Библиографическое описание:

Подлинова Е. Н. Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 492-495.



В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации,внутрифирменная система повышения квалификации педагогов

Переход современной школы на новые образовательные стандарты выявил объективную потребность в новой школе. Президентская национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Пр-271 РФ от 04.02.2010г.) подчеркивает, что главная задача новой школы — это раскрытие способностей каждого ученика. [9] Данная инициатива базируется на принципе грамотно организованного практико-ориентированного обучения учителей. Непрерывное образование — одно из важнейших требований современной школы. Повышение уровня профессионального мастерства — важнейшее условие личностного профессионального роста учителя.

Учитывая интересы динамично развивающейся внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы необходимо изменить и взгляд на систему внутрифирменного повышения квалификации педагогов. Обучение на рабочем месте становится одним из наиболее действенных механизмов формирования компетентности педагогов, позволяет решать различные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые многие педагоги считают затруднительными.

В современных, быстро изменяющихся условиях появляется необходимость соответствия любой системы повышения квалификации кадров требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп. В связи с этим всё большую популярность приобретают формы повышения квалификации на рабочем месте, которые в настоящее время реализуется многими корпорациями и фирмами. Подготовка работников в данном случае ориентирована на специфические потребности фирм. Такой подход к подготовке сотрудников сегодня заимствуется школой. Однако следует отметить, что цели организации такого обучения в бизнесе носят исключительно экономический характер, поэтому нельзя вести речь о прямом переносе идеи внутрифирменного обучения в практику работы образовательных организаций, где качество любой системы определяется иерархией ценностей входящих в неё людей, а не формами организации или материальными ресурсами. [1, с. 290]

Так как одной из целей образовательного учреждения (ОУ) является повышение уровня конкурентоспособности, то есть занятие лидирующей позиции в образовательном пространстве, необходимо проанализировать сильные, слабые стороны ОУ, возможности и угрозы по средству SWOT — анализа. По результатам SWOT — анализа можно оценить, обладает ли ОУ внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать возможность совершенствования организации внутрифирменного обучения и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

SWOT — анализ ОУ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Матрица SWOT— анализа МКОУ СОШ №….

Возможности МКОУ СОШ №

  1. Увеличение количества педагогического состава, то есть заключение договора с Центром занятости населения с целью создания резерва молодых специалистов;
  2. Возможность быстрого развития, в связи с резким увеличением спроса на оказание образовательных услуг от населения города;
  3. Усовершенствование техники в организации деятельности школы (введение новых технологий развития).

Угрозы МКОУ СОШ №

  1. Увольнение большинства педагогического состава, появление текучести кадров;
  2. Отрицательные результаты краевой проверки;
  3. Замедление роста покупательского спроса (появление нежелания родителей вести своих детей в данную школу);
  4. Уменьшение методического фонда;
  5. Разрушение научно — методической службы.

Сильные стороны

1. Высококвалифицированный персонал;

2. Хорошее впечатление, сложившееся у родителей, учащихся школы;

3. Хорошо отработанные план образовательной деятельности школы;

4. Огромный опыт работы в оказании образовательных услуг

Поле СИВ

1. Заключение контракта с Центром занятости населения с целью создание резерва молодых специалистов;

2. Разработка научно — методической службой новые технологии развития образовательной деятельности МКОУ СОШ № …;

3. В связи с увеличением учащихся школы, расширение территориальных границ школы

Поле СИУ

1. Выбор и отправление педагогов на курсы повышения квалификации;

2. Заключение контрактов для увеличения методического фонда;

3. Разработка тщательных планов для успешной проверки краевой комиссии

Слабые стороны

1. Отсутствие стратегий для долгосрочного планирования;

3. Угроза увольнения персонала, в связи отсутствия резерва молодых специалистов;

4. Не высокий уровень развития используемой техники;

5. Низкая мотивация к непрерывному обучению

Поле СЛВ

1. Найм высококвалифицированного специалиста в области развития и подготовки оборудования для работы;

Поле СЛУ

1. Создание службы контроля за деятельностью работы специалистов школы;

2. Поддержание деятельности научно — методической школы, путем выдвижения планов педагогов в области научного познания и стратегического планирования

В образовательном учреждении существует продуманная система внутрифирменного обучения персонала, это непосредственным образом отражается на результатах деятельности организации, то есть посредством обучения достигаются поставленные цели, сотрудники адаптируются к нововведениям в системе образования и государственной политики. Имеются разработанные планы по внутрифирменному обучению на основании внутренних нормативных документов.

На базе ОУ существуют методические объединения учителей- предметников, которые выполняют функцию первичного сбора и обработки информации о персонале.

Необходимо повышать уровень квалификации педагогов. В настоящее время процент педагогов, не имеющих квалификационную категорию достаточно велик (24 %), при этом процент имеющих высшую категорию самый низкий (11 %).

Большинство педагогов предпочитает проходить внешнее обучение и не видят необходимости в непрерывном повышении квалификации за счет внутреннего обучения. Мотивация к обучению у педагогов на низком уровне (34 %).

Порядок подготовки и повышения квалификации педагогических работников осуществляется в соответствии с установленными целями и задачи для образовательного учреждения. Регламентируется соответствующими документами [10,с.123]

Ответственность за организацию обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием и качеством учебного процесса возлагается на методиста и заместителя директора о научно- методической работе.

Руководители методических объединений учителей- предметников несут ответственность за своевременное информирование и обучение своих педагогов. В разрезе всей школы, за повышение квалификации педагогических работников, за создание соответствующих условий для обучения кадров и непрерывности процесса внутрифирменного обучения ответственен директор ОУ. Он же контролирует выполнение планов подготовки персонала.

Подготовка и повышение квалификации всех уровней персонала осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, согласно видам и формам обучения. При этом, необходимо также отметить то, что обучение педагогов происходит в основном вне образовательного учреждения и, как правило, с отрывом от образовательного процесса. А это имеет ряд недостатков:

– большие затраты;

– чаще изучается теория, чем практика, и ее бывает сложно применить в обычной работе;

– возникает опасность не выполнения программы обучения.

На основе проведенной работы хорошо просматривается проблема индивидуализации внутрифирменного обучения педагогов.

Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении педагогических работников создает серьезные проблемы для образовательного учреждения:

– оплата обучения, в котором может не быть необходимости;

– уменьшение количества обученных работников, несмотря на рост их численности;

– снижение средней квалификации по ОУ;

– снижение качества преподавания и отсутствие развития навыков и умений педагогов, необходимых для хорошего выполнения работы.

Также выявленным недостатком является то, что большое количество педагогических работников приходится обучать с отрывом от образовательного процесса, что ведет к ухудшению качества преподавания. При обучении вне ОУ основной упор делается на теорию, а не на практику. Большинство педагогов отмечают ненужность такого рода обучения практической точки зрения. При этом педагоги вынуждены проходить такую форму обучения, т. к. при аттестации педагогического работника требуются подтверждения порождения курсов, семинаров и т. д. в виде заверенных сертификатов. Образовательное учреждение вынужденно проводить внешнее обучение персонала, т. к. процесс внутрифирменного обучения не обеспечивает педагогов данными подтверждениями. Школа не уполномочена выдавать сертификаты о прохождении обучения.

Еще одной проблемой внутрифирменного обучения можно назвать отсутствие мотивации к обучению (табл. 2)

Таблица 2

Мотивация кнепрерывному обучению

Вопрос

Да

Нет

Считаете ли вы необходимым повышать свой уровень знаний и квалификации

34 %

66 %

Хотели бы вы организовать обучение, по какому-либо интересующему вас вопросу

54 %

46 %

Считаете ли вы свой уровень знаний достаточным для квалифицированной профессиональной деятельности

67,5 %

32,5

Проанализировав систему обучения и её основные этапы можно сделать вывод о том, что в образовательном учреждении могут существовать достаточно серьезные проблемы в организации внутрифирменного обучения персонала. Не учитываются внутренние потребности педагогов, не проработана система мотивации педагогических кадров к непрерывному обучению. Все это сводит хорошо выстроенную систему внутрифирменного обучения к формальности. Педагоги не видят необходимости в непрерывном обучении.

Также, можно сделать вывод, что, во-первых, необходимо перевести внутрифирменное обучение в непрерывный процесс, во-вторых, это процесс следует сделать инициированным и управляемым самим образовательным учреждением, основанный на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного работника и учреждения в целом.

Таким образом развитие идей корпоративной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования, устранением разрыва между процессами, происходящими в обществе, бизнесе и образовании. Школу в этих условиях позволительно отождествлять со сложной, формальной и многофункциональной организацией, деятельность которой координируется для достижения общественных целей. Важнейшей характеристикой субъекта профессиональной педагогической деятельности в школе как организации и универсальной способностью выхода за пределы собственной компетентности является умение педагога учить, обучаясь. [1,с. 210–211]

Литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с.
  3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст]/ Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, — 2-е изд., перераб. и доп.- М: ЮНИТИ, 2002. — 560с (с. 189)
  4. Игнатьева Г. И. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квали-фикации педагога // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 56–60.
  5. Магура М. И. Организация обучения персонала [Электронный ресурс]/ М. И. Магура, М. Б. Курбатова. — г. М.: Бизнес школа ИНТЕЛ-СИТЕС, 2003. — 296с (с. 146)
  6. О системе повышения квалификации работников образования // Вестник образо-вания. — 2006. — № 8. — С. 15–17, 46–66.
  7. Панова Л. Н. Внутришкольная система повышения квалификации учителей как фактор развития мыслительной деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. — С. 13–27.
  8. Татулов Б. Э. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения [Элек-тронный ресурс] /Б. Э. Татулов. URL: http://www.morvesti.ru/archive/tdr/element.php/ дата обращения 26.04.2015
  9. http://base.garant.ru/6744437/
  10. И. А. Чащихина. Практическое пособие по правовому регулированию труда про-фессорско-преподавательского состава. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 168 с., 2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle