Библиографическое описание:

Давыдова М. Ю., Шендакова Л. С. Скорбященская церковь в истории Царицына, Сталинграда, Волгограда // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 271-274.



Наша современность показывает, что и в XXI веке в цивилизованном мире возможно возрождение фашизма, попрание не только демократических, но и общечеловеческих ценностей. Массовые убийства безоружных людей в Одессе, Мариуполе, применение армии и тяжелого вооружения против мирных жителей на Юго-востоке Украины, оправдание преступников, искажение действительности ради экономических и политических выгод — все это свидетельствует о чрезвычайно низкой духовности власти и общества, отсутствии моральных принципов и абсолютной исторической безграмотности.

Непрекращающаяся война в Сирии, разгул мирового терроризма, демонстрационные казни заложников, организованные боевиками «Исламского государства» подтверждают, что эта проблема сегодня имеет глобальный характер, и преодолевать растущую бездуховность необходимо всем миром.

Данная статья — маленькая толика в процессе решения данной проблемы. Ее цель вспомнить историю одной из царицынских церквей и обосновать необходимость ее реконструкции сегодня.

Разрушенное в прошлом веке здание Скорбященской церкви Божьей Матери находилось почти в центре сегодняшнего Комсомольского сквера г. Волгограда. Ныне недалеко от этого места воздвигнута часовня в честь Урюпинской иконы Божией Матери.

Деревянная кладбищенская церковь была построена в Преображенском форштадте Царицына в 1775 г. Названа она была в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». На ней Божия Матерь изображена без Богомладенца в полный рост, вокруг неё стоят ангелы и страждущие, а наверху сделана надпись: «Нагим одеяние, больным исцеление». В это время в городе уже действовало пять церквей: Успенский собор, Троицкая, Иоанно-Предтеченская, Покровская и Преображенская церкви.

Постепенно здание Скорбященской церкви обветшало, и в 1837 г. на средства царицынского купца Ильи Бабаева был построен новый теплый каменный храм. При его строительстве использовались проектные чертежи саратовского губернского архитектора Г. В. Петрова [3, л.1–6]. Скорбященская церковь представляла собой образец позднего классицизма. Она включала в себя храмовую часть с куполом в виде ротонды, обширную трапезную с двумя престолами и трехъярусную колокольню с высоким шпилем и четырехколонными портиками [4, с. 67–69]. Судя по первоначальному плану, церковь была рассчитана по вместительности не менее чем на 1000 человек. Первоначально храм был выстроен без колокольни и простоял в таком виде около пятидесяти лет. Вероятно, в конце XIX века к церкви пристраивают высокую колокольню, после чего храм приобретает свой законченный вид.

Кладбище, расположенное к северо-западу и западу от храма, в 1886 г. было закрыто. Вскоре покосившиеся кресты исчезли под новыми постройками быстро расширяющегося города. Позже здесь был разбит городской сквер, который благоухал ароматом акаций и сосен.

В 1888 г. в память о 900-летии крещения Руси при храме открывают Владимирскую церковно-приходскую школу на средства члена приходского попечительства церковного старосты Михаила Дегтярева. В 1894 г. в школе обучалось 49 мальчиков. Заведовал школой и вел Закон Божий священник Дмитрий Покровский, а помогал ему Лев Благовидов. В 1914 г. Городская Дума Царицына постановила включить эту школу в городскую сеть. В 1895 г. церковь объединяла 2 644 прихожанина [2, с. 99]. Данное число соответствовало среднему количеству прихожан церквей Саратовской епархии, но было гораздо выше среднего по России: в 1890 г. — 1 690 человек [1].

Причт храма состоял из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков, дома для которых были построены приходским попечительством на земле, выделенной городским обществом.

Верующие относились к церквям с благоговением, называли ее «божьим домом». Считалось, что все, что делается для храма угодно Богу. В ежегодных отчетах епископов часто на нескольких листах перечислены наиболее «замечательные пожертвования в пользу церкви и духовенства». Так, в 1874–1875 гг. отставной казак Александр (или Алексей) Перфильев пожертвовал церковную утварь и 510 рублей на благоустройство храма. Пожертвования осуществлял купец А. Н. Серебряков. С 1896 г. в церкви служил священник Лев Фомич Благовидов. Он был председателем Царицынского отдела Братства «Святого Креста», осуществлявшего активную миссионерскую деятельность. В конце XIX — начале XX в. в церкви служили Д. В. Покровский, Ф. А. Карамзин, А. С. Майсветов, Я. М. Добронравов, И. И. Сорокоумский, Г. М. Еременков, И. Райский. Последний был редактором «Царицынского пастырского листка». В Скорбященской церкви был хороший хор певчих, который давал, в том числе платные концерты в помощь беднякам, раненым солдатам, детям. Церковь осуществляла общественно полезную деятельность. Так, в 1911 г. открывается общество трезвости св. Феодосия Черниговского.

Активная деятельность церкви прервалась в 1917 г. Ликвидация монархии, Временного правительства и установление Советской власти, коренным образом изменили положение Русской православной церкви. Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал религиозные организации права юридического лица и запрещал им владеть собственностью. Против Русской православной церкви был начат настоящий террор. Миллионы православных людей из числа духовенства и мирян были расстреляны, посажены в тюрьмы или высланы. Тысячи священнослужителей и монахов подверглись жестоким издевательствам. Многие храмы были уничтожены или закрыты. Большое количество икон и церковных книг было сожжено.

В первые годы советской власти Скорбященская церковь еще пытается осуществлять свою общественно полезную деятельность. Так, весной 1922 г. прихожане собрали на нужды голодающим Поволжья 284 тысячи рублей. Непродолжительное время Скорбященский храм принадлежал организации обновленцев. Однако в конце 20-х гг. церковь вновь возвращается в ведение Русской православной церкви и патриарха Тихона. В свою очередь власти объявляют общину церкви должником за невыплату огромного налога со строений и земельной ренты и, несмотря на то, что в процессе рассмотрения дела в суде эти деньги были внесены, храм закрывают. На этот момент прихожанами его являются фактически около 20 тысяч человек, из которых 4 300 подписали просьбу властям об оставлении храма в пользовании общины. По замечанию Р. Шкоды, закрытие было совершенно неизбежно: прямо напротив церкви, на другой стороне улицы Володарского, планировалось строительство зданий Крайкома и Крайисполкома ВКП(б) [5].

С церкви сбрасывают колокола, срывают кресты, и вывешивают красные флаги. В последующем колокольню и купол храма разбирают полностью. В результате получилось странное, ассиметричное здание, в котором работал Сталинградский аэроклуб.

Во время Сталинградской битвы здание оказалось в эпицентре боёв. В здании церкви была организована столовая, а уже после победы под Сталинградом в развалинах храма некоторое время находился детский сад. Восстановление здания было признано нецелесообразным. Его остатки сровняли с землёй и разбили парк, существующий и в наши дни.

На рубеже XX — XXI вв. благодаря деятельности Патриархов Алексия II и Кирилла Русская православная церковь восстановила свой правовой статус. В настоящее время все более возрастает ее авторитет среди россиян и значение в общественной жизни. В 1991 г. учреждена Волгоградская епархия во главе с архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. Началась реконструкция разрушенных и строительство новых храмов. Указ Президента РФ Б. Ельцина от 14 марта 1996 г. «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» предписывал властям всех уровней «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий…».

В 2004 г. в Комсомольском саду была построена небольшая часовня в честь Урюпинской иконы Божией Матери. Православные прихожане были намерены, с благословения митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, приступить к восстановлению Скорбященской церкви. Комитет по градостроительству и архитектуре дал согласие на проведение археологических работ в Комсомольском сквере, в районе исторического места расположения Скорбященской церкви, в целях воссоздания данного объекта.

Осенью 2005 г. специалисты НИИ археологии Нижнего Поволжья по договору со служителями прихода часовни Урюпинской иконы Божией Матери провели на этом месте археологические раскопки и вскрыли фундамент здания.

В 2007 г. архитектором В. Е. Околеловым был представлен проект новой церкви «Всех Скорбящих Радость». Заказчиком выступал приход часовни. При проектировании новой церкви учитывался такой фактор как сложившийся план благоустройства сквера, его пешеходные аллеи, зеленые насаждения, зоны отдыха людей. Воссозданная в прежнем виде церковь повлекла бы за собой перепланировку большей части сквера, вырубку великолепных сосен и других деревьев. Учитывая это, было принято решение уменьшить площадь новой церкви за счет довольно большой трапезной части, но разместить церковь в центральной части сквера на ее историческом месте.

План предполагаемой церкви вполне вписывается в композицию сквера. Все дороги ведут к храму, который хорошо виден с любых точек основных пешеходных аллей, где предусмотрена в западной части сквера обходная дорожка вокруг церкви. За основу самой церкви взяты храмовая часть с куполом в виде ротонды и звонница, трапезную часть пришлось сократить, но даже в таком виде церковь сохранила композиционное единство и архитектурный образ прежнего строения. Уменьшая площадь церкви на первом этаже, предполагалось запроектировать цокольный этаж, где можно обустроить ещё один престол и малый храм на 200 человек, оставшуюся площадь выделить для хозяйственных нужд церкви. Высота церкви сохранена, что позволило спроектировать хоры над трапезной с выходом в храмовую часть. Строительство новой церкви предполагалось из традиционных материалов (кирпич), отделка — рустованная и качественная штукатурка. Площадь застройки — немногим более 300 кв. метров; вместимость — 500 человек.

Однако реконструкция Скорбященской церкви не проведена до сих пор.

В 2006 г. прихожане установили возле часовни три мраморных креста православным воинам, отдавшим жизнь за веру и Отечество в годы гражданской и Великой Отечественной войн, а также в мирное время. А год спустя рядом с часовней были перезахоронены останки советских воинов, найденные при земляных работах в Комсомольском саду.

Таким образом, Скорбященская церковь, объединяя вокруг себя прихожан, играла значительную роль в жизни нашего города. Здесь находили душевное успокоение, учились грамоте, добродетели. В современной России продолжателем ее традиций стала часовня Урюпинской иконы Божией Матери. Однако необходима реконструкция и самой церкви. Заметим, что сегодня храмы все больше становятся сосредоточением не только религиозной, но и в целом духовной, жизни народа. Церковь может стать священным центром того, что принято называть малой Родиной.

Литература:

  1. Давыдова М. Ю. Православная церковь и верующие в Саратовской губернии во второй половине XIX — начале XX века. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62). С. 83–86.
  2. Иванов, С. М. Православие на Волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда / С. М. Иванов, В. И. Супрун. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. — 240 с.
  3. РГИА ф. 1488, оп. 3, д. 1085, л. 1–6.
  4. Серебряная, В. В. Культовое зодчество Волгоградской области / В. В. Серебряная. — Волгоград, 2002. — 336 с.
  5. Шкода, Р. Скорбященская церковь. Информационный портал Царицын РФ (http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/article/templestsaritsyn/174-skorbiashenskaya.html).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle