Библиографическое описание:

Корбанова Л. Р. Проблемы развития и реформирования налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 459-463.



Данная статья посвящена исследованию особенностей финансовых отношений, складывающейся между государством и гражданами представляется важным направлением развития налогообложения доходов физических лиц. Основные проблемы развития налога на доходы физических лиц автор принимает в разработке направлений, помогающих решить проблемы формирования доходов бюджета. Рассмотрение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, встал острый вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении доходов населения.

В случае если налоговая система страны в области налогообложения доходов граждан не сбалансирована, а население чувствует несправедливость в сфере распределения налоговой нагрузки между различными слоями, то это побуждает его искать различные способы уклонения от уплаты причитающихся налогов. В этот момент времени в минимизации налоговых платежей заинтересованы как работники организации, так и сами предприниматели, и компании. Возникает симбиоз, при котором две различные по своим интересам группы сходятся в своих планах снизить налоговые платежи. Если одни стремятся минимизировать платежи по налогу на доходы физических лиц, то другие не только заинтересованы в снижении перечисления сумм налога, но и в уменьшении страховых платежей во внебюджетные фонды.

Поэтому вопросы, касающиеся исчисления и взимания налога на доходы физических лиц, а также путей и способов его минимизации, становятся весьма актуальными и значимыми.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц является один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет региона и является одним из основных источников дохода.

По мнению Майбурова И. А. «Налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством» [2].

М. Н. Соболев писал, что «Налог на доходы физических лиц представляет собой наиболее совершенную форму обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества — тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги».

По мнению Трошина А. В., налог на доходы физических лиц — это обязательный налог, который вычитается с доходов. Его платят в государственную казну только те лица, кто трудоустроен официально. Налогоплательщиками могут являться как граждане России, так и других стран. Но ставка может быть разной, она зависит от вида дохода, а также от налогового статуса физического лица [6].

По мнению ряда авторов, налог на доходы физических лиц можно квалифицировать как представляющую собой совокупность обложения доходов граждан. Обобщая имеющиеся точки зрения авторов по определению понятия налога на доходы физических лиц, можно сделать вывод, что налог на доходы физических лиц, как совокупность обложения доходов, имеющих обязательный характер. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

О значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о наиболее крупных налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2013 по 2015 год, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Доля налога на доходы физических лиц вналоговых доходах вконсолидированный бюджет Российской Федерации за 2013–2015гг. всоответствии со статистическими данными, млрд. руб. [5]

Год

Доходвсего

Налог на доходы физических лиц

Доля,%

Налог на прибыль организаций

Доля,%

2013

13764

2497

18,14

4569

33,20

2014

15243

2688

17,63

5061

33,20

2015

16467

2806

17,04

5405

32,82

Итого

45474

7991

17,57

15035

33,06

Динамика налоговых платежей за рассматриваемый период была незначительной, и доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляла от 18,14 % до 17,04 %, в среднем не превышая долю налога на прибыль организаций, доля которой составила от 33,20 % до 32,82 %. Как видно из таблицы, максимальную долю в доходах бюджетов субъектов Федерации поступления от налога на доходы физических лиц занимали в 2013 году. В целом за период с 2013 по 2015 год наблюдался спад поступлений от в абсолютном выражении. Кроме того, в последние годы его доля в сформированных налоговых доходах повышалась. За рассматриваемый период поступления от налога на доходы физических лиц формировали доходную часть консолидированного бюджета РФ на четверть, что подтверждает высокую фискальную значимость данного налога в формировании доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, невысокие темпы роста поступлений указывают на крайне низкую степень реализации фискального потенциала налога. В период с 2013–2015 годов темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц начали увеличиваться, что может быть обусловлено в том числе существенным снижением численности безработных. В совокупности с выявленной ранее значимостью налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации стратегически важной является реформа, направленная как на повышение фискальной функции налога, так и на повышение его собираемости.

Структура поступлений налога на доходы физических лиц по уровням бюджетной системы Российской Федерации за период с 2013 по 2015 год в соответствии со статистическими данными, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Структура поступлений налога на доходы физических лиц по уровням бюджетной системы Российской Федерации за период 2013–2015гг., млрд. руб. [5]

Период

Доход вконсолидированныйбюджетсубъекта РФ

из него -в доходыместных бюджетов

Поступление от налога на доходы физических лиц вконсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

Доля%

из негопоступление от налога на доходы физических лиц вместные бюджеты

Доля,%

2013

8413

1042

2497

29,68

729

69,96

2014

8078

944

2679

33,16

616

65,25

2015

9670

970

2806

29,02

617

63,61

Итого

26161

2956

7982

30,51

1962

66,37

Динамика налоговых платежей за рассматриваемый период была незначительной, и доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляла от 29,68 % до 29,02 %, в среднем снижая долю поступления от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, которые составляют от 69,96 % до 66,37 % от общего поступления налога на доходы физических лиц. Максимальную долю в доходах бюджетов субъектов Федерации поступления от налога на доходы физических лиц занимали в 2015 году. В целом за период с 2013 по 2015 год наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в абсолютном выражении.

Начиная с 2015 года в РФ проходит существенное реформирование в сфере исчисления и уплаты налога на доход физических лиц, его порядок декларирования. Причины этого многообразны. В частности, высокая налоговая нагрузка на предприятия в условиях экономического кризиса вынуждает осуществлять часть выплат персоналу так называемыми «черными» деньгами, то есть не обложенными налогом на доход физических лиц и страховыми взносами. Этот факт оказывает влияние на величину пенсии физического лица и снижает уровень достатка в семье в тот период, когда возможности получения высокого дохода сомнительны. Кроме того, много лет в РФ не применяется прогрессивная шкала налога на доход физических лиц, которая существует во многих странах Европы и США.

Кроме того, экономический кризис привел к снижению заработной платы в целом по стране и к росту безработицы. При этом социальные и имущественные вычеты не увеличиваются на фоне роста цен как на продукты питания, так и на жилье. Поэтому сегодня расходы на содержание ребенка постоянно растут, затраты на приобретение жилья также существенно увеличиваются, что не может остаться незамеченным для бюджета каждой семьи.

С 2016 года компаниям предстоит ежеквартально сдавать новый вид отчетности: расчет по НДФЛ — форма 6-НДФЛ. Такие изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ внесли законодатели (п. 1 ст. 80 НК РФ в новой редакции). Устанавливается обязанность налоговых агентов ежеквартально отчитываться о суммах удержанного налога на доходы физических лиц по форме 6- налог на доходы физических лиц. Сроки подачи такой формы — 30 апреля, 30 июля, 30 октября (ежеквартальные отчеты) и 1 апреля года, следующего за отчетным (годовая отчетность). Также был изменен срок представления формы 2- налог на доходы физических лиц с указанием невозможности удержать налог на доходы физических лиц в полном размере; теперь такую форму необходимо будет подать в налоговые органы не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, государство повышает уровень контроля за начислением и уплатой НДФЛ организациями. Это безусловно повысит бухгалтерскую дисциплину в отношении соблюдения сроков удержания и перечисления НДФЛ в бюджет государства.

Автором рассмотрены основные проблемы развития налога на доходы физических лиц, которые влияют на благосостояние граждан [3]:

а) Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

б) Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

в) Применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

г) Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100 %-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

д) Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно Налог на доходы физических лиц в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по налогу на доходы физических лиц. В настоящий момент в России действует 13 %-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ, был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Таким образом, можно сделать вывод, что обозначенные тенденции изменения налога на доходы физических лиц направлены на усиление фискальной роли налога в условиях необходимости финансирования растущих государственных расходов, содействие экономическому росту с учетом прогнозируемых кризисных явлений в экономике, а также на стимулирование социально значимых расходов физических лиц. Освобождение от налогообложения отдельных видов доходов, а также увеличение размеров и расширение возможностей использования налоговых вычетов в определенной степени способствуют повышению социальной роли налога, однако, ни в предыдущие периоды, ни в ближайшие годы не планируется принятие мер, направленных на реализацию важной для налога на доходы физических лиц функции распределения национального дохода и сглаживания социального неравенства..

Налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, посредством системы льгот, ставок налогообложения, позволяя регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на бедное население.

По результату исследования автором предложены мероприятия для решения проблем развития налога на доход физических лиц:

1) Предоставление льгот по налогу на доходы физических лиц. К мероприятию относится расширение перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц;

2) Определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения с учетом роста доходов налогоплательщика. Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ;

3) Систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм;

4) Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;

5) Увеличение размеров налоговых вычетов. Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как они не учитывают региональные особенности ценообразования;

Рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты и, как следствие, на повышение роли в налоговых доходах бюджетов.

Последовательная реализация сформулированных предложений и рекомендаций позволит создать необходимые условия для повышения эффективности и справедливости налогообложения доходов физических лиц на современном этапе РФ.

Литература:

  1. Крусс В. И., Балаж Ф. А. Проблемы конституционализации правового режима налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10.
  2. Майбуров И. А., Налоговая политика. Теория и практика. Под ред. И. А. Майбурова. М. 2014. — 360 с.
  3. Островенко Т. К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели // Аудиторские ведомости, 2014. — 91 с.
  4. Титов А.С Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения — М.: ВК, 2013. — 410 с.
  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. — Режим доступа: http://www.nalog.ru
  6. Трошин А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы, 2012. — 255 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle