Библиографическое описание:

Мухортова К. Э. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 371-374.



В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация, информатика.

На современном этапе развития общества успешная социализация после окончания образовательного учреждения, умение налаживать отношения с людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины не зависят лишь от предъявляемых требований к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам. Сегодня выпускнику школы необходимо усвоить не только определенные знания, но и освоить универсальные учебные действия, которые выступают как инструмент самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться [1].

Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах отечественных ученых А.В. Усова, Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Однако отметим, что в данных научных трудах не описывается формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована проблема исследования: каковы методические аспекты урока информатики в 8-х классах, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий?

Обратившись к анализу психолого-педагогической литературы, выявили, что разные ученые, педагоги и психологи подходят к определению понятию «коммуникативные универсальные учебные действия» по-разному.

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2].

В контексте концепции универсальных учебных действий под коммуникацией понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера [3]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

− социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

− умение слушать и вступать в диалог;

− участвовать в коллективном обсуждении проблем;

− интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Мы можем говорить о том, что коммуникативные УУД – это действия, обеспечивающие социальную компетентность учащихся во взаимодействии и сотрудничестве.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика».

Общеобразовательный курс информатики является одним из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Говоря о формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики, А.Л. Брезгин рассматривает технические и методические возможности урока. Возможность самостоятельного планирования учебного сотрудничества с администрацией, педагогами, сверстниками и более младшими участниками образовательного процесса через учебные проекты: презентации, рефераты, доклады; уроки-самоуправления обеспечивает формирование умения поиска, обработки и презентации необходимой информации; деловое лидерство (умение проявить инициативу в организации учебного сотрудничества) [4].

Опираясь на теоретические основы, мы разработали методическое содержание уроков информатики в 8-ом классе в соответствии с поставленными целями. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности, способности договариваться и находить общее решение, а также рефлексия действий можно реализовать на уроках-проектах по теме «Компьютерные презентации».

Целью данных уроков является знакомство с технологией создания компьютерных презентаций. Задача учащихся − создать проект электронного журнала в программе для создания презентаций, применяя навыки и умения оформления компьютерной презентации.

После изучения технологии создания компьютерных презентаций, учащиеся самостоятельно делятся на рабочие группы. Для создания проекта необходимо придерживаться следующих этапов работы, которые формулируются учителем совместно с обучающимися:

1. обсуждение направления и названия журнала;

2. распределение ролей (например, электронный журнал моды: шеф-редактор, редактор отдела моды, фоторедактор, арт-директор, редактор отдела новостей и светской хроники, технический редактор, рядовые журналисты)

3. обсуждение контента и дизайна проекта;

4. поиск информации;

5. оформление проекта;

6. защита проекта в ситуации игрофикации (Фестиваль «NEWжурнал»).

На каждом из этапов создавались условия для организации коммуникации как взаимодействия – обсуждение деятельности этапов работы с учителем, коммуникации как сотрудничества – обсуждение и совместная работа над проектом.

Представление журналов организуется на втором уроке работы над проектом. Данный урок проходит в формате «Фестиваля «NEWжурнал».

Группам выдаются листы с критериями оценивания чужих проектов.

Каждой группе отводится 7 минут для представления итоговой компьютерной презентации (электронного журнала). План выступления должен включать:

1. название проекта, указание авторов проекта;

2. презентация проекта (демонстрация);

3. объяснение использования информационных технологий (используемые программы в работе над проектом, используемые возможности программы для создания презентаций).

Для создания обсуждения используем следующие элементы игрофикации:

  1. от каждой группы могут последовать замечания и дополнение по доработке проекта;
  2. после защиты проектов журналов организуется «Ярмарка проектов». Каждая группа в процессе обсуждения (2 мин.) на основе выставленных баллов по критериям оценивания выбирает тот журнал, в который они готовы вложить свои деньги для его издания (при условии, что свой журнал выбирать нельзя).

Таким образом, учащиеся определят наиболее удачные проекты.

Формирование умения слушать и слышать друг друга, способности строить понятные для партнера высказывания, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания реализовывалось на уроке закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Текстовый процессор» путем организации деятельности по созданию социального рекламного плаката.

Для создания социального плаката учащиеся на предыдущем уроке делятся на 6 групп и получают домашнее задание − найти информацию об алкоголе из разных областей наук, опираясь на название и описание рубрик, и принести на следующий урок на USB-флеш-накопителе:

№ гр.

Наука

Название рубрики

Описание

1

Химия

«Зеленый змий»;

Состав алкоголя

2

История

«Лента времени алкоголя»

появление и распространение алкоголя в России

3

Биология

«Влияние губительно»

влияние алкоголя на организм человека

4

Литература

«Вредные привычки героев прошлого времени»

примеры описания вредных привычек персонажей в литературных произведениях

5

Социология

«Статистика не врет!»

описание данных социологических исследований по проблемам, вызванным употреблением алкоголя

6

Обществознание

«Здоровым Обязан Жить»

Борьба с алкоголем в обществе

На уроке учитель создает условия для постановки цели и учебных задач. Например, с помощью психологической приема «Выбор».

Инструкция: в карточке записаны следующие понятия: учеба, дружба, здоровье, деньги, авторитет. Проранжируйте от 1 до 5 (1− очень ценю,…5 – ценю меньше всего).

В результате данного приема учитель, скорее всего, выявит, что большинство учащихся считают здоровье главнее всего.

Для формулирования темы урока учитель читает притчу о зеленом змие.

Жил один человек долгое время в непроходимом лесу в хижине. Однажды у него не стало пищи, и пошел он по лесу искать чего-либо съедобного. Спустя некоторое время увидел он в одном месте красивую яблоню с яблоками. Когда отшельник начал собирать яблоки, увидел на яблоне зеленого змия, который обвивался вокруг нее. Заговорил змий человеческим голосом: «Знаешь ли ты меня, человек, и слышал ли про меня?»

Великий ужас напал на отшельника, но когда он пришел в себя, то спросил: «Кто ты, чей я слышу голос? Скажи мне о себе, я не знаю тебя!»

«Скажу тебе, человек, о себе: я − зеленый змий». Человек снова спросил: «Какую силой обладаешь?»

«Если сдружится со мной трудящийся человек, то я сделаю его ленивым, станут у него дрожать руки, и он не захочет ничего делать, и я сделаю его горьким пьяницей; он пропьется весь, разорю его дом; и отступят от него все друзья и родные. Если не хочешь попасться в мои уловки, уходи, чтобы не видеть тебе зла».

Притча впоследствии обсуждается учащимися и учителем, что создает условия для коммуникативного взаимодействия.

Учитель в процессе обсуждения задает следующие вопросы:

− О чем говорится в притче?

− Какая вредная привычка в ней описана?

− Как вы думайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель просит вспомнить учащихся о том, что они изучали на предыдущем уроке (текстовый процессор и его назначение) и актуализирует знания учащихся о текстовом процессоре. На основе результатов актуализации знаний и подготовленного материала об алкоголе учащиеся формулируют учебную задачу − создать социальный рекламный плакат о пагубном влиянии алкоголя, используя свои знания и возможности текстового процессора.

Учащиеся определят цель обращения к обществу и средства ее достижения с помощью вопросов:

− Кто является вашим реальным и потенциальным потребителем?;

− Какие слова, отражающие идею плаката, нужно использовать?;

− Какие визуальные (графические) образы можно использовать для привлечения внимания к социальному рекламному плакату?

Кроме того, учащиеся определяют основные требования к содержанию и оформлению социального рекламного плаката, опираясь на возможности текстового процессора, составляют примерный кластер, который пригодится им в практической работе.

В течение 20 минут учащиеся создают социальный рекламный плакат в группах, используя материал, подобранный дома. На данном этапе учащиеся находятся в коммуникативном сотрудничестве, обсуждая дизайн плаката, его структуру и наполнение и подбирая средства оформления плаката в текстовом редакторе.

После того, как каждая группа подготовит свою рубрику, всё распечатывается и оформляется в один общий социальный рекламный плакат.

Таким образом, использование данных методических разработок способствуют эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в 8 классах.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. //Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.- 159с.
  2. Лисина М.И. //Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. – Москва: Педагогика, 1986. – 144 с.;
  3. Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1.− М.: ФИРО, 2010. –С.;
  4. Брезгин Л.А. К вопросу о формировании универсальных учебных действий в курсе «Информатика и ИКТ» // Научный поиск, − Шуя: Изд-во: Технологический центр, 2015. – С. 57-59, Режим доступа: http://elibrary.ru/download/25755441.pdf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle