Библиографическое описание:

Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355.



Дисграфия — нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы, что является одной из важнейших проблем обучения в школе. Нарушение письменной речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема, о чем свидетельствуют работы Р. Д. Тригер (1972), В. И. Насоновой (1979), Е. А. Логиновой (1990), Р. И. Лалаевой (1992) и др.

В данной статье описывается исследование, которое проводилось с целью разработки технологии исследования нарушений письма у детей с ЗПР, создания программы коррекционно-развивающего обучения. Коррекция нарушений письма будет происходить наиболее успешно при условии, если содержание коррекционного обучения будет определяться с учетом структуры дефекта. Был проведен научный анализ теоретического и практического состояния проблем, связанных с особенностями и нарушениями письма и его формирования у школьников с ЗПР, изучены характерные особенности нарушений письма у школьников с ЗПР; разработано содержание развивающего обучения по коррекции нарушений письма.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Классификация детей с задержкой психического развития (по К. С. Лебединской):

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический, психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются внешне, они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Данная группа связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

Четвертая группа — это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни [1].

Характеристика детей с ЗПР в младшем школьном возрасте:

‒ неполноценные знания и представления об окружающей действительности;

‒ речь не сформирована до необходимого уровня;

‒ низкая продуктивность учебной деятельности;

‒ неустойчивое внимание;

‒ замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях;

‒ память характеризуется низкими показателями произвольного и непроизвольного запоминания;

‒ низкая познавательная активность;

‒ неустойчивость настроений и эмоций, быстрая их смена, легкое возникновение эмоционального возбуждения или плача, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом.

Особенности психического развития не позволяют большинству детей данной категории без специально созданных условий усваивать учебную программу массовой школы. Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности.

Проблема нарушения письма у учащихся младшего возраста с ЗПР занимает одно из ведущих мест в практике их школьного обучения. В письме младших школьников с ЗПР встречается большое количество дисграфических ошибок. Для большинства младших школьников с ЗПР характерны повышенная отвлекаемость в процессе письма, низкий уровень самоконтроля, затруднения в удержании речевого материала в кратковременной памяти, недостаточность графо-моторных навыков.

Специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР можно сгруппировать следующим образом:

‒ ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия;

‒ ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза;

‒ ошибки словообразования;

‒ ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях;

‒ ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.

Дисграфические проявления в письме детей с ЗПР и вызывающие их причины требуют от учителя и логопеда учета индивидуальных психологических особенностей учащихся с ЗПР c целью подбора адекватных дефекту методов профилактической и коррекционной работы.

Исследование нарушений письма проходило на базе школы-лицея № 16 г. Павлодара среди учеников с 1 по 4 класс. В исследовании приняли участие 8 учеников. У всех детей ЗПР различного генеза. Для выявления специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития были использованы методики, предложенные И. Н. Садовниковой: «Списывание», «Слуховой диктант», «Графический диктант» [2]. Тексты подобраны с учетом наиболее часто встречающихся смешений графем. При выборе уровня сложности необходимо учитывать степень орфографической подготовки.

В основу анализа положена бальная система, предложенная Т. А. Фотековой, Т. А. Ахутиной «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» [3].

В обследовании проанализировано качество и количество ошибок письма. Результаты обследования письма показывают, что у детей с ЗПР большой объем дисграфических ошибок.

Были выявлены следующие группы ошибок:

1 группа: ошибки на недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Учащиеся испытывают затруднения в определении числа и последовательности звуков в слове, а также при воспроизведении структурно сложных слов и дифференцировании звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Это выражается в пропусках, заменах, смешениях букв.

2 группа: ошибки на недоразвитие лексической системы языка. Прежде всего, обращает на себя внимание неправильное построение письменного текста. Оно выражается в отсутствии границ между словами и предложениями, пропуск слов, неправильный их порядок.

3 группа: ошибки на недоразвитие грамматической системы языка. Ошибки типа аграмматизмов: морфологических, структурных. Большое количество ошибок, выражающихся в неправильном согласовании, падежном и предложном управлении употреблении видовых и залоговых форм, использование предлогов и союзов.

Разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента.

Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР проводится поэтапно:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, при этом содержание этого этапа заключается в формировании полноценных представлений о звуках в разных словах, о фонетических процессах и проведении синтеза звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения слов и развитие связного проговаривания слов, предложений.
  2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса, грамматического строя речи. На этом этапе проводится пополнение словарного запаса, изучение построения синтаксических конструкций, а также последовательное развитие грамматики речи.
  3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Этот этап коррекции содержит последовательное формирование навыков построения связного высказывания, обучение логическому изложению четких и точных мыслей, подбор необходимых слов и построение предложений.

Учебный материал при обучении детей с ЗПР должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Весь учебный материал должен постоянно повторяться для более тщательного практического закрепления. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

Таким образом, занятия по коррекции письма и чтения активизируют мыслительную деятельность детей, повышают эффективность работы поврежденных участков мозга.

После коррекционной работы был проведен диктант. Согласно результатам диктанта, можно заметить, что у всех исследованных детей наблюдается снижение ошибок письма по всем показателям. Целенаправленная работа способствовала развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная система коррекции нарушений письма для детей с ЗПР является достаточно эффективной, так как у всех исследованных детей наблюдалось снижение ошибок письма по всем показателям. Целенаправленная работа способствовала развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Литература:

1. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.-С.84–86.

2. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: Аркти, 2005г. — 400 с. -С

3. Фотекова Т. А., Ахутина Т. А. — Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Газета «Школьный психолог», № 37,№ 38, 2001.

4. Власова Т. А. Дети с ЗПР. -М.: Педагогика, 1984 г. — 68.

5. Власова Т. А. Лубовский В. И. Обучение детей с ЗПР. М.: Просвещение, 1981 г. — 70.

6. Лубовский В. И. Обучение детей с ЗПР/пособие для учителей/ -Смоленск, 1994. — 43.

7. Мачихина В. Ф., Цыпина Н. А. Обучение детей с ЗПР. М.: Просвещение, 1987. — 109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle