Библиографическое описание:

Виноградова М. В. Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного обучения студентов аграрного вуза // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 340-342.



Обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Основной целью качественного обновления профессионального образования является подготовка специалиста, способного осознано использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного решения профессиональных задач. Это возможно на основе междисциплинарного обучения, новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, подготовка специалиста, функции обучения, межпредметные связи

Функция обучения — это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании профессионально-личностных качеств будущего специалиста. Междисциплинарные связи способствуют реализации этой и других функций обучения — образовательной, развивающей и воспитывающей. Они осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы на междисциплинарной основе.

При междисциплинарном обучении общепризнанными дидактическими преимуществами являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира. При этом возможны все виды междисциплинарных связей, а именно: по общности научного подхода и математического аппарата, по общности научных фактов, касающихся одного и того же объекта, по общности методологических подходов и логико-семантического анализа.

Рассматривая учебный процесс вуза как систему, состоящую из множества дисциплин, можно выделить два уровня организации междисциплинарного обучения:

– организация в рамках определенной специальности;

– организация в рамках определенного блока учебных дисциплин.

При междисциплинарном подходе на первом уровне главной задачей является выявление последовательности изучения дисциплин специальности.

При организации второго уровня междисциплинарного обучения необходимо учитывать:

– соответствие содержания и форм педагогических воздействий реальным учебным (информационным) возможностям обучаемых;

– обеспечение прочности (устойчивости) усвоения учебного материала и возможности использования полученных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

– обеспечение уровня знаний в пределах установленного времени на изучение дисциплин блока в соответствии с учебным планом.

Главная цель освоения любой учебной дисциплины — формирование у обучающихся потребности и умений использования ее научного содержания для выработки целостной картины процесса решения профессиональных задач. Отсюда вытекают конкретизированные по сути своей междисциплинарные функции разных групп учебных дисциплин [3, с.32].

Для общеобразовательных дисциплин — это обучение исследованию средствами этих дисциплин целостного решения реальной или моделируемой профессиональной деятельности.

Для профилирующих дисциплин — это обучение исследованию, направленному на интеграцию результатов дисциплинарных этапов решения проблем в целостную систему.

Иными словами, ведущая целевая функция профессионального образования — подготовка выпускников вуза к комплексному использованию теоретического и технологического инструментария всех изучаемых дисциплин при целостном решении профессиональных задач [4, с. 33].

Анализ педагогической литературы (В. Н. Максимова, Н. И. Резник, и др.) позволил нам выделить этапы разработки междисциплинарного обучения:

  1. Анализ содержания обучения, предусмотренного стандартом и учебными программами. Определение междисциплинарных целей и задач обучения.
  2. Проведение горизонтальной и вертикальной интеграции дисциплин. Выявление междисциплинарных связей внутри отдельных блоков и между основными блоками дисциплин. Выделение нескольких главных курсов, формирующих основные фундаментальные понятия.
  3. Тщательное структурирование курса, составление семантической сети дисциплин и понятий, исходя из модели подготовки специалиста. Определение последовательности обучения на разных уровнях подготовки.
  4. Разработка методического обеспечения междисциплинарного обучения:

– организация учебного материала (отбор и структурирование междисциплинарного учебного содержания);

– отбор примеров и доказательств;

– отбор заданий, направленных на формирование междисциплинарных знаний, умений и навыков;

– выбор формы организации учебного процесса;

– выбор методов обучения;

– выбор средств обучения;

– выбор новых информационных и коммуникационных технологий для реализации междисциплинарного подхода в обучении.

  1. Установление обратной связи педагога со студентами, диагностика результатов междисциплинарного обучения, корректировка.

Решение практических задач, связанных с выяснением и реализацией внутри и междисциплинарных связей на основе признаков всеобщности, затрудняется отсутствием универсального методологического подхода, позволяющего единым для всех учебных дисциплин образом представлять их содержание в категориях взаимосвязи единичного, особенного и всеобщего.

Прежде чем приступить к практической реализации идеи интеграции учебных дисциплин, необходимо тщательно структурировать весь курс, составив семантическую сеть дисциплин и понятий исходя из модели подготовки специалиста и необходимости формирования конкретных профессионально важных умений.

Следующий шаг на данном пути — проведение горизонтальной интеграции, выделение нескольких главных курсов, которые объединяют дисциплины как внутри отдельных блоков, так и между основными блоками дисциплин специальности и составляют инвариантную часть знаний и умений специалиста.

Затем проводится вертикальная интеграция, определяющая последовательность обучения на разных уровнях подготовки, а также единую методику, методологию, терминологию подхода к изучению цикла дисциплин одного направления.

После этого проводится система организационно-методических мероприятий, включающих в себя реорганизацию состава групп, потоков, написание новых программ, охватывающих все дисциплины, формирование команды преподавателей и особенностей их взаимодействия при изучении разных междисциплинарных интегрированных курсов.

Среди основных методических приемов обучения, применяемых в условиях реализации интеграции математики и спецдисциплин, нами были выделены следующие:

– решение профессионально ориентированных задач;

– организация форм обучения, использующих интеграцию математики и спецдисциплин.

Нами проведен анализкомпонентов дидактической системы, характерной для традиционного учебного процесса и выделены компоненты дидактической системы обучения курсу математики при организации образовательного процесса в условиях компетентностного подхода посредством интеграции математики и спецдисциплин. Выявленные особенности организации образовательного процесса взяты за основу при разработке технологии формирования профессиональной компетентности посредством интеграции математики и спецдисциплин. Отмечено, что процесс формирования профессиональной компетентности будущего экономиста должен обязательно предполагать деятельность, в данном случае — решение задач.

В этой связи особый интерес для нас представляют межпредметные познавательные задачи. Эти задачи могут быть направлены на достижение различных учебных результатов:

– объяснение причинно-следственных связей в изучаемых явлениях с помощью знаний из других дисциплин;

– введение новых научных понятий с опорой на ранее изученные в разных учебных дисциплинах факты, явления, их индуктивное обобщение;

– конкретизация уже известных понятий, расширение их признаков с учетом применения в разных науках;

– конкретизация и выведение нового, более общего понятия (закона) из частных;

– обобщение знаний из разных учебных дисциплин в систему, объединенную одной проблемой объектом изучения;

– применение знаний из разных учебных дисциплин для доказательства общих теоретических положений, обоснование общих научных идей, принципов;

– практическое применение знаний из разных учебных дисциплин в различных видах практической деятельности [1, с. 11].

В межпредметных задачах отражены конкретные содержательные отношения межнаучного характера и ведущие путь логического развертывания данных отношений в структуре учебного материала различных научных дисциплин.

Специально составленные межпредметные задачи позволяют студентам осознать необходимость знаний по общеобразовательным дисциплинам в профессиональной деятельности. Под влиянием систематических межпредметных связей общепредметные умения, формируемые на разном учебном материале и на основе единых требований к их структуре приобретают характер межпредметных умений. Межпредметными являются умения устанавливать связь между смежными вопросами. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности различных кафедр.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что процесс обучения студентов будет эффективен, если:

– стратегия профессиональной подготовки будет разрабатываться на основе междисциплинарного системно-целостного подхода и оперативно пересматриваться в зависимости от социального заказа;

– изучение дисциплин будет носить непрерывный и равномерный характер в течение всего периода обучения студентов с учетом специфических дидактических принципов организации учебно-информационной среды;

– помимо общеобразовательных, в учебные планы будут включены прикладные курсы, ориентированные на предметную область и профессиональную среду деятельности специалиста.

Таким образом, обучение в современном вузе должно представлять собой целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения.

Литература:

  1. Максимова, В. Н. Акмелогическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. — 2002. — № 2. — С. 9–14.
  2. Виноградова М. В. Педагогические условия и факторы совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Агропродовольственная политика России.- 2012.- № 9.- С.31.
  3. Виноградова М. В. Проблемы междисциплинарной интеграции в концепции целостного образовательного процесса Вуза // Научные труды SWorld.- Выпуск 1(42).- Иваново: Научный мир, 2016. — С. 32–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle