Библиографическое описание:

Королева Е. Ф. Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 245-247.



Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Ключевые слова: мониторинг качества оказания медицинских услуг населению, мониторинг медицинской помощи, этапы мониторинга медицинской помощи, системный подход, медицинские услуги

Цель мониторинга качества оказания медицинских услуг населению — повышение качества оказания медицинских услуг.

Под качеством медицинской помощи в настоящее время понимается совокупность характеристик, дающих оценку соответствию оказанной помощи к современному уровню медицинской науки и технологии и имеющимся потребностям пациента (населения).

Оценкой качества медицинской помощи можно назвать процесс определения соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.

В таком случае мониторингом качества оказания медицинских услуг является применение действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества.

Система мониторинга качества медицинских услуг является структурной компонентой всей системы оказания медицинских услуг.

В системе государственного управления здравоохранением мониторинг качества играет флагманскую роль, задавая вектор развития, однако без постоянной связи с другими подсистемами он становится бесполезен, и переходит в разряд вспомогательной сугубо статистической подсистемы.

Все без исключения подходы к мониторингу качества оказания медицинских услуг, по существу, являются горизонтальными подструктурами общей системы. Т. е. современная система мониторинга качества медицинских услуг не развивается «вертикально», а лишь прирастает новыми «горизонтальными» подсистемами, с одной стороны дополняющими друг друга, а с другой, увеличивающими общую структурную сложность системы мониторинга качества оказания медицинских услуг.

Как уже отмечалось выше, направленное «горизонтальное» развитие системы мониторинга качества оказания медицинских услуг существенно тормозит «переход качества в качество» смежных систем.

Система мониторинга качества оказания медицинских услуг не стабильна, ее нахождение в состоянии положительного или отрицательного гомеостаза напрямую зависит от состояния мета-системы «государство», т. е. являясь структурным компонентом системы государственного управления мониторинг качества оказания медицинских услуг зависим от системы более высоко уровня больше чем она от него.

И. Б. Болтенкова отмечает, что в мониторинг медицинской помощи входят конкретные организационные этапы [3, С. 21–23]:

 Первым этапом можно назвать разработку медицинских показателей состояния пациента на входе и на выходе в медицинское учреждение (поступление и выписка пациента);

 Вторым этапом является этап согласования схемы лечения пациента в соответствии с требованиями медицинских показателей соподчиненных подразделений;

 Третьим этапом автор называет разработку методов контроля и оценки качества медицинской помощи.

Мониторинг медицинской помощи может включать в себя несколько этапов контроля:

 входной — при приёме пациента;

 промежуточный — мониторинг, определяющий качество основного и дополнительного обследования;

 клинико-консультационный разбор — мониторинг этапов обследования и лечения, анализ медицинской документации комиссиями ККК и ВМП;

 выходной — проверка истории болезни пациента при его выписке, оценка результатов проведенного лечения и данных рекомендаций для дальнейшего лечения или наблюдения врачом по месту жительства пациента, оформление Акта экспертизы истории болезни.

Таким образом, мониторинг является фактором повышения качества государственного управления в системе здравоохранения, призванным выполнять функции стимулирования повышения качества оказания медицинских услуг.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
  2. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 2015 г. N 43
  3. Болтенкова И. Б. Мониторинг медицинской помощи // Медицинские науки — 2012 — № 4 — С. 21–23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle