Библиографическое описание:

Бежанова Н. Л., Капустина А. А. К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 334-337.



В статье рассматриваются методы работы со словарными словами в начальной школе, такие как метод орфографического чтения, метод этимологического анализа слова, метод ассоциаций, а также анализируется их соответствие требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Ключевые слова: словарные слова, словарная работа, метод орфографического чтения, метод этимологического анализа слова, метод ассоциативного запоминания словарных слов

Одним из актуальных вопросов современной лингводидактики и методики обучения орфографии является изучение словарных слов в начальной школе. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения подчеркивается необходимость «…активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач…» [11, с.5], а также обязательное «…овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических)…» [11, с.7]. В Примерной основной образовательной программе начального общего образования отмечается, что ученик научится «строить сообщения в устной и письменной форме» [5, с.21], у него «будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры» [5, с.22], он «научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры» [5, с.22], указывается на необходимость формирования умения использовать орфографический словарь; также в данной программе в систематическом курсе русского языка заявлена тема «непроверяемые слова» (то есть словарные). Данные выдержки из основных нормативных документов, регламентирующих образование в Российской Федерации, подтверждают актуальность темы статьи. Не менее убедительные доказательства актуальности темы дают проведенные исследования в области орфографической грамотности. Например, был снижен проходной балл по русскому языку на 12 пунктов на оценку «удовлетворительно» на тестировании ЕГЭ, проходившем в 2014 году. Также косвенным образом на падение грамотности указывает внесение изменений в организацию итогового сочинения — с 2014 года было разрешено использовать орфографический словарь в процессе написания сочинения. О низком уровне грамотности (и в частности недостаточном освоении словарных слов) у школьников и общества в целом, свидетельствуют данные «Тотального диктанта», проводившегося в 2015 году, на котором «5» получили всего 2 % участников. Данные результаты указывают на общее понижение уровня грамотности учеников и на наличие трудностей при написании словарных слов.

На данном этапе развития образования сложилось противоречие не только между требованиями стандарта к уровню орфографической подготовки выпускника начальной школы и реальными результатами обучения, но между наличием определенных методов обучения написанию словарных слов и частичного либо полного их несоответствия требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. В частности, Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирует современного учителя на развитие у ученика «способности к саморазвитию путём присвоения опыта» [11, с.9]. Ученик, согласно действующему стандарту, должен быть субъектом собственной деятельности, а это возможно, если на смену традиционной модели передаче знаний придет активное самообучение и самопознание, то есть в учебно-воспитательном процессе будут доминировать субъект-субъектные отношения ученика и учителя.

Проанализировав существующие противоречия, мы сформулировали цель статьи следующим образом: рассмотреть некоторые методы изучения словарных слов в начальной школе и определить наиболее подходящие требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и социального заказа общества к подготовке языковой личности и грамотного субъекта собственной деятельности.

Изучением проблемы написания словарных слов (слов с непроверяемым написанием или слов с непроверяемыми орфограммами) занимались такие ученые, как Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранова, Д. Н. Богоявленский, В. В. Ераткина, П. С. Жедек, С. Ф. Жуйков, И. В. Захарова, В. Ф. Иванова, А. И. Кайдалова, В. П. Канакина, Н. П. Каноныкин, Н. Н. Китаев, М. Р. Львов, М. В. Панов, Г. Н. Приступа, М. М. Разумовская, Н. А. Щербакова и другие. Указанные педагоги, методисты и психологи рассматривали различные аспекты заявленной проблемы. Например, Н. Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний. П. П. Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. Н. С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие. В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В. В. Агафонов в работе над словарными словами предложил опираться на ассоциации (слуховые и зрительные), тем самым предоставляя возможность подключать эмоционально-образную память.

Рассмотрим некоторые определения методики работы со словарными словами.

М. Р. Львов указывает, что «словарная работа — это изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [3, с.215].

Словарная работа, по мнению В. П. Канакиной [2], — это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

А. В. Текучев [9] выделил следующие условия работы со словарными словами: соблюдение принципа сознательного усвоения навыков; развитие орфографической зоркости, самоконтроля и орфографическойпамяти; формирование орфографических навыков с учетом принципов русской орфографии; обеспечение прочности усвоения орфографических навыков.

Перейдем к описанию некоторых методов работы со словарными словами и рассмотрим их с точки зрения соответствия их требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

На значение проговаривания как одного из методов обучения орфографии указывали П. С. Тоцкий, Н. С. Рождественский, Т. Г. Рамзаева и другие. Так, Т. Г. Рамзаева отмечает: «Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами» [6, с.51]

Д. Н. Богоявленский отмечает, что «для орфографии имеют значение зрительные и слухо-артикуляционные ощущения, поэтому необходимо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием» [3, с.214].

Сущность орфографического проговаривания раскрывается Т. Г. Рамзаевой [6] следующим образом. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым «орфографическим» прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.

По мнению П. С. Тоцкого, «четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно» [10, с.60]. Также П. С. Тоцкий [10] указывает на необходимость изучения словосочетаний, а не отдельных словарных слов, поскольку в русском языке плавающее ударение и оно может влиять на произношение и написание слов.

Н. С. Рождественский [3] рекомендует следующую последовательность действий для запоминания непроверяемых слов:

‒ внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

‒ справьтесь о значении слова, если не знаете его;

‒ прочитайте слово по слогам и запишите его;

‒ подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;

‒ проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;

‒ подберите несколько родственных слов и напишите слово два — три раза.

Необходимо отметить, что применение метода орфографического чтения требует поэтапного осуществления и подготовки, он ориентирован на механическое запоминание написания слова, что не вполне соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. При использовании данного метода ученик не является субъектом собственной деятельности, он вынужден заучивать правильное написание слова.

Следующим методом работы со словарными словами в начальной школе является этимологический анализ слова. По мнению Д. Н. Богоявленского, «учащиеся должны осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему». Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным» [3, с.217]. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает выяснить исторические корни слова и найти опору для запоминания его современного графического написания.

Например, возможно предложить ученикам экскурс в историю происхождения слова. Так, синицу раньше называли синей птицей, поэтому она сИница. Снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В сознании людей данная птица связана со снегом, поэтому она получили название «снЕгирь».

Этимологический анализ — эффективный метод повышения грамотности, поскольку, как известно, при сознательном усвоении определенной информации степень ее запоминания значительно повышается. При таком подходе ученики являются субъектами учебной деятельности, у них повышается интерес к изучению словарных слов, что полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Перейдем к рассмотрению ассоциативной методики запоминания словарных слов. Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает образный тип памяти. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при организации словарной работы.

Для того чтобы запомнить слово с непроверяемой орфограммой с учетом психологических особенностей мышления младшего школьника, необходимо создать ее образ в конкретном слове. Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. М. Т. Гафитулин [1] предлагает обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Автор выдвигает следующие требования к ассоциативному образу:

‒ ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т. д.;

‒ ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например: cловарное слово — берёза. Ассоциативный образ — берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза — бЕлая — грЕбЕнь (Е).

М. Т. Гафитулин [1] выделяет следующие виды ассоциативного метода:

‒ метод графических ассоциаций;

‒ метод фонетических ассоциаций.

А. А. Погодина [4] указывает на необходимость соблюдений условий (систематичность; использование знаний проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова; применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов), способствующих развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов.

Также А. А. Погодина [4] рекомендует при использовании метода ассоциаций проводить словарную работу в определенной последовательности:

1) предъявление словарного слова;

2) объяснение лексического значения слова;

3) постановка ударения;

4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) орфограммы;

6) нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;

7) изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слова через сомнительную орфограмму), т. е. работа по опоре;

8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с предоставлением их объединения и связующей их сомнительной орфограммы;

9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом орфограммы, подбором родственных слов.

Метод ассоциативного запоминания словарных слов соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, так как ученик при использовании данного метода является субъектом своей собственной деятельности, он подбирает ассоциации, ориентируясь на свой опыт. При применении метода ассоциативного запоминания словарных слов организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Данный метод может быть использован на любом этапе работы без предварительной подготовки.

Вывод. Для усвоения словарных слов в современной начальной школе необходимы такие методы, которые обеспечат успех в теоретико-практическом обучении орфографии младших школьников. К таким эффективным методам можно отнести метод этимологического анализа и ассоциативного запоминания словарных слов, которые соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Литература:

  1. Гафитулин М. Т., Попова Т. В. Слово о словарном слове. [Электронный ресурс]. — http:// www.trizminsk.org/e/23203, свободный (09.12.2015).
  2. Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя / Канакина В. П. — М.: Просвещение, 2007. — 128 с.
  3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 464 с.
  4. Погодина А. А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций /А. А. Погодина// Начальная школа. — 2010. — № 13. — С. 45–48.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. е.С.Савинов. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.
  6. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. — М: Просвещение, 1992. — 190 с.
  7. Рамзаева Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку /Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992. — 301 с.
  8. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. — Москва: АПН РСФСР, — 1960. — 321 c.
  9. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. — Изд. 3-е, перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  10. Тоцкий П. С. Орфография без правил. — М.: «Просвещение», — 1991. — 121 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М: Просвещение. — 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle