Библиографическое описание:

Овинникова О. В. Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 376-378.



Тенденции современного общества характеризуются стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической.

Процесс информатизации образования (И. В. Роберт), актуализирует идеи непрерывного образования, концепция которого впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965 г., согласно этой концепции основная идея непрерывного образования основывается на гуманистической направленности образования, когда человеку следует создать условия для полного развития способностей на протяжении всей его жизни.

В настоящее время наиболее востребованными становятся педагоги, владеющие ИКТ, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества, возрастает значимость (ИКТ-компетентности) будущего педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

Основной целью формирования компетентности педагогов в области ИКТ-компетентности является их подготовка к методически грамотному использованию ИКТ в образовательном процессе, а именно: применение ИКТ для стимулирования познавательного интереса воспитанников и мотивации к познавательной деятельности с помощью ИКТ; осознание педагогом целей и задач применения средств информатизации образования в образовательном процессе; выявление содержания предметной области с учетом целей обучения, интересов и склонностей воспитанников, предоставление которого целесообразно проводить с помощью ИКТ; освоение методов и приемов обучения с использованием ИКТ; осуществление контроля и самоконтроля образовательной деятельности с помощью ИКТ; самоанализ, самооценка, в том числе проведение диагностики на базе ИКТ.

Современный период развития образования характеризуется процессом информатизации, который рассматривается (Ваграменко Я. А., Козлов О. А., Лапчик М. П., Мартиросян Л. П., Роберт И. В., Хеннер Е. К. и др.) как процесс обеспечения сферы образования теорией, методикой и практикой разработки и использования научно-педагогических и учебно-методических материалов, ориентированных на применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания в здоровьесберегающих условиях.

По мнению ряда специалистов (Ваграменко Я. А., Козлов О. А., Лавина Т. А., Латышев В. Л., Мартиросян Л. П., Роберт И. В., Тарабрин О. А., Удовик Е. Э. и др.) реализация дидактических возможностей ИКТ (интерактивный диалог, компьютерная визуализация учебной информации, моделирование изучаемых объектов, процессов, комплексное представление аудио-, видео информации, автоматизация поисковой и вычислительной деятельности) позволяет интенсифицировать и совершенствовать учебный процесс. Особое значение при этом для совершенствования обучения приобретают средства ИКТ, используемые совместно с учебными, методическими, инструктивно-организационными, нормативно-регламентирующими и информационно-справочными материалами, представленными зачастую в виде электронного образовательного ресурса (ЭОР), которые позволяют педагогу формировать информационно-методическое обеспечение (ИМО) образовательного процесса.

При этом (вслед за Роберт И. В., Лавиной Т. А., Мартиросян Л. П., Тихоновым А. Н. и др.) под электронным образовательным ресурсом будем понимать научно-педагогические, учебно-методические материалы, представленные в виде электронных изданий образовательного назначения (ЭИОН) или электронных средств образовательного назначения (ЭСОН), реализующие дидактические возможности ИКТ.

Подинформационно-методическим обеспечениемобразовательного процесса, в состав которого входит электронный образовательный ресурс,будем понимать совокупность научно-педагогических, учебных, методических, организационно-инструктивных, нормативно-регламентирующих, информационно-справочных, контролирующих материалов, представленных, в том числе в электронном виде, а также распределенные электронные образовательные ресурсы локальных и глобальной сетей.

Систему непрерывного формирования ИКТ-компетентности определим как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, образующих определенную целостность и единство цели, содержания, средства, форм и методов обучения, воспитания и развития педагогов

Но современное развитие общества накладывает новые требования к формированию профессиональной компетентности педагогов, к ее высшему проявлению — педагогическому мастерству, в том числе внедрению и оптимальному использованию информационно-коммуникационных средств в образовательный процесс.

Исходя из содержания информационно-коммуникационной компетентности педагога, в ее структуре можно выделить следующие компоненты: 1. Когнитивный компонент, заключающийся в том, что, кроме теоретических знаний, умений и навыков оперирования информацией, информационными объектами и т. п., необходимы знания способов получения и передачи информации, навыки профессионального самосовершенствования, знание межпредметных связей, знание истории информатики и вычислительной техники и т. д. 2. Деятельностный компонент, представляющий собой активное применение ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития, самосовершенствования и творчества. В данном компоненте выделяются требования к знаниям и умениям, апробированным в действии, что предполагает практическую подготовку учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества. 3. Рефлексивный компонент, проявляющийся в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственных достижений; сформированность таких качеств и свойств личности, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Он включает в себя самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание результатов своей деятельности и ответственности за них, познание себя и осознание своей субъектности в профессиональной деятельности. 4. Мотивационно-ценностный компонент, включающий систему мотивов, эмоционально-волевых и ценностных отношений студента к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию и определяющий избирательную направленность на информационную деятельность и взаимодействие. Этот компонент несет в себе осознанную потребность будущего специалиста в творчестве; потребность самостоятельно ставить цели информационно-коммуникационной деятельности и достигать их.

Литература:

  1. Панкова Т. В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — Т. 4. — С. 206–210.
  2. Л. В. Кочегарова Причины возникновения и способы преодоления сопротивления педагогов технологическим нововведениям.
  3. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис....канд. пед. наук. / О. Б. Зайцева.- Брянск, 2002. — 19 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle