Библиографическое описание:

Капустина Т. В., Сазыкина С. Н., Урядова В. В. Представление студентов медицинского вуза о реальном и идеальном преподавателе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 312-316.



В статье описаны результаты эмпирического исследования представлений студентов о реальном и идеальном преподавателе с помощью направленного ассоциативного эксперимента, ассоциирования преподавателя с животным, растением, цветом и эмоцией.

Ключевые слова: реальный преподаватель, идеальный преподаватель, ассоциативный эксперимент, ассоциация, кризис 3-го курса

Р. Г. Буянкина и Н. В. Тарасова [2] обращают внимание на то, что традиционно, в ходе подготовки специалистов внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков, но иногда забывается роль взаимоотношений преподавателя и студента. А высшее образование на современном этапе развития общества ставит перед собой вопрос, который напрямую касается этих взаимоотношений [5]. Психологи в области педагогики высшей школы утверждают, что качество высшего образования напрямую связано с теми чертами личности, которыми обладает преподаватель [1]. Мнение студентов о том или ином преподавателе, степень заинтересованности их на лекциях и семинарах, стремление к самостоятельному поиску дополнительной информации по дисциплине влияют на оценку качества преподавания. Знание представлений о реальном и идеальном преподавателе поможет понять существующие проблемы в общении между студентом и педагогом и найти оптимальные пути для их решения, поскольку студент находится на пути перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого, на фоне которого может возникать ряд конфликтов [3]. Целью данного исследования является описание представлений реального и идеального преподавателя с помощью ассоциаций.

Выборку исследования представили 105 студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета: 45 студентов 3 курса специальности «медико-профилактическое дело», 30 студентов 3 курса специальности «клиническая психология» и 30 студентов 4 курса специальности «клиническая психология». Для проведения эмпирического исследования использовался направленный ассоциативный эксперимент. Респондентам необходимо было ассоциировать реального и идеального преподавателя с животным, растением, цветом и эмоцией.

В результате статистической обработки ассоциативного эксперимента с помощью контент-анализа между экспериментальными группами был установлен ряд различий и сходств в представлениях о реальном и идеальном преподавателе.

Все группы исследуемых в большинстве случаев сравнивают реального и идеального преподавателя с хищником: лев, тигр, волк, медведь, пантера, леопард, крокодил (Таблица 1). Хищные животные характеризуются силой, ловкостью, выносливостью, сообразительностью, умением охотиться, острым слухом и развитым обонянием. Если эти черты перенести на человека, то реального и идеального преподавателя студенты всех экспериментальных групп видят с сильным характером, умеющим справляться с трудностями, обладающим лидерскими качествами (поскольку ассоциации представлены такими животными как лев, тигр и т. д.), внимательным.

Таблица 1

Результаты контент-анализа по категории «животное»

Животное

Медико-профилактическое дело

Клиническая психология 3 курс

Клиническая психология 4 курс

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Хищники

24

27

15

18

14

22

Домашние

10

6

2

3

7

4

Травоядные

7

11

11

6

8

2

Насекомоядные

2

1

2

0

0

2

Насекомые

2

0

0

1

1

0

Сказочные

0

0

0

2

0

0

Если рассмотреть категорию «растения», то здесь отмечаются различия (Таблица 2). Так, студенты медико-профилактического дела и студенты 3 курса клинической психологии сравнивают реального преподавателя с колючими растениями (в 25 случаях из 45 и в 13 случаях из 30, соответственно). В выборе колючих растений преобладает такое растение, как кактус. Данный выбор может говорить о том, что студенты 3 курса воспринимают реального преподавателя враждебного и агрессивного в общении, вероятно, «отгороженного» от окружающих, то есть менее открытого и искреннего.

Студенты 4 курса специальности клинической психологии в большинстве случаев ассоциируют реальный образ преподавателя с лекарственными растениями (в 11 из 30). Лекарственные растения обладают лечебным и профилактическим эффектом, тем самым могут быть символом заботы, желания помогать другим, надежности, дружелюбия, доверия, сочувствия, в какой-то мере обязательности и последовательности.

Таблица 2

Результаты контент-анализа по категории «растение»

Растение

Медико-профилактическое дело

Клиническая психология 3 курс

Клиническая психология 4 курс

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Деревья

3

10

5

12

3

9

Колючие

25

5

13

4

7

5

Лекарственные

6

18

4

6

11

6

Комнатные

3

6

4

1

4

3

Окультуренные

5

5

1

6

4

4

Классификация

2

1

0

1

1

1

Плод

1

0

0

0

0

2

Сорняки

0

0

3

0

0

0

При ассоциировании идеального образа преподавателя в группе у студентов медико-профилактического дела преобладают лекарственные растения (в 18 случаях из 45). Это может говорить о том, что, несмотря на желание в идеальном преподавателе (по ассоциациям на категорию «животное») видеть авторитарный, сильный, властный и прямолинейный образ, студенты медико-профилактического дела всё-таки хотят, чтобы преподаватель был более заботливым, помогающим, дружелюбным и сочувствующим.

У студентов клинической психологии в двух группах преобладают — деревья: дуб, береза, пальма, тополь. Дерево может являться символом развития и динамического роста. К. Г. Юнг [8] описывает дуб как лесного короля, который является центральной фигурой, отличающейся наиболее ярко выраженными личностными чертами. Также следует отметить, что деревья в лесу занимают самый первый (высокий) ярус. Таким образом, согласно полученным данным, по ассоциированию на категорию «растения», можно предположить, что идеальный преподаватель студентам клинической психологии представляется целеустремленным, решительным, требовательным, организованным, контролирующим, умеющими руководить, уверенным в себе, развивающимся.

Далее рассмотрим категорию «цвет». Можно отметить, что в большинстве случаев среди всех экспериментальных групп при ассоциировании на цвет реального образа преподавателя преобладает красный (Таблица 3). Красный цвет в интерпретации М. Люшера символизирует силу, энергию, волю, подвижность, лидерские черты, творческое начало, активную деятельность [6]. «Цвет» идеального преподавателя отличается от реального преподавателя и различен в исследуемых группах. Так, для студентов 3 курса медико-профилактического дела преобладают синий и зеленый цвета, для студентов 3 курса клинической психологии — синий цвет, для студентов 4 курса — зеленый. По М. Люшеру [6], синий цвет характеризует потребность в спокойствии и мирной обстановке, уравновешенности, гармоничности, чувство сплоченности, безопасности, принадлежности, пассивности. Зелёный цвет характеризуется стабильностью, постоянством, твердостью, стойкостью, чувством достоинства, желанием нравится, самоутвердиться, быть признанным.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что студенты реального преподавателя видят очень активным, импульсивным и энергичным. При этом они хотят, чтобы педагог отказался от такой, порой излишней, активности и возбужденности, и умел данную энергию и активность направлять в нужное русло, чтобы преподаватель был более стабильным, спокойным, уравновешенным. Вероятно, полученные схожие результаты могут быть связаны с тем, что преподаватель высшей школы помимо учебной деятельности должен заниматься методической работой, научной, воспитательной. На него накладывается ряд обязательств, и он не всегда может с ними справляться. Поэтому педагог, пытаясь всё успеть, воспринимается студентами излишне торопливым и импульсивным, не всегда возможным уделять им должного внимания.

Таблица 3

Результаты контент-анализа по категории «цвет»

Цвет

Медико-профилактическое дело

Клиническая психология 3 курс

Клиническая психология 4 курс

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Белый (светлый)

0

7

2

5

2

0

Синий (голубой)

11

12

5

10

6

3

Зеленый

3

11

3

5

0

14

Красный

15

0

7

2

8

1

Желтый

3

9

2

4

4

6

Фиолетовый, розовый и их оттенки

2

2

1

4

2

4

Коричневый

2

0

3

0

1

0

Чёрный (темный)

2

0

2

0

3

0

Серый

7

0

4

0

2

2

Оранжевый

0

2

1

0

2

0

Другие цвета

0

2

0

0

0

0

Для обработки данных по ассоциированию реального и идеального преподавателя в категории «эмоции» была использована классификация эмоций, предложенная Е. И. Ильиным [4] (Таблица 4).

Эмоции были разделены на 7 групп: 1) эмоции ожидания и прогноза; 2) эмоции удовлетворения и радости, состоящие из положительных эмоций; 3) фрустрационные эмоции, которые характеризуются отрицательными эмоциональными проявлениями в ответ на неудачу, неудовлетворение какой-либо потребности или возникающим препятствием на пути к достижению цели; 4) коммуникативные эмоции, проявляющиеся как эмоциональное отношение при взаимодействии с окружающими; 5) интеллектуальные эмоции, которые не имеют валентность и проявляются как переживания в процессе мыслительной деятельности; 6) без эмоций, группа, в которую вошли ответы студентов без описания какой-либо эмоции; 7) не эмоции (качества), в этой группе представлены не эмоциональные проявления, а какие-либо личностные черты или характеристики преподавателя [4].

Таблица 4

Результаты контент-анализа по категории «эмоция»

Эмоция

Медико-профилактическое дело

Клиническая психология 3 курс

Клиническая психология 4 курс

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Реальный

Идеальный

Эмоции ожидания и прогноза

1

0

3

0

3

1

Удовлетворение и радость

3

26

1

17

10

21

Фрустрационные

17

0

7

0

5

0

Коммуникативные

16

9

13

3

3

4

Интеллектуальные

5

5

2

7

2

2

Без эмоций

2

0

1

0

0

0

Не эмоции (качества)

1

5

3

3

7

2

Идеального преподавателя все экспериментальные группы в большинстве случаев ассоциируют с эмоциями удовлетворения и радости. Это можно объяснить тем, что студенты хотят, чтобы их педагог вызывал у них положительные эмоции, тогда, вероятно, и процесс обучения будет наиболее успешным. Однако в ассоциировании реального преподавателя у студентов разных групп наблюдаются отличия. Так, реальный преподаватель представляется студентам 3 курса специальности клинической психологии преимущественно коммуникативными эмоциями, в основном, несущими нейтральную окраску — спокойствие, равнодушие, нейтральность, безразличие, при наличии и других — смех, угнетение, негатив. Вероятно, такие результаты получились в связи с не совсем доброжелательным и дружелюбным, на их взгляд, отношением преподавателей к студентам. Эти данные также подтверждаются преобладанием большинства колючих растений в ассоциировании на категорию «растение». Среди студентов 3 курса медико-профилактического дела преобладают и фрустрационные, и коммуникативные эмоции. Фрустрационные эмоции представлены в основном грустью, огорчением, агрессией. Коммуникативные эмоции, так же, как у 3 курса специальности клинической психологии, в большей степени представлены нейтральными эмоциональными проявлениями — безразличием, равнодушием, спокойствием. Среди студентов 4 курса специальности клинической психологии при ассоциировании реального преподавателя преобладают эмоции удовлетворения и радости. Эти данные вновь доказывают б́льшее совпадение реального и идеального преподавателя у студентов 4 курса специальности клинической психологии, чем среди других экспериментальных групп.

Таким образом, можно сделать вывод, что среди студентов 4-го курса клинической психологии представления о реальном и идеальном преподавателе практически являются тождественными и имеют позитивную направленность. Среди студентов 3-го курса этой же специальности наблюдаются значительные различия в представлениях и в сравнении их с представлениями реального и идеального преподавателя у студентов 4 курса, несмотря на то, что у этих студентов преподают одни и те же педагоги. Поэтому можно говорить о «кризисе 3-го курса», о котором писала Шибаева Г. Е. [7], поскольку результаты студентов 3 курса разных специальностей частично совпадают и значительно отличаются от результатов студентов 4 курса. При этом наблюдается меньшее совпадение представлений о реальном и идеальном преподавателе.

В виде рекомендаций следует отметить, что преподавателям необходимо быть более внимательными по отношению к студентам, особенно к студентам 3 курса. Поскольку этот этап обучения связан с внутренним противоречием. C одной стороны, студенты 3 курса имеют теоретическую базу, приобрели небольшой опыт практической деятельности, а с другой стороны, у них прослеживается осознание ограниченности себя как специалиста и своей некомпетентности. На фоне подобного рода противоречия возникает отрицательный эмоциональный фон, и студенты могут воспринимать преподавателя с негативной стороны.

Литература:

  1. Белова, А.О., Кадыров, Р.В., Корнилова, Д.С., Скоробач, Т. В. Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у преподавателей вуза (на примере преподавателей медицинского вуза) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 12. — С. 69–74.
  2. Буянкина, Р.Г., Тарасова, Н. В. Педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов стоматологов к изучению профилактической стоматологии // Тихоокеанский медицинский журнал — 2015. № 3 (61). — С. 94–96.
  3. Егорова, Ю. А. Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 590–593.
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  5. Капустина, Т.В., Сазыкина, С. Н. Образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности «клиническая психология» // Сборник заочной научно-практической конференции «Наука и социум» (г. Новосибирск, 27 июня 2016 г.). — 2016. — С. 81–84.
  6. Цыганок, И. И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера. — СПб.: Речь, 2007. — 264 с.
  7. Шибаева, Г. Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов: автореф. … дисс…канд. психол. наук. — М., 2010. — 26 с.
  8. Юнг, К. Г. Архетип и символ / пер. В. В. Зеленского. — М.: «Ренессанс», 1991. — 376 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle