Библиографическое описание:

Валов Г. Г., Лысенко Т. Г., Лысенко М. А. О новом подходе к изучению крика гиббона // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 128-132.



Предлагается, записать звуковые сигналы гиббона на компьютер, с применением звукового редактора Audaciti. Произвести статистическую обработку звуковых волн и проанализировать полученные результаты. В ходе проведённых исследований было выявлено, что крик гиббона в основном состоит из широкополосных моноимпульсных и мультиимпульсных звуковых волн. Кроме того, в звуковых моноимпульсных волнах гиббона были обнаружены человеческие профили, образы человека.

Ключевые слова: аудисигналы гиббона, человеческие профили, образы человека в аудисигналах гиббона

Люди издавна знали о благотворном, целебном воздействии звуков животных на организм человека. Многие древнейшие учения содержат в себе утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, о положительном воздействии звуковых сигналов животных на организм человека. Способности их оказывать успокаивающее, расслабляющее действие, создавать положительный настрой. Об этом упоминается ещё в Ветхом Завете, научных трактатах Египта и Древнего Рима.

Ещё древние кельты и норвежцы обращали большое внимание на благотворное влияние ,,целебных песен“ дельфина на психоэмоциональное состояние человека. Способности снимать психологическое напряжение, усталость. Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Дельфинотерапия является самым распространённым анималотерапевтическим реабилитационным методом лечения больных разного возраста. Следует подчеркнуть, что среди разнообразных способов оздоровления с помощью животных в последнее время особенно востребована дельфинотерапия. Терапевтическое использование дельфинов с лечебной целью получило широкое распространение в Америке, Европе и в других развитых странах. Несмотря на широкий диапазон частот, входящих в состав акустических сигналов дельфинов, главенствующую роль в возникновении положительного терапевтического эффекта отводят ультразвуку. Этот вопрос достаточно активно и тщательно изучен исследователями разных стран. Ещё 40 лет тому назад было доказано, что под воздействием ультразвука происходят сложные химические, термические и электрические процессы в клетках. Ультразвук способен улучшать циркуляцию жидкости в клетках, регулирует ионно-электролитный обмен. Учёные предполагают, что акустические сигналы дельфинов производят эффект биологического резонанса, стимулируют у человека выделение гормонов-эндорфинов, которые улучшают психоэмоциональное состояние человека, деятельность нервной системы, повышают общий жизненный тонус. Действуя как аналгетик, снимает боль. Лечит такие заболевания у детей, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна.

Выявлено благотворное влияние дельфинотерапии на психоневрологические и психосоматические болезни [5. стр-32.6.].

В настоящее время, заслуженной популярностью во всём мире, у профессиональных психотерапевтов, психологов и врачей, также пользуется лечебная, психокоррекционная аудипрограмма Джеффри Томпсона, в которой ,,песни дельфина” сочетаются со звуковыми сигналами, исходящими из глубин космоса. Такие мелодии помогают человеку успокаивать измотанную суетой нервную систему, врачуют психику не хуже таблеток и микстур [10.].

Но, уже в те далёкие времена, люди обратили внимание на способность некоторых животных издавать не только положительные, но и отрицательные, неприятные, пугающие звуки. Так, например, лай собаки, рычание тигра, вой волка, трубные вопли слона, крики гиббона вызывают у человека страх, тревогу, оцепенение, ужас.

Но, до сих пор, среди учёных нет единого мнения в отношении звуковых сигналов, которые издаёт гиббон. Одни восхищаются утонченной вокализацией его звучания. Особенно пением гиббонов по утрам. Другие считают, что их пронзительные, пугающие крики способны вызвать тревогу, страх, ужас, оцепенение. Третьи утверждают, что слышали в лесу среди гиббонов мяуканье, смешки, стоны и другие звуки, похожие на человеческие. Но научных доказательств данных утверждений нет. Чаще всего, эти утверждения носят эмпирический, малообоснованный характер и с научной точки зрения малодоказательны. Данный вопрос до сих пор остаётся малоизученным и открытым [11.].

Целью данного исследования является изучить природу биоакустических сигналов гиббона. Проанализировать полученные результаты.

В проводимых исследованиях при записи изображений и акустических сигналов гиббона применялся смартфон, ноутбук с процессором Intel (R), 8,00 ГБ. С программным обеспечением Windows 10 Домашняя. С ауди устройствами Intel (R) RealtekHigh, DefinitionAudio. Спектральный и частотный анализ звуков производился с помощью специального звукового редактор «Audaciti». Использовалась программа Joxi, редактор фотографий Photoshop.

Статистическая обработка велась по Боровикову В. П. и Сепетлиеву Д. Измерения производились в герцах. Применялся технический анализ [1.4.7].

Исследование звуковых сигналов гиббона проводилось таким образом.

В зоопарках России, Праги, Парижа, Таиланда, Лаоса. Было записано на смартфон, а затем перенесено на компьютер 156 криков гиббонов, у 110 особей. Длительность записанных биоакустических сигналов, издаваемых гиббонами, составляла в среднем от 1 до 10 минут. После записи криков гиббона на компьютер. С применением звукового редактора Audaciti, на частоте 44100Гц. и 32 bitfloat. Проводилось удаление посторонних шумов и звуков. Из середины звуковой дорожки для изучения и статистической обработки, отбиралось по 100 мультиимпульсных и 100 моноимпульсных звуковых волн гиббона. Затем измерялись и просчитывались их основные параметры.

Результаты проведённых исследований показали, что звуковые сигналы гиббонов, в основном состоят из двух типов волн мультиимпульсных и моноимпульсных. Разных по амплитуде и длительности. См. Рис. 1.2.3.4. Они могут издаваться гиббонами как сериями, так и по отдельности. Мультиимпульсные сигналы гиббона — это звуки высокой интенсивности и широкого частотно-амплитудного диапазона, отличаются большим разнообразием и длительностью. Воспринимаются на слух как писк, визг, вперемежку с трелями. Доминирующая частота в спектре варьировала от 4 кГц до17 кГц. и с длительностью звуковой волны 20–200 мск.

В то время как, моноимпульсные звуковые сигналы, чаще всего встречающиеся сериями, воспринимались на слух, как вой. Спектр частот этих аудисигналов лежал в диапазоне от 11–30 кГц. Длительность волны составляла 50–500 мсек.

Кроме того, была выявлена определённая закономерность в движении звуковых волн, их следовании друг за другом на звуковой дорожке. Как правило, крик гиббона начинался с моноимпульсной серии волн, затем плавно переходил в мультиимпульсные волны и заканчивался трелью.

Использование технического анализа в исследовании акустических сигналов гиббона показало, что только в мультиимпульсных звуковых волнах гиббона можно было сформировать полноценные звуковые каналы и блоки. В то время как в моноимпульсных звуковых волнах гиббона, формирование полноценного звукового канала было проблематичным. Звуковой канал представлял из себя узкую звуковую щель. Звуковые волны приближались к плоским. [7. стр.-20.]. См. Рис. 1. 2.

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-08-2016 14-47-37.jpg

Рис. 1. Каналы и блоки в мультиимпульсных волнах гиббона, сериями

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-08-2016 16-51-28.jpg

Рис. 2. Моноимпульсные волны гиббона, сериями

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-08-2016 16-33-39.jpg

Рис. 3. Моноимпульсные волны. Единичные

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-08-2016 16-17-52.jpg

Рис. 4. Негармоничные колебания. Единичные

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-08-2016 16-28-50.jpg

Рис. 5. Трели

Кроме того, было отмечено, что встречающиеся по отдельности, фрагментами, в разных местах звуковой дорожки, мультиимпульсные и моноимпульсные звуковые сигналы гиббона никакой смысловой нагрузки не несли. О количестве гармоник также судить было трудно, так как звуки накладывались друг на друга, перемешивались между собой.

Среди учёных существует мнение, что некоторые животные общаются между собой с помощью символов, иероглифов, картинок [2.8.11.]. Но доказательств этого, до сих пор не существует. Даже несмотря на то, что в последние годы, появилось множество научных работ, специальных компьютерных программ и пособий, при помощи которых разные исследователи пытаются визуализировать звуковых сигналов животных в изображение [9]. По-прежнему данный вопрос остаётся малоизученным.

Нами также была сделана попытка исследовать данный вопрос, но несколько по- иному. Для этого, во-первых, были записаны на компьютер, звуковые сигналы гиббона с применением звукового редактора Audaciti, на частоте 44100 Гц. 32 bitfloat. Затем было произведено пять нажатий на кнопку ,,приближение”. После этого, на звуковой дорожке, в моноимпульсных звуковых волнах гиббона, стали появляться, прорисовываться картинки в виде человеческих профилей, образы человека. См. Рис.-13,14,15,16. При снижении частоты до 8000Гц, или при её возрастании до 384000 Гц человеческие профили, образы человека постепенно распадались, растворялись. В мультиимпульсных волнах гиббона, как в серийных, так и в одиночных, человеческие профили, образы человека отсутствовали.

Кроме того, было отмечено, что чаще всего человеческие профили, образы человека, можно было обнаружить в моноимпульсных волнах гиббона в трёх случаях.

Во-первых. В начале записи звуковых сигналов. Когда гиббон впервые видит напротив себя человека и издаёт первые крики. Данный профиль, образ человека был обнаружен в моноимпульсных волнах в 95 % случаев. См. Рис.6.

Во-вторых. Когда прыгающий по лианам или верёвкам гиббон вдруг останавливается, поворачивается в сторону человека и издаёт пронзительный крик. Эти профили, образы человека наблюдались в 24 % случаев. См. Рис. 7.

В-третьих, когда два гиббона разговаривают между собой. Данный профиль, образ человека был обнаружен в 5 % случаев. См. Рис. 8-9.

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\30-12-2015 19-56-45.jpg

Рис. 6. Начало разговора гиббона с человеком

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\08-07-2016 12-46-20.jpg

Рис. 7. Гиббон поворачивает голову в сторону человека

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-07-2016 11-31-55.jpg

Рис. 8. Гиббон кричит в середине звуковой дорожки

C:\Users\Георгий\Desktop\Скриншоты\12-07-2016 11-32-40.jpg

Рис. 9. Другой гиббон отвечает на крик

Некоторые исследователи утверждали в прошлом, что слышали звуки похожие на человеческие в лесу, где обитают обезьяны. Такие как стоны, мяуканье, кряканье. Но в проведённых исследованиях, данных звуков у гиббонов обнаружено не было.

Выводы.

Как видно из проведённых исследований. Крик гиббона состоит в основном из моноимпульсных и мультиимпульсных звуковых волн, с разнообразным контуром рисунка и различными модуляциями, со способностью к сложной вокализации. Кроме того, в звуковых моноимпульсных волнах гиббона были обнаружены человеческие профили, образы человека. Данная работа обогатит наши знания о гиббонах и позволит нам лучше понять окружающий нас мир животных.

Литература:

  1. Боровиков В. П. STATISTIKA. Искусство анализа данных на компьютере. 2-изд.: СПБ: Питер. 2003г.
  2. Крушинская Н. Л., Лисицина Т. Ю. Поведение морских млекопитающих. М.: Наука, 1983. С. 127- 166.
  3. Макдональд Д. Млекопитающие. Кн. 2-М.:» Омега». 2007г.-Стр.458.т-3000экз
  4. Сепетлиев Д. Статистика в медицинских научных исследованиях. Издательство: Медицина. Москва — 1968г. Стр.-420. т-10000 экз.
  5. Тхамокова Л. Ж. Действие ,,голоса” дельфина на адаптационные резервы. Госуниверситет. Нальчик-2015г. 155 стр.
  6. Филипычев А. Лечение с помощью дельфинов (дельфинотерапия). — Научная книга. 2013г.
  7. Швагер Джек. Технический анализ. Полный курс. — М.: Альпина Паблишер, 2001г. -768с.
  8. Земля, хроники жизни. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://w.w.w. earth-chronieles.ru/news/2015–12–07–86854.
  9. Умелые руки. Блог. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://w.w.w.s30893898787.mirtesen.ru/blog/43685600360/Vizualnyiy-ka bester.ru/blog/pictures/23353.html Марк Фишер.kaleidoskop-zvukov-Marka-Fishera
  10. Терапевтическая музыка Джеффри Томпсона. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://w.w.w.esoteric4n.com/recomendovannaya/1409-therapy-music-of-ieffrey.thompson. Джеффри Томпсон.
  11. Esther Clarke, Ulrich H. Reichard, Klayus Zuberbuhler/ The Syntax and Mtaning of Wild Gibbon Songs. Hublished. December 20,2006 [Электронныйресурс] — Режим доступа. http:// dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0000073

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle