Библиографическое описание:

Лобанова Т. И., Семёнова В. Ю. Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 369-371.



В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем. Связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от его готовности к ней.

Подготовка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

В дошкольном детстве закладывается основа здоровья, формируются основные физические качества, двигательные умения и навыки. Основной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма.

Дети, которые поступают в логопедические группы, имеют не только речевые дефекты, но и специфические нарушения моторного развития, двигательной сферы, неловкости, малому объёму движений, недостаточному темпу и переключаемости.

Поэтому так необходима ребёнку — логопату всеобъемлющая помощь всех специалистов детского сада. В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Во-первых, занятия по физической культуре должны доставлять детям радость, поддерживать настроение, воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

Во-вторых, занятия необходимо проводить в игровой форме. Формировать широкий круг игровых действий. Для детей характерна потребность в активных, разнообразных движениях.

В-третьих, очень важно вести работу параллельно с учителем-логопедом, воспитателями логопедических групп, ознакомиться с медицинскими картами каждого ребёнка и знать особенности развития каждого ребёнка.

В соответствии с этим и планируется работа по физическому воспитанию, подбираются комплексы утренней гимнастики, игровые движения, игры разной подвижности. Учитывается их динамика, систематичность и целесообразность использования. Также актуально использовать различные предметы, снаряды, как традиционные, так и нетрадиционные, которые изготавливать могут и родители вместе с детьми. Полезно использовать речевые считалки, стихи. Речевое сопровождение делает выполнение упражнения интересным, но кроме этого — ребёнок учится согласовывать движения и речь, контролирует дыхание, активизирует и контролирует процесс. Он выполняет многосложную инструкцию, и это тоже на пользу ребёнку.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций присуще отставание в развитии двигательной сферы. Дети неловки в выполнении упражнений, скованны в выполнении и воспроизведении двигательных заданий по словесной инструкции.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны на одну неделю и связаны с лексической темой. Комплекс включает в себя общеразвивающие упражнения, речевую игру, игровое упражнение, игры разной подвижности, возможно игру-эстафету.

При систематических физкультурных занятиях на свежем воздухе вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмичное сочетание углублённого дыхания с движениями. Важно проводить физкультурные занятия и в холодный период года.

В «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной особое внимание уделяется общекорригирующим упражнениям. И этому следует уделять особое внимание. Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счёт специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Дети с удовольствием и интересом выполняют следующие упражнения:

− Сжимать резиновый, теннисный мячи;

− Отстреливать каждым пальцем поочерёдно пинг-понговый шарик;

− Тренировать захват мячей различного диаметра;

− Захватывать мелкие предметы небольшого размера различными пальцами;

− Перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

− Вырабатывать переключение движений правой — левой руки;

− Воспроизводить различные позы руки.

Авторы программы рекомендуют упражнения начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. Кроме этого, необходимо следить за чёткостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Детям интересно заниматься с мячиком- ёжиком. В течение первого года обучения они научились владеть им. Выполнять движения, согласовывать текст было занимательно и эмоционально. Особенно было приятно детям произносить фразу: «Я хочу с тобой поладить. Я хочу тебя погладить!»

На втором году обучения дети большой мячик-ёж меняют на Су-Джок. Это массажёр (медицинский) для интенсивного воздействия с двумя кольцевыми пружинами. Ребятишки с интересом занимаются с данным пособием, несомненна комплексная помощь.

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно построит помощь и проведёт коррекцию.

А также подготовит ребёнка к успешному обучению в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle