Библиографическое описание:

Харина Л. В., Иваненко Н. Н. Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 401-404.



Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат: социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальная работа, социально-педагогическая деятельность, профессионализация и др. К основным категориям относят следующие: социализация, профессионализация, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность.

Профессионализация — это не только длительный, непрерывный, но и «многоканальный» процесс, он идет сразу по нескольким направлениям, Процесс профессионализации — это приближение состояния профессиональной деятельности к профессиограмме, к эталону модели специалиста. Если принять, что профессиограмма отражает пространство профессии, то процесс профессионализации есть освоение этого пространства по вертикали и по горизонтали. Иными словами, процесс профессионализации имеет, по крайней мере, два вектора. Первый вектор — по вертикали профессиограммы — состоит в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии.

Социализация — процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень.

При исследовании проблемы соотношения социализации и профессионализации на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития можно определить следующее:

– личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Личностное самоопределение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самоосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию;

– дальнейшее профессиональное самоопределение человека уточняется в зависимости от индивидуально-психологических, в том числе природных особенностей, от возраста;

– укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности;

– по мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. Профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека;

– характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет на личностное развитие и на шлифовку человека как профессионала;

– профессиональная деятельность, в зависимости от того, как она протекает, оказывает влияние на отдельные черты личности. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества;

– вид профессии может определять личность человека. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, близкие условия жизни, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста — все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции, что оказывает влияние на становление социально-профессионального типа личности;

– средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является, безусловно, главным путем самореализации личности, но в отдельных случаях личность самореализует себя во внепрофессиональных увлечениях (семья, хобби), здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно;

– неудачи, неуспех в профессиональной деятельности могут приводить к ее деформации при условии, что личность стремится реализовать себя в труде. Такого человека огорчают, расстраивают его неуспехи в профессии. Если же человек не стремится реализовать себя в профессиональной деятельности и только отбывает в ней, то неуспехи в профессии его меньше трогают. Не мало людей, которые работают и даже трудятся успешно, но не для самореализации своей личности, а только для материального заработка и поддержания своего существования;

– в течение всей жизни человека личность корректирует профессиональную деятельность под углом зрения своих ценностных ориентации. Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека;

– в отдельных случаях корректировка человеком своей личности или появление у личности новых потребностей может приводить к тому, что человек меняет профессиональное направление (профессию);

– то, как человек строит сценарий своей профессиональной жизни, как он достигает профессиональных вершин, как протекает его профессиональное старение, как он уходит из профессиональной деятельности — все это тоже зависит от личности.

Процесс профессионализации, как составляющей части процесса социализации специалиста, начинается со становления и формирования личности педагога в системе среднего и высшего профессионального образования. Ему присуща функция пространственно-временных ресурсов, где культура и система полисубъектных отношений, ролей, связей и моделей поведения, самоопределения, самореализации и самосовершенствования выступают матрицей социализации и самореализации личности, включенной в систему социально и личностно значимой деятельности и общения, возможность коих отражается в таких направлениях, как спорт, наука, искусство и религия [6, C. 287].

С целью изучения уровня профессионализации, как составляющего элемента процесса социализации, будущего педагога нами было проведено исследование студентов 1 и 4 курса психолого — педагогического факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске. Количество респондентов составило по 15 человек.

Опросник «Самооценка профессиональной деятельности будущего учителя» (К. М. Левитан) позволяет нам оценить успешность деятельности будущий учителей по четырех-балльной систем:

4 — качество ярко выражено (оптимальный уровень);

3 — достаточно сформировано (достаточный уровень);

2 — имеет место (критический уровень);

1 — сформировано в минимальной степени или не сформировано (недопустимый уровень).

Анализ результатов проведенного опроса среди студентов 1 курса показал, что:

  1. По показателю «Гностические умения» оптимальный уровень выявлен у 10 человек, что составляет 67 % от общего числа респондентов. Они умеют добывать новые, пополнять знания; умеют методически анализировать и оценивать учебный материал; изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности. У 5 респондентов (33 %) данный критерий сформирован на критическом уровне — низкие показатель практического применения полученных знаний, умений и навыков и получения и обработки информации.
  2. По показателю «Проектировочные умения» достаточный уровень наблюдается у 8 выпускников (53 %), что говорит об умении планировать процесс обучения; определять эффективные методы и приемы обучения; проектировать и создавать элементарные презентации; планировать творческие работы. У 7 респондента (47 %) выявлен критический уровень — имеют место такие показатели, как: умение планировать работу; методически верно использовать средства наглядности.
  3. Анализ показателя «Конструктивные умения» говорит о высоком (оптимальном) уровне сформированности у 10 респондентов (67 %). Они владеют способностью к выбору оптимальных приемов и способов обучения; методически верному расположению материала при обучении; сочетании различных форм работы; определении характера руководства. У 5 первокурсников (33 %), от общего числа опрошенных выявлен критический уровень сформированности данных умений.
  4. По показателю «Организаторские умения» оптимальный уровень выявлен у 11 респондентов (73 %), что говорит об умении организовать собственную деятельность и классный коллектив; использовать передовые приемы обучения; рационально сочетать различные виды деятельности. У 4 выпускников (27 %) выявлен достаточный уровень — организаторские умения сформированы не в полном объеме.
  5. По показателю «Коммуникативные умения» у 13 (87 %) респондентов выявлен достаточный уровень — умеют устанавливать педагогические контакты; находить сильные стороны в оппонентах; устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения; предотвращать и разрешать конфликты. У 1 первокурсника (6,5 %) коммуникативные способности сформированы на критическом уровне, у 1 — на недопустимом уровне (6,5 %).
  6. Показатель «Результаты деятельности учителя» говорит о том, что у 10 респондентов (67 %) — оптимальный уровень развития данного критерия. Они обладают прочными знаниями; устойчивым интересом к предмету; готовностью к самостоятельной деятельности. У 5 респондента (33 %) выявлен критический уровень.
  7. Показатель «Направленность» характеризуется у респондентов оптимальным уровнем по таким показателям, как: любовь к профессии, ответственность, любовь к детям, любовь к своему предмету, добросовестность; и достаточным уровнем — общественно-политическая активность, увлеченность делом, трудолюбие.
  8. Показатель «Характер» показывает оптимальный уровень таких критериев, как: инициативность, справедливость, терпеливость, общительность, требовательность, жизнерадостность, оптимизм; и достаточным уровнем — уравновешенность, чувство юмора, чувство такта.
  9. По показателю «Способности» было выявлено, что у 10 респондентов (67 %) развиты способности ясности и критичности ума, целенаправленной памятью и наблюдательностью; у 5 выпускников хорошо развито воображение, выразительность речи и артистические способности.

Таким образом, мы видим, что на первом курсе самооценка профессиональной деятельности будущих учителей развита на достаточном уровне. Первокурсники сознательно выбрали профессию, целенаправленно движутся к поставленным целям. Однако, показатели гностических, конструктивных умений и результаты деятельности развиты слабо и требуют доработки в процессе обучения в педагогическом вузе.

Анализ результатов проведенного опроса среди студентов 4 курса показал, что:

  1. По показателю «Гностические умения» оптимальный уровень выявлен у 12 человек, что составляет 80 % от общего числа респондентов. Они умеют пополнять свои знания, добывать новые; изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности; умеют методически анализировать и оценивать учебный материал. У 3 респондентов (20 %) данный критерий сформирован на критическом уровне — низкие показатель получения и обработки информации; практического применения полученных знаний, умений и навыков.
  2. По показателю «Проектировочные умения» достаточный уровень наблюдается у 14 выпускников (93 %), что говорит об умении планировать процесс обучения; определять эффективные методы и приемы обучения; проектировать и создавать элементарные презентации; планировать творческие работы. У 1 респондента (7 %) выявлен критический уровень — имеют место такие показатели, как: умение методически верно использовать средства наглядности; планировать работу в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
  3. Анализ показателя «Конструктивные умения» говорит о высоком (достаточном) уровне сформированности у 15 респондентов (100 %). Они владеют способностью к выбору оптимальных приемов и способов обучения; методически верному расположению материала при обучении; сочетании различных форм работы; определении характера руководства.
  4. По показателю «Организаторские умения» оптимальный уровень выявлен у 13 респондентов (87 %), что говорит об умении организовать классный коллектив, собственную деятельность; рационально сочетать различные виды деятельности; использовать передовые приемы обучения. У 2 выпускников (13 %) выявлен достаточный уровень — организаторские умения сформированы, но не в полном объеме.
  5. По показателю «Коммуникативные умения» у всех респондентов (100 %) выявлен достаточный уровень — умеют устанавливать педагогические контакты; находить сильные стороны в оппонентах; устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения; предотвращать и разрешать конфликты.
  6. Показатель «Результаты деятельности учителя» говорит о том, что у 14 респондентов (93 %) — оптимальный уровень развития данного критерия. Они обладают прочными знаниями; устойчивым интересом к предмету; готовностью к самостоятельной деятельности. У 1 респондента (7 %) выявлен достаточный уровень.
  7. Показатель «Направленность» характеризуется у респондентов оптимальным уровнем по таким показателям, как: любовь к профессии, любовь к детям, ответственность, добросовестность, любовь к своему предмету; и достаточным уровнем — общественно-политическая активность, увлеченность делом, трудолюбие, творчество в учебно-воспитательном процессе.
  8. Показатель «Характер» показывает оптимальный уровень таких критериев, как: инициативность, требовательность, справедливость, терпеливость, общительность, жизнерадостность, оптимизм; и достаточным уровнем — уравновешенность, чувство такта, чувство юмора, искренность.
  9. По показателю «Способности» было выявлено, что у 13 респондентов (87 %) развиты способности ясности и критичности ума, целенаправленной памятью и наблюдательностью; у 2 выпускников хорошо развито воображение, выразительность речи и артистические способности.

Проанализировав результаты проведенного исследования, мы можем говорить об оптимальном уровне развития самооценки профессиональной деятельности будущих учителей. Очевидно, что социализация протекает во взаимодействии подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие.

Таким образом, внутривузовская профессиональная социализация будущих учителей, являясь важнейшим фактором их профессиональной успешности, требует активизации всех субъектов процесса профессиональной подготовки. Она проходит в своем развитии две основные стадии (профессиональная адаптация и профессиональная идентификация) и реализуется через взаимодействие по формированию у студентов профессиональной направленности, осознанного стремления трудоустроиться по профилю подготовки и успешно продвигаться к вершинам профессионального мастерства.

Итак, социализация определяет содержание и ход профессионализации человека. Вместе с тем профессионализация в течение всей жизни человека оказывает влияние на личность, может ее стимулировать и наоборот разрушать, деформировать.

Литература:

  1. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 2011–158 с.
  2. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2010–160 с.
  3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — М.: 2011–311 с.
  4. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: 2010–256 с.
  5. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Гриф УМО: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. — М.: Юнити-ДАНА, 2012–622 с.
  6. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., Изд-во Института психологии РАН, 2010. — 448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle