Библиографическое описание:

Уварова М. Л. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 399-401.



Ключевые слова: познавательный интерес, синквейн, кластер, тестовые задания, дидактическая игра

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д. И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения.

Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата. Развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает их новое качественное состояние.

В педагогической практике сложились различные подходы к пониманию познавательного интереса. Одни видят в нем лишь проявление такой черты педагогического процесса, как занимательность.Занимательность предполагает внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся. Тем самым вызывается так называемый непосредственный интерес,не изменяющий внутреннего плана деятельности школьников, их отношения к учению.

Познавательный интересвыражается в познавательной активности, ясной избирательной направленности на учебные предметы, ценной мотивации, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, связанной с активным поиском интересующей школьника информации.

Познавательные интересы подростковобеспечивают им достаточно высокую активность в учебном процессе и в поиске дополнительной информации по значимым для них вопросам. Своими познаниями подросток нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, полученную им самостоятельно. Это вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес.

Интересы старшеклассниковво многом обусловлены их стремлением найти ответы на вопросы, связанные с проблемой человека, его местом в мире, отношениями между людьми. На этом фоне у них развивается интерес к этическим нормам, моральным оценкам людей, происходит переоценка многих ранее усвоенных ценностей. Активизируются процессы самопознания, размышления о жизненных перспективах. [1]

Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся происходит путём использования разнообразных форм и методов обучения. Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

В качестве индивидуальных заданий, формирующих познавательный интерес учащихся к предмету, можно предложить составление синквейна, кластера.

Учащиеся с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов.

Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительноеилиместоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всегоприлагательныеили причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремяглаголамиили деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личноеотношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна долженобладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам. [2]

«Кластер» в переводе с английского — ячейка, с латинского — гроздь, пучок, созвездие.

В образовании кластер — это графически оформленная в определенном порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре — название темы, проблемы, вокруг нее суждения — крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.

Таким образом, кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер можно использовать на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. [3]

Использованиекомпьютерных презентацийна уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая объяснение учителя. Кроме того, отыскав на просторах Интернета необходимый видео эксперимент, легко вставить его в презентацию урока и демонстрировать его при соблюдении правил техники безопасности.Презентации целесообразно использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Нельзя обойти вниманием такую форму работы как тест.

Тестирование — это одна из форм обучения, позволяющая сократить время контроля знаний, активизировать детей при закреплении изученного материала и решить еще одну проблему, это подготовка учащихся к ЕГЭ. Задания с выбором ответа вполне естественны и педагогически эффективны. Причем этот способ применим не только для проверки знаний, но и при изучении нового материала и его закреплении, так как он позволяет лучше запомнить новое понятие и определить их место в ранее полученных знаниях. Считаю, что такие работы дают учащимся ощущение самостоятельности и творческого участия в процессе изучения предмета. Тестовые задания по химии отличаются по форме, содержанию и степени сложности. Среди большого разнообразия можно предложить следующие виды тестов.

  1. Задания с выбором одного правильного ответа.
  2. Задания на установление соответствия (логические пары).
  3. Задания на установление правильной последовательности.
  4. Задания открытой формы с кратким ответом.

Если задание составлено грамотно, то в поисках правильного ответа учащимся приходится думать, сопоставлять один правдоподобный ответ с другим. Таким образом, создается проблемная ситуация, которая активизирует мышление учащихся.

Выполняя традиционные упражнения, ученик идет по пути, предложенному учителем, а при выполнении тестовых заданий он сам выбирает путь решения.

Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задания группам.

Рассмотрим групповую работу в паре или в четверке. При этом каждый ученик индивидуально решает небольшую задачу, затем на основании результатов индивидуальной работы этими двумя учащимися выполняется общая совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре — общая работа четырех учащихся. На каждом этапе работы осуществляются само — и взаимоконтроль и оценка. Эта форма организации учебной деятельности используется при осознании частных вопросов и выполнении практикумов.

Кроме этого, на уроках химии целесообразно использовать коллективную работу больших групп учащихся. При этом разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы, таким образом, устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Группы назначаются на этапе закрепления знаний и носят временный характер. По итогам работы группы учащиеся получают одинаковые отметки.

Во время групповой работы на уроке учитель выполняет функции консультанта.

В настоящий момент не потеряли своей актуальности дидактические игры. Они делают процесс усвоения и закрепления изучаемого материала более интересным и эмоциональным.

Дидактическая игра — это специальный методический приём или метод обучения в виде игровой ситуации, направленный на достижение определённых дидактических целей в процессе обучения.

Кроме интереса к предмету у школьников вырабатываются умения сосредоточиться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать решения, а так же развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.

В качестве примера дидактической игры предлагаю использовать «Химический конвейер». Эту форму работы можно использовать на обобщающих уроках, например, после изучения тем «Генетическая связь между классами неорганических соединений» в 8 классе и «Химические свойства металлов» в 9 классе.

Класс делится на 3 группы, по рядам.

Каждой группе предлагается задание, например, составить уравнения реакций, в которых участвуют кальций (1 группа учащихся), магний (2 группа) и барий (для 3 группы учеников) и их соединения.

Внутри каждой группы ребята выбирают консультанта, как правило, из числа хорошо успевающих по предмету, который в течение 1–2 минут после окончания работы своих товарищей проверяет ошибки.

На «Химический конвейер» отводится 10 -12 минут.

За отведённое время учащиеся по очереди записывают уравнения реакций на доске. Затем подводятся итоги работы.

Победившая команда получает оценки по доле участия каждого.

Следует отметить, что коллективное выполнение задания вовлекает в работу и слабоуспевающих учащихся. Такие учащиеся приводят несложные уравнения реакций, (реакции горения простых веществ, разложения сложных веществ) как правило, без ошибок.

При обсуждении результатов работы ученики очень критичны и следят за работой не только товарищей внутри своей группы, но и соседних.

Решение задач при обучении химии всегда считалось важным, с помощью задач учащиеся осваивают основные понятия и законы химии, знакомятся с системой обозначений, постигают количественные соотношения между реагирующими веществами, приобретают опыт и вырабатывают навыки практической деятельности. У обучаемых формируется химическое мышление, способность самостоятельно добиваться результата при разрешении возникающих проблем, формируется активная жизненная позиция.Наряду с традиционными средствами обучения решению задач, такими как задачники, практикумы, рабочие тетради, в настоящее время существует значительное число электронных пособий, предназначенных для обучения химии. Информационные технологии играют все более заметную роль в организации обучения химии. Применение информационных технологий для обучения решению химических задач предоставляет новые возможности передачи информации, более широкого применения средств наглядности, позволяет сочетать индивидуализацию обучения с активностью учащихся.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы.Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога разглядеть способности и таланты каждого ребенка, раскрыть их и развивать.

Литература:

  1. http://studopedia.su/4_11805_poznavatelnie-interesi-uchashchihsya-po-g-i-shchukinoy.html
  2. Бакирова Т. И. Синквейн на уроках химии. http://festival.1september.ru/articles/608942/
  3. Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютерра. — 2002. — № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle