Библиографическое описание:

Букатникова С. Д. Инвариант функционирования редупликаций в художественном тексте // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 575-578.



В статье рассматриваются функции лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) и семантических редупликаций на материале художественных текстов (новеллы, рассказы) современных русских и французских авторов. Построен инвариант функционирования лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) и семантических редупликаций в целом художественном тексте.

Ключевые слова: редупликация, функционирование, инвариант, художественный текст, русский язык, французский язык

Интерес современной лингвистики к редупликации обусловлен тем, что изучаемое явление составляет актуальнуюлингвистическую проблему, связанную с лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими), семантическими аспектами языка.

Объектом настоящего исследования является художественный текст, предметом — функционирование редупликации в целых художественных текстах.

Цель исследования — построение инварианта функционирования редупликаций в художественном тексте.

Материалом исследования послужили 600 художественных текстов современных русских и французских авторов середины XX — начала XXI вв.: Ю. Антонов, Д. Быков, М. Веллер, С. Говорухин, В. Драгунский, И. Соловьев, Т. Н. Толстая, Фр. Бегбедер, А. Гавальда, А. Труайя, Ж.М. Г. Ле Клезио, Д. Пеннак, Ф. Трудик и другие.

Под редупликацией мы, вслед за А. А. Реформатским, понимаем «полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его» [10, с. 153–154].

Мы выделяем следующие виды редупликаций в зависимости от принадлежности к языковому уровню: лексические, грамматические (морфологические, синтаксические) и семантические редупликации:

лексические редупликации — повторяемость слова или группы слов, в пределах предложения, абзаца или целого текста [1, с. 175].

морфологические редупликации — полное или частичное повторение основы слова, аффиксальных компонентов или компонентов сложных слов [4, с. 153].

синтаксические редупликации — повторение значения, которое реализуется в тождественном построении предложения или фрагментов речи, а также в повторении синтаксических конструкций, содержащих лексические и семантические повторы [7, с. 74];

семантические редупликации — повторение лексического значения слова или отдельной его части при различной форме языковых единиц или редупликация одного и того же семантического компонента [11, с. 44].

Изучение функционирования редупликаций в целых художественных текстах представляет особый интерес, обусловленный тем, что именно в текстах данного функционального стиля проявляется особая значимость редупликации как важного элемента построения смысла и структуры текста. Художественный текст организован таким образом, чтобы оказать на читателя, его чувства, точку зрения и настроение максимальное эстетическое воздействие, в соответствии с интенциями автора.

В языкознании, согласно Е. С. Кубряковой,функция рассматривается как «способность языковой формы к выполнению того или иного назначения; зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его системы» [5]

В результате анализа теоретического и практического опыта исследования функций редупликаций [1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12], принята следующая система функций редупликаций.

Функции лексической редупликации: усиление; последовательность; модальность; нарастание; выражение многократности или длительности действия; смягчение; ритмическая функция;

Функции грамматических редупликаций:

1) функции морфологической редупликации: когезия (связующая); упорядочивание;

2) функции синтаксической редупликации: ритмообразующая; перечисление; создание фона повествования; последовательнность изложения; фокусирование внимания читателя;

Функции семантической редупликации: интерпретация; конкретизация; градация; оценка; противопоставление.

Изучение функционирования редупликаций осуществляется в соответствии с разработанным алгоритмом [2, с. 216], позволяющим выявить степень и характерные признаки функционирования каждого вида редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени.

Ключевым этапом алгоритма является исследование позиционной структуры текста, основу которой составляет пропорция золотого сечения. Последовательность позиций и срезов текста названа метроритмической матрицей, выявление которой осуществляется при помощи метода позиционного анализа, разработанного Г. Г. Москальчук [8]. Позиционный анализ позволяет сопоставить тексты независимо от их протяженности, авторства и других свойств.

По результатам анализа функционирования каждого вида редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени, составлена сводная таблица (смотри рисунок 1).

Рис. 1. Инвариант функционирования редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени

Примечание. В таблице приняты следующие сокращения: ф. — функция, ф. ВМД — функция выражения многократности / длительности действия, ф. послед-ти — функция последовательности.

Из таблицы на рисунке 1 видно, что интервал Зачин формируется пятью основными функциями редупликаций:

 лексическая редупликация: связующая функция и функция усиления;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: ритмообразующая функция;

 семантическая редупликация: функция конкретизации.

Формирование интервала Пред-ГЦн происходит под влиянием восьми функций:

 лексическая редупликация: связующая функция, функция усиления, функция последовательности;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: функция перечисления,функция создания фона повествования;

 семантическая редупликация: функция конкретизации, функция градации.

Формирование интервала Пост-ГЦн происходит под влиянием семи функций:

 лексическая редупликация: функция усиления, функция связующая, функция нарастания;

 морфологические редупликации: функция когезии;

 синтаксические редупликации: функция создания фона повествования;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция градации;

Формирование интервала Пред-ГЦ происходит под влиянием девяти функций:

 лексическая редупликация: функция связующая, функция усиления, функция нарастания, функция выражения многократности или длительности действия;

 морфологическая редупликация: функция когезии;

 синтаксическая редупликация: функция последовательного изложения, ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция интерпретации.

Формирование интервала Пост-ГЦ происходит под влиянием девяти функций:

 лексическая редупликация: функция связующая, функция усиления, функция выражения многократности или длительности действия;

 морфологическая редупликация: функция когезии, функция упорядочивания;

 синтаксическая редупликация: функция фокусирования внимания читателя, ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция конкретизации, функция градации.

Формирование интервала Конец происходит под влиянием семи функций:

 лексическая редупликация: функция усиления, функция связующая, функция модальности (монотонности);

 морфологическая редупликация: функция упорядочивания;

 синтаксическая редупликация: ритмообразующая функция;

 семантические редупликации: функция интерпретации, функция оценки.

На основе полученного инварианта функционирования редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени выявлена высокая степень функционирования лексических и морфологических редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени. Лексические редупликации на протяжении шести позиционных интервалов стабильно выполняют связующую функцию и функцию усиления, грамматические (морфологические) редупликации выполняют на протяжении пяти позиционных интервалов функцию когезии, что вносит значительный вклад в формирование связности отдельных частей текста в единое целое. Грамматические (синтаксические) редупликации обеспечивают ритм повествования, замедляя или ускоряя его, согласно авторской сюжетной линии. В совокупности с семантическими редупликациями, конкретизирующими и интерпретирующими отношения, существующие между повторяющимися лексическими единицами, синтаксические редупликации подавляют монотонность повествования.

Таким образом, проведен комплексный анализ позиционного распределения функций редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени. Обнаружена тенденция к системному функционированию редупликаций на интервалах пространства-времени: лексические и грамматические (морфологические) редупликации взаимодействуют на всех шести интервалах, грамматические (синтаксические) редупликации взаимодействуют с лексическими на интервалах Пред-ГЦн — Пост-ГЦ, с семантическими редупликациями на интервалах Пред-ГЦ и Пост-ГЦ. Образуется целая система взаимосвязанного функционирования редупликаций лексического, грамматического (морфологического, синтаксического) и семантического уровней, обеспечивающая интеграцию (связность) текста в единое художественное целое.

Жанровая природа новеллы и рассказа предполагает небольшой объем произведения, сжатость и четкую структурированность, лаконичность эпического повествования. Следовательно, как отметил Э. По, авторы не используют непроизвольную редупликацию, тщательно отбирая языковые средства: «во всем повествовании не должно быть ни единого слова, которое прямо или косвенно не соответствовало бы заранее разработанной писателем схемой» (цит. по [13, с. 32]).

Таким образом, редупликация является не только средством выражения авторской экспрессии, но и одним из факторов гармонизации структуры художественного текста. Употребление авторами редупликаций в каждом отрезке текста обусловлено необходимостью актуализировать те или иные характеристики фрагментов текста, семантически и грамматически согласовать их между собой и организовать единую смысловую структуру текста.

Литература:

  1. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов [Текст] / И. В. Арнольд. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
  2. Букатникова, С.Д., Моисеева, И. Ю. Синергетический аспект функционирования редупликации в художественных текстах [Текст] / С. Д. Букатникова, И. Ю. Моисеева // Европейский журнал социальных наук. — 2013. — № 11(38). Том 2. — С. 212–220.
  3. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст] / И. Р. Гальперин. — М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. — 459 с.
  4. Карпухина Т. П. Место морфемного повтора в актуальном членении предложений с инвертированным порядком слов (на материале английской художественной прозы) [Текст] / Т. П. Карпухина // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (филология), 2006. — № 4 (55). — С. 71–77.
  5. Кубрякова, Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности [Текст] / Е. С. Кубрякова. — М., 1986. — 159 с.
  6. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки [Электронный ресурс] // Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950–1983.
  7. Т. 7: Труды по филологии 1739–1758 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР,1952. — С. 89–378. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7–0892.HTM (дата обращения: 12.03.2013).
  8. Моисеева, И. Ю. Герменевтика как искусство понимания художественного текста. Семантическая редупликация в пространстве художественного текста: монография [Текст] / И. Ю. Моисеева. — LAP Lambert Academic Publishing, 2010. — 148 с.
  9. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс: монография [Текст] / Г. Г. Москальчук. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  10. Осипова И. А. Моделирование понятийного потенциала термина «ключевые слова» [Текст] / И. А. Осипова // Вестник ОГУ. — Оренбург, 2010. — № 11 (117). — С. 117–121.
  11. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский / Под ред. В. А. Виноградова. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.
  12. Шехтман, Н. А. Системность лексики и семантика слова: учеб. пособие [Текст] / Н. А. Шехтман; науч. ред. М. А. Кулинич; Куйбышев, гос. пед. инт. Куйбышев: КГПИ, 1988. — 84 с.
  13. Цэдэндоржийн, Э. Функционирование лексического повтора в русском связном тексте с позиции носителя монгольского языка: дис. … канд. филол. наук/ Э. Цэдэндоржийн. — Москва, 2003. — 125 с.
  14. Югай, О. В. Материалы для изучения новеллы как особой жанровой формы [Текст] / О. В. Югай // Среднее профессиональное образование. — М.: АНО СПО, 2008. — № 2. — С. 29–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle