13 лет, то в 17–18 лет этого сделать практически невозможно.

Кроме того, рекомендуется учитывать особенности закономерностей изменений в адаптации в различные возрастные периоды. В младшем возрасте резервные возможности организма очень малы, и поэтому каждое изменение условия приводит к обратным реакциям во всех системах организма. При этом обеспечиваются положительные изменения в развитии двух противоположных по своей природе качеств — силы и выносливости.

Как известно, развитие двигательных качеств связано с особенностями динамики энергетических систем. По мнению А. А. Гужаловского, сила развивается быстро в период до 9 лет, а после останавливается. Вновь начинает увеличиваться с 11 лет, особенно интенсивно развивается в 13–14 лет. Говоря о скорости (быстроте) автор указывает, что данное физическое качество интенсивно развивается в период 8–10 лет, после чего до 12 лет развивается достаточно медленно, к 15 годам останавливается в развитии и даже снижается, а в возрасте с 15 до 17 лет вновь интенсивно развивается.

В общем, согласно литературным источникам, сенситивным для упражнения и развития двигательных качеств, сложных двигательных навыков и спортивной техники является 12–13-летний возраст, когда центральные механизмы двигательных функций достигают своего совершенства.

Следует обратить особое внимание на разработку научно обоснованных рекомендаций по объему физических нагрузок, так как нельзя допускать физического перенапряжения у учащихся или студентов. Р. М. Маткаримов, говоря о причинах и механизмах увеличения мышечной силы у детей, подчеркивает рост объемов мышц туловища. По мнению исследователя, объем мышц начинает расти с 7лет и заметный его рост приходится в период полового созревания. В данный период особое внимание в развитии силы следует уделять дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается увеличением мышечного напряжения при увеличении количества фактических двигательных единиц.

Существует еще мнение о том, что наибольший темп роста приходится на возраст 16–17 лет, когда заканчивается формирование пропорций силы различных мышечных групп, присущих взрослым.

Педагог должен обратить внимание и на различия в механизмах увеличения с возрастом взрывной силы. У детей 9-летнего возраста достижение увеличения взрывной силы за счет сокращения времени достижения максимума напряжения, т. е. с возрастом в движениях характера быстроты-силы растет значимость силового состава.

В настоящее время в методике подготовки спортсменов больше наблюдается унифицированный подход ко всем занимающимся независимо от их возраста. Однако новобранцы могут находиться на различных этапах биологического развития, и соответственно, уровень их функциональных возможностей может быть различным. Названный выше подход может оказать положительное воздействие лишь на определенную часть новобранцев. Большинство же молодых спортсменов оказывается под влиянием неэффективных занятий, в результате чего к занимающимся предъявляются требования, не соответствующие возможностям адаптации их организма: необоснованно завышенные или заниженные. Для исправления ситуации, на наш взгляд, необходимо дифференцировать планирование нагрузок на занятиях не только по этапам подготовки, на основании нормативных документов, что имеет место в настоящее время, но и по возрастным особенностям занимающихся. Только при этом в процессе занятий будут учтены своеобразные возрастные особенности развития молодых, развивающихся спортсменов, будет создана возможность для практической реализации научных рекомендаций. Что, в свою очередь, имеет огромное значение для воспитания физически здорового поколения — будущего нашей страны. Ибо, как известно, в здоровом теле формируется здравый смысл. Лишь здравомыслящий может вырасти гармонично развитым, способным внести свой вклад в развитие страны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle