Библиографическое описание:

Тиллаева Ш. М., Курбанова Ш. Х. Педагогическое стимулирование // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 394-396.



Ознакомление с двумя группами общих методов воспитательной работы — методами организации воспитательного коллектива и методами убеждения — дает основание сделать вывод о том, что любой из этих методов приводит к воспитательным результатам постольку, поскольку он способствует вовлечению учащихся в различные виды общественно полезной деятельности, побуждает внутреннюю активность коллектива и отдельных воспитанников, стимулирует их. Именно поэтому каждый педагог нуждается в овладении разнообразными средствами и методами стимулирования этой деятельности.

А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что существует два противоречащих друг другу взгляда на сущность воспитательной работы.

Точку зрения сторонников одного из них Макаренко характеризует с иронией: «Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.

Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния» [1].

С точки зрения такой методики не важно, чего хочет ребенок, к чему он стремится, каковы внутренние стимулы мотивы его поведения. Для воспитателя он лишь объект педагогического воздействия, своего рода строительный материал, из которого можно «лепить» будущего человека.

Другая точка зрения на сущность воспитательной работы, которой придерживался А. С. Макаренко и которую разделяет современная советская педагогическая наука, заключается в том, что «советский человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им—задача воспитателя» [1]

При таком подходе ребенок — активно действующий субъект собственного воспитания и развития. Воспитатель не может не интересоваться внутренними резервами формирования личности ребенка, тем «бесконечным числом отношений», в которые он вступает с окружающим миром и которые реально влияют на развитие всех его качеств.

Для того чтобы руководить этим сложным объективным процессом, воспитатель должен организовать всю жизнь и деятельность детей педагогически целесообразно, так, чтобы она способствовала формированию у них нравственных качеств, приобретению нужных знаний, полезных навыков и привычек. Эта задача решается с помощью всей методики учебно-воспитательного процесса, но особую роль здесь играют методы педагогического стимулирования.

Педагогическое стимулирование призвано развить индивидуальность каждого воспитанника, но вместе с тем должно предупредить формирование у отдельных детей, наделенных от природы яркими задатками и способностями, таких качеств, как крайний индивидуализм, излишний эгоизм, чрезмерные честолюбивые стремления, пренебрежение к своим товарищам, окружающим людям. Мы должны пользоваться такими методами, считала Н. К. Крупская, которые воспитывали бы коллективиста, ибо «лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться»

Каковы же общие особенности методов педагогического стимулирования?

Прежде всего, как уже отмечалось, они служат цели вовлечения детей и подростков в активную общественно полезную и педагогически целесообразную деятельность — учение, труд, различные виды клубной работы и т. п. Опора на стимулирующие возможности деятельности — первая характерная черта методики педагогического стимулирования.

Важно отметить, что воздействие педагога и коллектива является не только внешним стимулом поведения детей. Если бы этим ограничивалось, то ребята, находясь вне пределов непосредственного организованного влияния педагогов и своих товарищей, легко могли бы приобретать и отрицательный опыт. Это происходит тогда, когда внешние стимулы принимаются самими учащимися, ученическим коллективом, когда дети убеждаются в целесообразности и справедливости того, чего добивается от них педагог, а их собственные интересы и мотивы реализуются через предлагаемые им виды деятельности и отношения в коллективе. Следует иметь в виду, что в реальном процессе воспитания все три схемы как бы накладываются друг на друга, образуют общую модель действия методов педагогического стимулирования.

Один из первых исследователей опыта Макаренко И. Ф. Козлов писал о том, как умелая организация жизни воспитанников в коллективе позволяет превращать «сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости и в стимул их жизнедеятельности [7]»/

Приведем несколько примеров.

Выслушав на уроке обстоятельный ответ ученика, педагог говорит:

− Молодец. Ты очень глубоко раскрыл тему. Не стоит ли тебе еще поработать над ней? Может получиться интересный доклад для предстоящей итоговой конференции. После уроков приходи в кабинет, я кое-что посоветую почитать дополнительно...

Здесь учитель использует различные приемы стимулирования положительного отношения к учебной деятельности. Умело реализованные педагогом, они могут побудить учащегося к серьезной поисковой, исследовательской работе, результатом которой станут его новые знания и умения, а также активное участие в подготовке и проведении ученической конференции.

Еще пример. На общем собрании ученической производственной бригады принимается решение развернуть соревнование среди звеньев бригады по основным производственным показателям. Вносится предложение наградить членов звена — победителей в соревновании — экскурсионной поездкой в Москву за счет заработанных бригадой средств. Предложение единодушно принимается и фиксируется в решении. Этот пример показывает, как стимулирование активности школьников осуществляет коллектив, общественное мнение. Стимулом организации соревнования и трудовой активности членов бригады здесь служит увлекательная перспектива.

Как видим, педагогика не «придумывает» методов стимулирования. Она берет из жизни реальные стимулы поведения и те из них, которые отвечают задачам педагогически целесообразной организации жизни детей, использует в воспитательной практике.

Методика педагогического стимулирования представляет собой систему средств, используемую для педагогически целесообразной организации общественно полезной деятельности детей, отношений между ними в коллективе и направленную на побуждение активности, интересов, нравственных мотивов их поведения. Так достигается превращение сложных и трудных обязанностей в источник радости, их выполнение становится осмысленным и творческим, сопровождается положительными эмоциями.

Основные методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

Требование обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий, поступков и в целом поведения учащихся путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику.

Необходимо различать требование как метод педагогического стимулирования и единые педагогические требования как метод организации коллектива. Если единые педагогические требования обеспечивают содержание стимулируемой общественно полезной деятельности детей и пути достижения единства действий педагогов и детей в сплочении коллектива, то требование представляет собой опирающийся на личные отношения способ реализации норм поведения и деятельности в поступках и действиях детей. Иными словами, если метод единых педагогических требований позволяет ответить на вопросы «что требовать?» и «кто требует?», то требование как метод педагогического стимулирования дает возможность ответить на вопрос «как требовать?».

Перспектива исключительно действенный метод педагогического стимулирования — предусматривает влияние на поведение детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей, становящихся их личными стремлениями, интересами и желаниями. Этот метод способствует развитию у детей целеустремленности — одного из важнейших качеств личности.

Поощрение и наказание — наиболее традиционные методы воспитания. С их помощью осуществляется коррекция поведения детей, т. е. дополнительное стимулирование нравственно ценных поступков и торможение нежелательных проявлений путем расширения или ограничения прав и обязанностей воспитанников, морального влияния на них. Применение этих методов, особенно наказания, требует особой осторожности, чуткости и такта педагогов, их мастерства.

Общественное мнение — могучий метод воздействия — обеспечивает разностороннее и систематическое стимулирование общественно полезной деятельности детей, наиболее полно реализует воспитательные функции коллектива. Этот метод способствует развитию общественной активности и товарищеской солидарности членов коллектива.

Рассмотрим общие правила применения методов педагогического стимулирования.

Обязательным условием эффективности методики педагогического стимулирования является подлинный гуманизм отношения педагога к детям.

Методы педагогического стимулирования— это не набор чисто профессиональных технологических средств, которыми владеют люди, равнодушные к судьбе своих воспитанников. Это — живые отношения живых людей, объединенных одним коллективом, едиными устремлениями, общей ответственностью.

Сущность отношений педагога и воспитанника раскрыта в известной формуле А. С. Макаренко: «...Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему... У нас к личности предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это... не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности» [1].

Правильное применение любого метода стимулирования не только приводит к частным изменениям в деятельности и поведений детей, но и всегда активно работает на развитие отношений между педагогами и воспитанниками.

Второе общее правило эффективного использования методов педагогического стимулирования состоит в том, что применение каждого из них должно быть разумным, подготовленным. Педагог обязан взвешивать, предвидеть, насколько возможно использование того или иного метода. Если нет достаточных оснований считать, что метод сработает, лучше его не применять, сосредоточить усилия на подготовке необходимых условий, ибо частые неудачи и связанные с ними конфликты подрывают авторитет учителя.

Педагогическое стимулирование может остаться безрезультатным, если педагог не обеспечил необходимых материальных средств для стимулируемой деятельности детей. Например, не все учащиеся снабжены нужными для работы инструментами, а учитель настаивает на выполнении очередного задания, напоминает воспитанникам об обещанном поощрении.

Учет реальных возможностей детей, их возрастных особенностей, способности выполнить действия, которые стимулирует воспитатель, составляет суть дифференцированного и индивидуального подхода в использовании методов педагогического стимулирования.

Необходимо также правильно оценивать педагогическую ситуацию, в которой используются те или иные методы педагогического стимулирования. Без этого невозможны верный выбор методов и успех их применения. Хотя каждая педагогическая ситуация неповторима, можно выделить некоторые общие признаки любой ситуации, анализ которых поможет учителю правильно выбрать метод стимулирования и эффективно его использовать.

Наконец, в любой ситуации необходимо учитывать психическое состояние детей, к которым обращается педагог с тем или иным заданием: они могут быть веселы и спокойны, огорчены чем-либо и взволнованы. И это опять-таки имеет огромное значение для правильного выбора и успешного применения методов стимулирования.

Таким образом, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспечение необходимых для организуемой деятельности материальных условий и средств, а также и умение учителя анализировать и правильно оценивать конкретную ситуацию — вот важнейшие предпосылки эффективного использования методики педагогического стимулирования, а в значительной мере и всей методики воспитательной работы с учащимися.

Знакомство с отдельными методами педагогического стимулирования начнем с требования.

Литература:

  1. Макаренко А. В. Книга для родителей//Пед. соч.— Т. 5. — С. 14.
  2. Крупская Н. К. Пионердвижение как педагогическая проблема // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1979. — Т. 3. — С. 153.
  3. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  4. Спутник классного руководителя: Пособие для учителей. — Вып. 1–9. — М.: Просвещение, 1981–1989.
  5. Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня (V— VII классы) / Под ред. М. Е. Кульпединовой. — М.: Просвещение, 1989.
  6. Честных Ю. Н. Путь к сердцу ученика: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Козлов И.Ф. «Педагогический опыт А.С. Макаренко» М-1987 стр. 111.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle