Библиографическое описание:

Касаболотова Г. А. Обучение профессионально-ориентированному чтению на русском языке студентов национальных групп // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 32-34.



Данная статья посвящена исследованию процесса обучения профессионально-ориентированному чтению студентов национальных групп. Раскрыта сущность профессионально-ориентированного чтения. Рассмотрены различные аспекты преподавания данного вида чтения для повышения эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: профессионально ориентированное чтение, характеристика.

В настоящее время, характеризующееся глобализацией во всех сферах жизнедеятельности человека и вхождением Кыргызстана в Болонский процесс, коренным образом изменились требования к языковой подготовке специалистов. Профессионально-ориентированное чтение — это сложная речевая деятельность, которая обусловлена информативными потребностями студентов, направленная на восприятие и понимание текста на русском языке. Чтение на русском языке дает возможность увидеть отличные от родного языка способы выражения мысли, иные связи между формой и значением, что позволяет глубже осмысливать определенные явления в родном языке. Таким образом, кроме практического владения языком, в процессе обучения развивается и формируется личность самого студента, его мышление, память, совершенствуются слуховые, зрительные и моторные ощущения.

Профессионально-ориентированное чтение представляет собой специфическую форму опосредованного текстом активного вербального письменного общения, основные цели которого состоят в оперативной ориентации, поиске, извлечении, приеме, переработке и последующем целевом примени информации в трудовой, общественной или самообразовательной деятельности.

Профессионально-ориентированное чтение — это сложная речевая деятельность, обусловленная профессиональными информационными возможностями и потребностями, представляющая собой специфическую форму активного вербального письменного общения как информационного взаимодействия, чтения-диалога, основными целями которого являются оперативная ориентация, поиск, обобщение, направленные на предметно-тематический план источников, и последующая оценка, прием, присвоение, создание и целевое применение информации как накопленного человечеством опыта, знаний в профессиональных областях, сферах экономики [5, с. 18–23].

Цель профессионально-ориентированного чтения есть обработка информации с установкой на её дальнейшее использование в интересах читателя. Процесс профессионально-ориентированного чтения носит творческий характер — это всегда активный диалог читателя с автором, как в плане текста, что воспроизводится читателем, на базе тезауруса, так и в плане оценки полученной информации в соответствии с ожиданиями и прогноза читателя [5].

Цель чтения связана с выработкой умений извлекать информацию из речевого сообщения. Трудности, возникающие в процессе понимания текста, могут быть связаны с предметным содержанием текста, отражающим новые факты из области науки, техники, компьютерных технологий, с индивидуальными особенностями студентов, а именно, с недостатком у них лингвистических и экстралингвистических знаний, ограниченностью кругозора и опыта. Но, в первую очередь, трудности связаны с языковыми средствами, а именно, с пониманием незнакомых слов и непривычных значений знакомых лексических единиц, омонимов и омографов, фразеологических и идиоматических выражений, грамматической многозначностью и многофункциональностью средств.

Безусловно, что деление на грамматические и лексические навыки весьма условно, ибо они функционируют очень тесно. Чтобы понять незнакомое слово по контексту (лексический аспект), нужно, прежде всего, определить, какой частью речи оно является, какую функцию в предложении выполняет (грамматический аспект).

Лексический аспект включает в себя следующие задачи: тренировку в использовании лексических опор, имеющихся в тексте, и приобретение опыта работы со словарем. В качестве опор для понимания текста могут выступать известные слова, но они должны быть легко узнаваемы. Это первая задача по отношению к лексике, и она достигается количеством прочитанных текстов, не перегруженных чрезмерно новой информацией или языковым материалом. Наряду с известными словами, опорой для понимания служит и потенциальный запас, т. е. такие лексические единицы, при встрече с которыми студенты могут понять их значение, не обращаясь к помощи словаря, на основе своего лингвистического опыта. Эта основа включает в себя буквенные соответствия в русском и родном языке, типичные для интернациональных слов, словообразовательные элементы различных частей речи и т. д. Поэтому важная задача работы над лексическим аспектом чтения состоит в том, чтобы выделять, анализировать, усваивать новые словообразовательные модели, т. е. последовательно вырабатывать установку на самостоятельную семантизацию незнакомых лексических единиц. Такая возможность часто заложена и в соотношении слова с контекстом, жизненным опытом, действительностью.

В связи с потребностями профессиональной деятельности для студентов языковых специальностей овладение поисковым, аналитическим и изучающим видами чтения являются приоритетными.

Поисковое чтение имеет целью найти конкретную информацию. В основу этого вида чтения положен поиск, являющийся, по сути, способом учения — получения знаний через мыслительные действия с информацией.

Аналитическое чтение — чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней. Оно служит средством понимания более сложных текстов, включающих отдельные трудности, которые могут быть преодолены только с помощью чтения и перевода. Аналитическое восприятие может возникнуть в связи с предварительной работой над текстом. Существенным признаком аналитического чтения является наличие аналитической установки в процессе самого чтения, т. е. детализирующее восприятие. В процессе чтения с элементами анализа студенты учатся преодолевать языковые трудности и, таким образом, постигать содержание текста.

Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста либо до прочтения (предварительные вопросы). Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения [7, 273].

Важной особенностью профессионально-ориентированного чтения является то, что оно никогда не выступает в качестве ведущей деятельности, а является сопутствующей, подчиненной обучению, познанию, исследованию, творчеству. Почти во всех случаях задачи, решаемые студентом, цели деятельности, для достижения которых необходима определенная информация, диктуют потребность в чтении. Достижение цели невозможно без обязательного формирования в сознании читающего гипотезы, т. е. предвосхищения результата, который он должен получить в ходе деятельности. Вот почему считается необходимым, чтобы накоплению информации по той или иной теме предшествовала разработка идей, так как только в этом случае возможны целеустремленный поиск и глубокое осмысление тех фактов, которые читающий почерпнет из литературы.

Характерной чертой профессионально-ориентированного чтения является то, что оно предполагает у читающего обязательное наличие сформированного плана ожиданий, гипотезы, с которыми он приступает к чтению любого источника. Существенной характеристикой профессионально-ориентированного чтения можно назвать то, что оно предполагает, как правило, огромное количество источников и обилие текстового материала, так как поток научной информации растет с каждым годом.

И наконец, не менее важной характеристикой профессионально-ориентированного чтения является то, что оно предполагает многократное использование источника информации в связи с многоцелевой направленностью на него в процессе учебной, исследовательской, профессиональной трудовой деятельности.

Таким образом, обучение чтению литературы по специальности на русском языке студентов национальных групп должно занимать важное место для формирования у обучаемых необходимых профессиональных языковых компетенций межкультурного общения, обеспечивающих способность порождать и адекватно интерпретировать информацию на русском языке в процессе осуществления профессиональной деятельности. Отсюда следует, что при разработке курса обучения необходимо уделять особое внимание на развитие именно тех видов чтения, которые соответствуют его потенциальным потребностям, а именно — поисковое, аналитическое и изучающее, которые будут способствовать своевременному получению будущим специалистом новейшей информации в сфере своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Барабанова Г. В. Иностранный язык глазами выпускников технических вузов. — Вестник Харьковского национального университета им.В. Н. Каразина, 2001.- № 536. –С. 221–226.
  2. Барабанова Г.В Контекстуальность при обучении профессионально- ориентированному чтению в неязыковом вузе. — Научный вестник Измаилского государственного педагогического института. — Измаил,2000. — С.17–20
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445с.
  4. Зимняя И. А., Серова Т. С., Стегний В. Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Социально-экономические науки. — 2009. — № 4. — С. 92–102.
  5. Серова Т. С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. — 232с. Материалы международной конференции «Язык. Культура. Образование». (25 ноября 2014 г., Россия, г.Шадринск). — С. 201–205.)
  6. Кирпичева И. К. Чтение в процессе научного творчества // Проблемы социологии и психологии чтения. — М., 1975. — С. 75–88.
  7. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе, М.: Академия, 2001. — 368 с.
  8. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе, М.: «Академический проект», 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle