Библиографическое описание:

Гугкаева К. В. Реклама как инструмент конкурентной борьбы // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 447-449.



В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Ключевые слова: конкуренция, конкурирующие фирмы, конкурентная борьба, реклама, рекламная деятельность

Ничто так не портит экономику, как отсутствие конкуренции, и ничто так не портит жизнь, как ее наличие.

Наше современное поколение уже привыкло к тому, что рынок успешно регулирует спрос и предложение, следовательно, заставляет производителей производить то, что нужно потребителям.

Конкуренция — это ведущий фактор в этом процессе. Объясняется это тем, что монополист готов продавать свою продукцию по любым ценам, ряд компаний борется на рынке, имея одни и тот же продукт, а значит, покупать будут более дешевые товары и потребитель будет «в плюсе». Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.

С экономической точки зрения, конкуренция — это процесс взаимодействия, борьбы выступающих на рынке предприятий за наиболее выгодные условия производства [1, с.42]. Их цель — обеспечение лучших условий сбыта реализуемой продукции, при этом удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Также конкуренция регулирует темпы и объемы производства, подталкивая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, модернизировать технологию, организацию труда и т. д.

Таким способом, конкуренция вытесняет из производства малоэффективные предприятия, благоприятствует рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Факт конкуренции — это неотъемлемая часть любого бизнеса. Использование все возможных методов, ресурсов и инструментов компании на рынке оправдывается постоянной борьбой за конечного покупателя [5]. Компании должны вести конкурентную борьбу, ибо они могут потерять долю рынка.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентная борьба — это набор определенных действий, направленных на удержание и рост доли рынка компании. Это способ сберечь текущих покупателей и предотвратить возможность переключиться на конкурентов, а в лучшем случае, отобрать покупателей у основных конкурентов компании. В дополнение можно сказать, что эффективное противостояние конкурентам основано на прохождении этапов конкурентной борьбы, куда включаются [3]:

  1. Определение целевой аудитории и основных конкурентов на рынке;
  2. Определение преимуществ конкурентов и разработка стратегии их укрепления и развития;
  3. Утверждение выбранной ранее конкурентной стратегии в отрасли;
  4. Разработка тактические приемы для противостояния основным конкурентам.

При этом необходимо учитывать основные правила конкурентной борьбы:

  1. не навреди рынку;
  2. не навреди себе;
  3. работай в рамках закона.

Те действия, которые будут направлены против конкурентов, должны приводить к положительному эффекту, т. е. увеличению объемов рынка, на котором работает ваша компания, должны приводить к увеличению прибыльности вашего бизнеса в долгосрочной перспективе. Необходимо руководствоваться законными средствами конкурентной борьбы и соблюдать правовое регулирование страны.

Конкуренты есть у всех. Это нормально, так устроена экономика. Но то, что они забирают клиентов, доходы, прибыли — это не нормально, с этим надо бороться. Речь идет о методах конкуренции, главным из которых является реклама и рекламная деятельность. Нельзя не брать во внимание и другие методы, такие как усовершенствование качества продукции, «война цен», наращивание до- и послепродажного обслуживания, создание модернизированных товаров и услуг. В данной статье мы рассмотрим рекламу как инструмент конкурентной борьбы.

На сегодняшний день огромное психологическое влияние на сознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую сторону, так и в худшую. Следовательно, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы.

В качестве примера можно рассмотреть такую ситуацию. Пусть большим спросом пользуются овощи не отечественного производителя. Тогда отечественные производители должны принять меры, способствующие его снижению. Поэтому можно использовать рекламу как некоторое средство борьбы и защиты отечественного товара. И возможно, начнутся различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы. В результате этих мероприятий спрос на овощи все-таки падает, и люди перестают покупать их.

Реклама — это та информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная неопределенному кругу лиц и способствующая привлечению внимания к объекту рекламирования, с целью формирования или поддержания интереса к нему, а также продвижение его на рынке [2, с.113]. Говоря об объектах рекламирования, мы подразумеваем товар, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности и иные мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Практически все служит для рекламирования торговой марки, даже после покупки. Когда мы выходим на улицу, наш взгляд сразу притягивают огромные баннеры, журналы в кафе, листовки на улицах. Повсеместную рекламу невозможно остановить, в этот процесс втянуто все население Земли.

Занимаясь бизнесом, нам приходится вступать в гонку за внимание, в которой с каждым днем становится все больше участников, а ритм все безумнее. Человек больше 80 % информации о внешнем мире получает с помощью зрения, а значит, визуальная информация становится наиболее эффективной.

Мнение, что реклама всегда навязывает товар не всегда оправданно. Чаще всего она позволяет вспомнить конкретную марку либо название товара. В начале, потребитель решает из чего выбирать, а уже затем какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги). Этот набор представлений, а точнее реакция на него, обуславливается у человека наличием одного из трех типов мотивации — рациональной, эмоциональной и нравственной или их комбинацией [7]. Воздействие на реакцию потребителя обеспечивается с помощью рекламы.

Главную цель рекламы мы уже затрагивали — это увеличение объема реализации товаров и услуг, также необходимо сказать и о манипулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психологический, нежели информативный характер. Грамотный специалист, работающий в сфере рекламы, понимает, каким образом необходимо подавать товар, где рациональней всего поместить рекламу, а главное, понимает, на какие слои населения рассчитывать, составляя рекламную кампанию для того или иного товара.

Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их…».

Рассмотрим, к примеру, телевизионную рекламу какой-нибудь марки алкогольного напитка, допустим пива. Нам не говорят ни о цене этого напитка, ни о том, насколько он качественен или вреден. Ролик показывает группу счастливых людей с напитком в руках, подсознательно обращаясь к зрителю: «Пейте наше пиво, будете такими же счастливыми». Естественно, это влияет на подсознание. В связи с этим рекламодатель должен определить определенную реакцию потребителя [4]:

1) «знания — эмоции — действия» — потребители реагируют на рекламу при сопоставлении ее со своими знаниями о преимуществах товара (классический подход);

2) «действия — эмоции — знания» — потребитель делает свой выбор среди товаров, незначительно различающихся между собой, а затем оценивает результаты своей покупки, получая окончательные знания о товаре;

3) «эмоции — действия — знания» — покупатели имеют поверхностные знания о товаре, при его приобретении основываются на эмоциях.

Рекламная деятельность, являясь инструментом маркетинга, используется как с приемами стимулирования сбыта, так и с тактикой индивидуальных продаж или деловых связей.

Финансовые вложения, которые требует реклама, должны быть оправданы, иначе смысла в них нет. Рациональное использование рекламных средств может привести к большему экономическому эффекту, создавая при этом дополнительные рабочие места, которыми являются рекламные агентства, средства информации и т. д.

Эффективность рекламы низкая, этому способствует ряд причин: нет конкретной цели рекламной компании, существуют определенные ошибки сегментации, также проблемой является квалификация сотрудников, работающих с рекламой, нет открытых каналов доступа к потребителю.

Повысить эффективность рекламы можно только в том случае, если знать механизм рекламы, знать, как она работает [1, с.93]. Повышение эффективности рекламы — это гарантия того, что инвестиции в рекламу будут приносить прибыль.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что реклама — мощный инструмент конкурентной борьбы, способ предложения данного товара, а также право выбора потребителем оптимальных условий производителя. Она не стоит на месте, всесторонне меняясь, обогащается новыми формами подачи информации, приемами, уловками, которые делают ее более адресованной, убедительней. Это способствует росту предложения товара на рынке, также обязывает производителя увеличивать качество продукции и условия его приобретения. Соответственно, достигается развитие здоровой конкуренции при насыщении рынка товарами и услугами.

Без конкуренции рыночные отношения теоретически немыслимы, а практически — невозможны.

Литература:

  1. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 276 c.
  2. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — М.: ФОРУМ, 2011. — 333 с.
  3. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б. Е. Токарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 508 с.
  4. Ю. Б. Рубин. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде. URL: http://thelib.ru/ (Дата обращения: 14.09.2016г.)
  5. Сущность рекламы в маркетинге. URL: http://bibliofond.ru. (Дата обращения: 14.09.2016г.)
  6. Тактика борьбы с конкурентами. URL: http://powerbranding.ru(Дата обращения: 14.09.2016г.)
  7. Психологическая безопасность рекламы. URL: http://bibliofond.ru. (Дата обращения: 18.09.2016г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle