Библиографическое описание:

Акаткина Е. М. Дифференцированный подход в обучении математике в системе «школа — вуз» // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 333-334.



Как ни богато естество, играющее в нас

Необходимо мастерство, гранящее алмаз.

И. Губерман

Гимназия имени академика Н. Г. Басова города Воронежа уже который год работает над проблемой непрерывного образования: детский сад — школа — вуз. Именно поэтому, для нас, учителей, работающих там, большое значение имеет высокая математическая подготовка школьников. Знание математики способствует эффективности учебной деятельности обучающихся, эффективности их будущей профессиональной деятельности. Знания, которые получает обучающийся по предмету, способствуют формированию и воспитанию личности, его мировоззрения и, конечно же, развивает мыслительную деятельность человека. В который раз на первый план всплывают слова М. В. Ломоносова: «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит».

Исходя из этого, формируются цели и задачи педагога. Их работа должна способствовать развитию творческой, мыслительной деятельности обучающихся, пробуждать их инициативу, фантазию, творческий поиск. Результат обучения определяется учителем, его позицией в преподавании, его методами и, конечно же, той атмосферой, которая создается в классе, отношением между учителем и обучающимися.

В работе в классах физико-математического направления педагог придерживается лекционно-семинарской системы преподавания. При этом он обязательно использует различные формы групповой работы на уроке и во внеурочное время в зависимости от цели. До сих пор этот метод, может быть он традиционен, не подводил и давал достаточно хорошие результаты, о чем говорят призовые места школьников на олимпиадах разного уровня, высокие показатели ЕГЭ и ОГЭ.

Несколько слов о лекциях-семинарах. Всем известно, что большую роль для понимания и усвоения какой-либо темы играет доступность и убедительность изложения (работа идет со всем классом). Здесь необходимо владеть не только культурой речи, она должна быть очень эмоциональной, чтобы обучающиеся чувствовали отношение учителя к предмету и конкретно излагаемому материалу. Так как в нашей гимназии учатся заинтересованные дети, то они «глотают» каждое слово, «цепляются» за любую некорректно высказанную фразу, если вдруг такое случается. Именно поэтому чтение лекции требует очень большой подготовки. Весь теоретический материал педагог собирает не только из учебников, предлагаемых для изучения в школе, но и из тех, по которым учился когда-то сам. Это книги Фихтенгольца, Поздняка, Стародубцева- Абрамовича, современных авторов, интернет-ресурсов.

Чаще всего прочитывается вся теория по какой-либо теме, иногда между лекциями вставляются практические занятия, где на примерах разбирается применение конкретного теоретического материала. На этих же занятиях обязательно проводится небольшой опрос по теории (письменно, в форме теста или устно).

Большое предпочтение отдается устному счету, который, наряду с решением маленького задания предполагает теоретическое обоснование того или иного момента. Имеют место такие задания, как «Найди ошибку», которая кроется в применении теории, а не в какой-нибудь «мелочи» (вычисление). Задания с параметрами — обязательный элемент устного счета.

На этом первый этап изучения темы заканчивается. Минимум знаний, необходимых для практического применения теории уже есть. Далее идет отработка изученного материала и закрепление. Предпочтение отдают емким учебным заданиям и комплексным. В процессе выполнения первых знания и умения обучающихся группируются вокруг главного элемента учебного материала, образуя единый блок, удобный для запоминания и дальнейшего использования; в процессе выполнения вторых — идет закрепление нового материала и повторение пройденного, что дает положительный результат. Самые трудные задачи или отдельные выкладки обязательно выносятся на доску, комментируются педагогом или сильными учащимися. Этот момент для слабоуспевающих (их очень мало) становится основой для уточнения и упрочения знаний и умений; для среднеуспевающих — становится основой для упрочения и расширения области их применения; для сильных — расширения и углубления знаний.

На втором этапе обучения идет ряд самостоятельных работ, тестов, продолжительностью 20–45 минут, 4–6 вариантов, разных по степени сложности. Во время проведения самостоятельных работ обучающиеся имеют право пользоваться справочным материалом, обратиться за незначительной помощью к учителю. После того, как педагог видит картину о восприятии учебного материала, проводится контрольная работа и зачет, причем, зачет по пройденной теме помогают проводить учителя-коллеги, школьники — старшеклассники или сильные ученики, достойно отчитавшиеся по пройденной теме.

В голове педагога постоянно крутятся слова «учить каждого нужно по — разному, четко понимать, чего хотеть от каждого». Поэтому важное место занимает работа над ошибками. Здесь два этапа: 1) пути устранения с учетом индивидуального подхода к обучающемуся; 2) контроль — важный элемент урока, с его помощью устанавливается обратная связь. Контрольная работа анализируется, фиксируется каждая ошибка, т.е ведется учет количества и вида ошибок для всего класса и отдельного ученика. Такая работа помогает поиску новых методических средств при изучении трудных тем.

Сейчас время авторских школ, новых технологий, время, дающее педагогу инициативу, но и время, которое возлагает на учителя всю ответственность за обучающихся. Работа учителя- работа очень творческая, а творчество сложно спланировать, сложно поместить в какой-то «формат». Безусловно, что нужно достойно владеть учебной программой, но желательно как-то экономить время для творческой работы: изучать материал блоками, иногда рисовать на доске от руки, не всегда требовать оформления, не спрашивать теорему сегодня, если ты ее объяснил вчера (спросишь на зачете усвоение всей темы). И в то же время, если чувствуешь, что не укладываешься в положенные часы для изучения какой-либо темы, не спеши, пусть на нее уйдет часов на 5–7 больше. Это значит есть возможность углубить изучаемое и решать интересные нестандартные задачи.

Профессионализм педагога заключается в создании на уроках ситуации успеха. Именно успех является источником внутренних сил обучающегося. Именно успех рождает энергию для преодоления трудностей. Успех в учебе –завтрашний успех в жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle