Библиографическое описание:

Бектемирова А. К. Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на животноводство (1994–1996 гг.) // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 13-16.



В статье анализируются усилия по поднятию сельского хозяйства, предпринятые во втором этапе аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике, создание хозяйств нового образца и их эффективность, влияние реформы на состояние животноводства.

Ключевые слова: хозяйство нового образца, имущественный пай, рыночная экономика, аграрно-земельная реформа, животноводство.

В ходе проведения аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике из-за определенных объективных и субъективных обстоятельств, наступило кризисное состояние в сельскохозяйственном производстве, в том числе и в животноводстве. Резко сократилось поголовье скота во всех хозяйствах республики, снизилось производство животноводческой продукции.

В целях преодоления кризисной ситуации в сельском хозяйстве правительство Кыргызской Республики разработало новую программу по углублению экономических реформ в 1994–1995 годах. Для реализации этой программы 22 февраля 1994 года Президент Кыргызской Республики издал Указ «О мерах по углублению земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике». Этот указ ознаменовал начало второго этапа реформы сельского хозяйства в 1994–1996 годах. В указе был уточнен порядок владения землей — земельные наделы выдавались на 49 летний срок и с широкими правами: владельцы земли имели права продавать, давать в аренду, дарить, оставлять или получать в наследство свои участки [1, с.53]. Вышеназванный указ упразднил принуждающий собственников государственный заказ, была оставлена только закупка продовольственной пшеницы в государственный резерв. Это означало установление рыночного регулирования цен и освобождение новых землевладельцев от государственного регулирования цен, что максимально облегчало вступление крестьян в рыночные отношения. Кроме этого, государство брало на себя большую часть долгов реформированных колхозов и совхозов, а срок уплаты стоимости купленного крестьянами имущества совхозов был определен в 15 лет.

В целях реализации указа Президента 25 марта 1994 года Правительство Кыргызской Республики издало Постановление № 148 «О первоочередных мерах по углублению земельной и аграрной реформы». В нем рассматривались вопросы проведения аграрной реформы, формирования рыночных земельных отношений, дальнейшего развития всех форм хозяйствования и создания единых правовых основ аграрной реформы. Для дальнейшего углубления земельной и аграрной реформы, постановлением Правительства Кыргызской Республики № 632 от 22 августа 1994 года были утверждены положения «Установление земельных наделов граждан и выдача свидетельства пользования землей» и «Реорганизация сельскохозяйственных предприятий» [2, с.74]. В соответствии с этими положениями, каждый человек, работающий в колхозе или совхозе, имел право получить имущественный пай, а человек, постоянно живущий в селе, имел право на основании решения общего собрания получить земельный надел. Имущественные паи везде определялись в соответствии с трудовым стажем, эти работы велись в комиссионном порядке, через общие собрания, где участвовала основная масса сельчан, которые могли высказывать собственные мнения о распределении земельных участков или имущественных паев. На основании указанного постановления и решения собрания коллектива реорганизуемых хозяйств, владельцы земель могли получить свидетельство пользования земельным участком или государственный акт о пользовании землей. Работы по проведению земельной и аграрной реформы были изъяты из ведения Фонда государственного имущества и переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Для разработки стратегии аграрной реформы при министерстве и при региональных органах были созданы земельные и аграрные центры.

Во втором этапе земельной и аграрной реформы были определены базовые районы в каждой области и конкретные хозяйства для проведения экспериментов. К числу таких базовых хозяйств можно отнести хозяйства «Барскоон», «Тамга» Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области, «Курманжан датка» Кара-Суйского района, «Бюргёндю», «Достук» Кадамжайского района Ошской области.

В 1994 году в качестве эксперимента были начаты работы по реализации земельной и аграрной реформы в совхозе «Тамга» Джеты-Огузского района. Эти работы активизировались только после проведения нескольких совещаний и разъяснительных работ с населением сёл «Тамга» и «Тосор» специалистами сельского хозяйства во главе с 1-м заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Кыргызской Республики Б.Талгарбековым.

В то время совхоз «Тамга» имел только 1200 гектаров поливных земель, остальная площадь являлась неполивной, совхоз имел острые проблемы с кормом для скота. Согласно научным данным, каждой голове крупного рогатого скота должна соответствовать 7,5 сотых площади кормовых угодий. В соответствии с этим научным определением совхоз «Тамга» нуждался в перестройке методов ведения хозяйства [3, с.4]. В ходе реформ были уточнены земельные площади, находящиеся на балансе хозяйства, в том числе посевные площади, яблоневые сады, сенокосные угодья и количество населения, после чего земельные наделы были распределены с учетом населения и состояния земли. На базе бывшего совхоза «Тамга» были созданы 60 крестьянских хозяйств, которые затем добровольно создали объединение и избрали аппарат управления. Кошары и весь скот совхоза были распределены между крестьянскими хозяйствами. Часть техники и сельскохозяйственных орудий, находившихся на балансе хозяйства, была продана крестьянским хозяйствам, остальная часть была продана вновь созданным обслуживающим кооперативам [4, с. 64].

После опыта «Тамги» структуры нового образца хозяйственной системы быстрыми темпами начали создаваться по всей республике. Например, колхозы «Барскоон» и «Тосор» Иссык-Кульской области и все хозяйства Кадамжайского района Ошской области были реорганизованы в хозяйства нового образца.

В хозяйствах, созданных новым методом, производительность труда была высокой и росли доходы хозяйств. К примеру, в Тонском районе Иссык-Кульской области было создано крестьянское хозяйство «Ак-Булун», которым руководил дважды Герой Социалистического Труда Таштанбек Акматов. В хозяйство входило 30 семей, во владении которого находились 576 гектаров сельскохозяйственных земель, 2500 голов овец, 20 голов крупного рогатого скота, 12 голов лошадей. Данное хозяйство в 1994 году произвело 10 тонн шерсти, 25 тонн мяса, 810 центнеров пшеницы, 207 центнеров картофели, 4500 центнеров сена-соломы. Вновь созданный в Иссык-Кульском районе сельскохозяйственный кооператив «Ынтымак» посредством постоянного увеличения урожая сельскохозяйственных культур в течение 3-х лет смог превратиться в доходное хозяйство с наличием 30 тысяч голов овец, 500 голов крупного рогатого скота, 300 голов лошадей. Это хозяйство получило 226 тысяч сомов чистой прибыли в 1994 году, а в 1995 году получило по 91 ягненку от каждой сотни из 13 тысяч овцематок [5, с. 2]. Таким образом, несмотря на то, что в начальном этапе аграрной реформы поспешное расформирование колхозов и совхозов привело к резкому сокращению поголовья скота, в некоторых хозяйствах, созданных во втором этапе реформ с применением новых образцов, животноводство превратилось в прибыльное производство.

Во втором этапе земельной и аграрной реформы уделялось больше внимания проведению агитационно-пропагандистских мероприятий, распространению передового опыта по внедрению инновационных методов и различных форм хозяйствования. В целях разъяснения значения и особенностей рыночной экономики специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кыргызской Республики непрерывно вели разъяснительную работу по радио и телевидению, публиковали различные статьи в газетах.

Проводились определенные мероприятия по обучению фермеров приемам ведения сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. В 1995 году 27 специалистов по сельскому хозяйству прошли обучение и стажировку за рубежом. 12 фермеров прошли обучение в США по системе «Фермер — фермеру». С участием Всемирного банка и специалистов из Швейцарии, Новой Зеландии и др. стран были проведены семинары по обмену опытом, в которых участвовало более 1,5 тысячи фермеров и специалистов. При поддержке Европейского союза в Иссык-Кульском, Нарынском, Таласском и Ошском областях были открыты службы обучения сельскохозяйственных специалистов и консультирования фермеров [7, с.325].

В результате проведенных в сельском хозяйстве мероприятий в некоторых областях республики стабилизировалось поголовье скота и производство животноводческой продукции. Например, в первом полугодии 1996 года по сравнению с первым полугодием 1995 года в Ошской области поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 7,9 тысяч голов или на 2,8 %, поголовье овец увеличилось на 41,2 тысячи голов или на 3,3 %, поголовье лошадей — на 5,9 тысяч голов или на 9,1 %. Производство молока по всей республике во всех формах хозяйств увеличилось на 4,4 тысячи тонн и составило 356,6 тысяч тонн. Производство мяса и молока в Ошской области увеличилось соответственно на 1,0 и 0,6 %, в Чуйской области на 1,0 и 0,6 %, в Таласской области на 1,2 и 4,3 % [7, с.326].

Наряду с успехами, проведение реформ не обошлось без недостатков. Министерство сельского хозяйства и продовольствия, его региональные органы, областные, районные государственные администрации слабо проводили мероприятия по повышению эффективности животноводства в условиях рыночной экономики совместно с Кыргызской аграрной академией. Ими не были разработаны конкретные методы увеличения поголовья скота, повышения объемов производства животноводческой продукции, эффективного использования материально-технических, кормовых и других ресурсов.

Объемы кредитных средств, выделенных на развитие животноводческой отрасли за прошедшие 5 лет после обретения суверенитета Кыргызской Республикой, были недостаточны. В то же время на весенние полевые, посевные работы, на уборку урожая, на минеральные удобрения и ядохимикаты ежегодно выделялось от 350 до 500 млн. сомов [7, с.327]. Из-за дефицита денежных средств в животноводческих хозяйствах в качестве зарплаты, в виде бартера за горюче-смазочные материалы выдавался скот. Кроме этого, животноводческие хозяйства за налог и другие задолженности с государством, с другими организациями и предприятиями расплачивались скотом.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия, областные и районные государственные администрации не уделяли должного внимания на создание и укрепление зооветеринарных сервисов, как необходимых структур в условиях рыночной экономики. Государством не были решены вопросы защиты интересов производителей животноводческой продукции, вследствие чего произведенная продукция реализовалась по низкой цене. Сельские товаропроизводители, перерабатывающая промышленность, предприятия, выпускающие сельскохозяйственную продукцию не вели скоординированную между собой деятельность, которая является основным элементом повышения эффективности сельского хозяйства.

В некоторых регионах во втором этапе земельной и аграрной реформы были изменены только названия государственных и коллективных хозяйств, где коллективные хозяйства были разделены на несколько мелких колхозов. При этом земельные наделы и имущественные паи в реальности не отдавались в пользование крестьянам, распределение имущества и земель ограничивалось установлением размеров надела и пая на бумаге. В кооперативах Карла Маркса и Краснооктябрьский Московского района, в коллективном хозяйстве «Победа» совхоза имени XXIII партсъезда Аламединского района, в крестьянских хозяйствах «Кен-Булун» Иссык-Атинского района, «Биримдик» Чуйского района, в колхозе «Кыргызстан» Ала-Букинского района, в крестьянском хозяйстве «Кызыл-Туу» Ноокенского района реформа ограничилась определением размера земельного надела и имущественного пая [8, с.38]. В этих хозяйствах земля и имущество на деле не отдавались крестьянам, а также урожай и другие материальные ценности, полученные в результате коллективного труда, не распределялись по справедливости.

В некоторых регионах республики при расформировании хозяйств допускалось беспорядочное распределение земли, техники, поголовья скота. Местные руководители, вместо того, чтобы осуществлять контроль за сохранением и бережным пользованием, перешли к разграблению государственной и коллективной собственности. Допускались недостатки в распределении поголовья скота как имущественного пая крестьян. Например, только двое человек, Ж.Усупова и А.Акчубакова, распределили между собой все поголовье крупного рогатого скота молочно-товарного комплекса Эмел Джумгальского района [9, с.50].

Таким образом, как показывают вышеприведенные факты, несмотря на определенные успехи в проведении реформ, сохранялась кризисная ситуация в сельском хозяйстве. Это оказывало отрицательное влияние на развитие животноводства как основной отрасли сельского хозяйства. В результате сократилось поголовье скота и объемы производства животноводческой продукции. Например, в первом полугодии 1996 года по сравнению с первым полугодием 1995 года поголовье овец в Чуйской области сократилось на 28,6 %, в Иссык-Кульской области на 27,6 %, в Джалал-Абадской области на 12,6 % [7, 327].

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что во втором этапе аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике, наряду с имевшими место положительными сдвигами, в сельскохозяйственном производстве в целом сохранялась кризисная ситуация. В то же время можно отметить, что государственная поддержка послужила значительным стимулом для решения проблем в селе и эффективного развития животноводческой отрасли.

Литература:

  1. Сборник нормативно-правовых актов Кыргызской республики, регулирующих процесс аграрной и земельной реформы с 1991 по 1999 годы. [Текст] Бишкек, 2001. — 110 с.
  2. Центральный государственный архив Кыргызской Республики (далее ЦГАКР). — Фонд 350. Оп. 14. Ед.хр.7756. Л.74–78.
  3. Конец эгоистического духа [Текст] // Асаба.– 1995. — 3-декабрь.
  4. Иссык-Кульский областной государственный архив. Фонд 1121. Оп.1.Ед.хр.9. Л.63–67.
  5. Опыт и проблемы аграрной реформы в Иссык-Кульской области. [Текст] // Иссык-Кульские вести. — 1995. — 9-июнь.
  6. ЦГАКР. — Фонд 350. Оп. 14. Ед.хр. 8044. Л.325–327.
  7. ЦГАКР. — Фонд 350. Оп. 14. Ед.хр.8029. Л.38–39.
  8. Нарынский областной государственный архив. Фонд № 664. Оп.1. Ед.хр..№ 52. Л. 50.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle