Лексические и синтаксические особенности устной речи в английском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 2690 раз

Библиографическое описание:

Курбанова, Ш. Х. Лексические и синтаксические особенности устной речи в английском языке / Ш. Х. Курбанова, Ш. М. Тиллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 360-362. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33804/ (дата обращения: 25.04.2024).



Наиболее характерной синтаксической особенностью устной речи является наличие эллиптических оборотов. Опущение отдельных частей предложения является нормой диалогической речи, поскольку сама ситуация общения не требует упоминания опущенного. Полные предложения в устном типе речи могут иногда рассматриваться как своего рода нарушение нормы. Они могут быть использованы в особых целях, например, для выражения в диалогической речи раздражения, подчеркнуто-официального тона, вежливого, но настойчивого приказания, скрытой угрозы и прямой речью, письменный тип речи часто называется литературно-книжным.

В качестве примеров эллиптических оборотов, закрепленных в языке как типичные нормы непосредственного живого повседневного общения, можно привести следующие выражения: Seeyoutomorrow. Pityyoudidn’tcome. Happytomeetyou. Ready?

Опущение подлежащего, именной части сказуемого или вспомогательного глагола является наиболее употребительной формой эллипса разговорной речи. Например:

Ellie:... Areyouveryrich?

Captain Shotover: No. Living from hand to mouth.

(B. Shaw. Heartbreak House.)Или:

Augustus: Tush! Where are the others?

The clerk: At the front.

Augustus: Quite right. Most proper. Why aren't уоu at the front?

The clerk: Over age. Fifty-seven.

(B. S h a w. Augustus Does His Bit.[1]

В отличие от немецкого языка, в котором местоименное подлежащее опускается лишь в некоторых случаях — в эмоционально повышенной речи при соответствующем контексте, в английском языке, как видно из этих примеров, это типичное явление разговорной речи вообще, а не только эмоционально повышенной.

Иными словами, они не создаются заново, а повторяются в речи и тем самым приближаются, в какой-то степени, к фразеологическим единицам.

Другое дело эллиптические обороты, которые возникают только в самом диалоге. Например: «You may lose more than your fees!» «Can't!»(G. Galsworthy).

Диалогическая речь, в связи с указанными выше условиями устного типа речи, характеризуется еще и другим свойством: процесс формирования мысли протекает почти одновременно с процессом непосредственной коммуникации, как бы «на ходу». Синтаксис поэтому получает характер непоследовательности, — следствие непродуманности. Эта непоследовательность, в частности, сказывается и в нарушении синтаксических норм.

В этой связи интересно следующее замечание академика Виноградова: «Многие небрежности и вольности языка Гоголя объясняются его стремлением более свободно пересаживать в литературу формы, выражения и обороты устной, звучащей речи». [2]

Для устной речи в современном английском языке характерно и употребление вопроса в синтаксической форме утвердительного предложения. Например:

«You have been to school?»

«Yes, sir», I answered; «for a short time».

(Ch. Dickens)

Или в следующем отрывке, где второй из двух вопросов оформлен в виде утвердительного предложения:

Augustus:... Have you carried out my orders about the war saving?

The Clerk: Yes.

Augustus: The allowance of petrol has been reduced by three quarters?

(B. S h a w. Augustus Does His Bit.)

Иногда вопросительное предложение употребляется в эллиптической форме: опускается вспомогательный глагол todo например: MissHollandlookafteryouandallthat? Такие предложения стоят на грани нелитературных, просторечных оборотов, которые употребляются в живой разговорной речи.

В разговорной речи, которая, как уже указывалось выше, всегда более эмоционально окрашена, чем литературно-книжная, появляются всякого рода усилительные слова и обороты. Такнапример, наречиеso постепенновытесняетсянаречиемthat, например: not that quick, not that far, don't ask that much, you must not be here that late, it is that simple, I am not that rich, nothing is that simple.

Как видно из этих примеров that чаще всего употребляется при отрицаниях.

Неменееэмоциональноокрашеноборот: that you (he, I, etc.) are (was, were, etc.),например: afool that 1 am, villain that he is, naive that she isи другие.

Характерная черта синтаксиса устной речи — это бессоюзие. Интонации, жест, ситуации, в которой ведется общение, и, наконец, формы и семантика сказуемого в предложении часто несут в себе связующую функцию в высказывании. Поэтому союзное сочинение и подчинение, особенно развившееся в письменном типе речи, вообще не характерно для устного типа. Развернутые союзные речения накладывают отпечаток книжности на устную речь.

Отсутствие союзной связи, наоборот, придает устной речи, воспроизведенной в художественной литературе, оттенок естественности. Например:

«That's the point, Mrs Latham. Nat Donahue knows what you saw and aren't telling — he saw it himself and he's not telling. Why did he send you around to the front door? He could have broken that flimsy lock with no trouble at all. He's so much in love with ThoreKimmball he doesn't know which end he's on».(L. Ford. SirenintheNight.)

Таким образом, бессоюзие в устной речи — норма. Она формируется как следствие типических условий, в которых протекает общение и о которых говорилось выше. Другое дело бессоюзие в стилях письменного типа речи. Здесь отсутствие союзных слов и речений не определяется условиями общения и поэтому не является нормой. Во многих стилях письменной речи бессоюзие выступает в качестве стилистического приема. Таковы, например, функции бессоюзия в стилях художественной речи и в особенности в поэтической речи.

«От бессоюзных конструкций монологической речи присоединительного типа с отчетливыми разделительными паузами, — пишет Н. С. Поспелов, — коренным образом отличаются бессоюзные сложные предложения разговорной речи, для которых, по наблюдениям Пешковского, характерно «полное отсутствие не только паузы, но и какого-либо ритмического раздела», например: «Дайте-ка мне материю, я тут оставил». «Почему ты уходишь- не закрываешь электричество?» Такие сложные предложения исключают эллипсис и оказываются в отличие от бессоюзно-присоединительных конструкций отчетливо одночленными». [3]

Союзная связь, используемая в устном типе речи, характеризуется общей нерасчлененностью, недифференцированностью. В устной речи, как указывалось выше, отношения между предложениями часто оформляются бессоюзно, а использование союзов весьма часто не соответствует их предметно-смысловым и грамматическим функциям. Например: This man, you know, was so badly wounded, and I didn't know if he'd survive. But he did, you know. His wound was carefully bandaged and in a few months he was again able to fight.

Как видно из этого примера, союз andне выполняет здесь своей основной синтаксической функции. По существу говоря, отношения между предложениями здесь не сочинительные, а подчинительные. Как в первом, так и во втором случае, andвыражает скорее отношение причины и следствия, нежели простое сочинение.

Особенно часто в устной речи употребляется союз and, причем употребление его большей частью немотивированно. Иными словами союз and в устной речи может выполнять, кроме своей основной функции, вытекающей из значения этого союза, другие функции, как, например, разделительную функцию, присоединительную функцию, функции перечисления и др. Например:

«Неcame to our house for a drink one night and next Sunday the paper had the low-down on Mrs B's bar. Sounded like an illicit hellhole with everybody lying around stiff. And he told Freddie it was cherry brandy killed Loring Kimball and wanted to know if it was Mr B's cherry brandy. Freddie said of course it was, what did he think we'd been saving it for».

(L. Ford. Siren in the Night.)

В этом отрывке союз and выполняет разные синтаксические функции. В первом случае and выражает подчинение: отношения причинно-следственные. Союз and, которым начинается второе предложение, употребляется в типичной для разговорной речи функции присоединения. В третьем случае and выражает отношения не совсем ясно очерченные — отношения причины и следствия или последовательности описываемых фактов. Интересны в этом отрывке и формы эллиптических оборотов, типичных для разговорной речи —itwascherrybrandy (that) killed... соединения прямой и косвенной речи:... whatdidhethinkwe'dbeensavingitfor и др.

Только интонация дает возможность существования такого эллиптического оборота, который дан в приведенном выше отрывке. Только интонация (в какой-то степени сопровождаемая жестом и мимикой) может придать формально грамматически незаконченному предложению смысловую законченность.

Для английского языка в целях логического или эмоционального выделения части высказывания в устной речи характерно интонационное выделение служебных, а не полнозначных слов. Так, в предложениях: Iwonderifheisgoing; Hehasdoneit; под сильным ударением находятся слова is и has.

Интересен следующий пример, в Котором служебное слово повторяется в целях эмфазы и получает ударение (и соответственно употребляется в полной форме) только при повторении: ...itwasjustthesametomeasifitbeenyou, orFredorthedoctor. That'sChristianity, thatis. (S. Maugham.)

Оттенок модального значения, окрашивающий предложение с выделенным интонационно-служебным словом, не ясен, если такое предложение написано. Судить о нем можно по более широкому контексту, да и то относительно. Например:Still she is a very well-bred woman. She was a Miss Farroway of Bellpath, very good family, but these old families sometimes are a little peculiar, I believe. (A. Christie.)

Близко к этой конструкции, типичной для норм живой разговорной речи, стоят синтаксические построения типа: ... thatI am, thathewas, которыми усиливается эмоциональная окраска высказывания и заканчивается мысль. Например: ...he had just finished a morning's work on a drainage scheme, like the really good fellow that he was. (J. Galsworthy.)

Или: ...and Felix thought: She just wants to talk to me about Dere. Dog in the manger that I am. (J. Galsworthy.)Иногдасвязующеесловоthat опускается. Например:June had answered in her imperious brisk way, like the little embodiment of will she was.(J.Galsworthy).

Если сравнить эти предложения с обычными, неэмфатическими конструкциями, то усилительное значение оборотов thatI am, thatshewas станет совершенно очевидным. Например: Like the really good fellow, he had just finished a morning's work on a drainage scheme.

Таким образом, эмоциональный характер устного типа речи прежде всего проявляется в интонационном оформлении высказывания. Синтаксический рисунок предложения не подсказывает это оформление, а является его следствием. Эмоциональность устной речи вызывает к жизни также и особые слова и выражения, которые закрепляются в языке как разговорно-эмоциональная лексика и фразеология.

Литература:

  1. Ильиш Б. А. Современный английский язык. Изд-во лит. на ин. яз. М., 1948. Гл. XXI. 4. Адмони В. Г. Введение в синтаксис современного немецкого языка. Изд-во лит. на ин. яз. М., 1955, стр. 185.
  2. Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского литературного языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка». Изд. АН СССР, 1953, т. III, стр. 11
  3. Поспелов Н. С. О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений, сб. «Вопросы синтаксиса современного русского языка», Учпедгиз, М., 1950, стр.
Основные термины (генерируются автоматически): устная речь, разговорная речь, предложение, устный тип речи, письменный тип речи, слово, английский язык, вспомогательный глагол, диалогическая речь, живая разговорная речь.


Похожие статьи

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, письменная речь, устная речь, ICQ, Интернет, устная форма, пользователь, сообщение

Диалогическая речь в обучении иностранному языку. Молодежная речь: выявление гендерных различий.

Лексические пласты английского языка | Статья в журнале...

Разговорная речь состоит из уже созданных разговорных фраз, сленгов, используемых в речи.

Но в английском языке есть устная диалогическая речь, в которой также могут идти нарушения синтаксических норм.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс. В методике преподавания иностранного языка большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности.

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

«Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков...

Современная естественная письменная речь: неполный стиль...

Термины «устная речь» и «разговорная речь» в отечественном языкознании чётко разграничил ещё 1965 году В. Г. Костомаров в работе «О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» [9]...

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона...

К экстралингвистическим особенностям разговорной речи относятся: неофициальное и непринужденное общение, спонтанная (неподготовленная) речь, преимущественная устная форма речи, диалог как преимущественная форма общения...

Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи

Каждое предложение, используемое в устной разговорной речи, выполняет определённую функцию.

Нет ошибки в том, чтобы рассматривать английскую разговорную речь в качестве общей лингвистической проблемы.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка.

Коммуникативные особенности при подготовке к ЕГЭ разделов...

Подготовленная (заученная) речь — не ведет к овладению спонтанной речи. Eю можно пользоваться только на основе практики

Окончание устного общения (либо монологической или диалогической речи) сопровождается, как правило, определенными речевыми сигналами.

Похожие статьи

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, письменная речь, устная речь, ICQ, Интернет, устная форма, пользователь, сообщение

Диалогическая речь в обучении иностранному языку. Молодежная речь: выявление гендерных различий.

Лексические пласты английского языка | Статья в журнале...

Разговорная речь состоит из уже созданных разговорных фраз, сленгов, используемых в речи.

Но в английском языке есть устная диалогическая речь, в которой также могут идти нарушения синтаксических норм.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс. В методике преподавания иностранного языка большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности.

Обучение монологической речи студентов-бакалавров первого...

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

«Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков...

Современная естественная письменная речь: неполный стиль...

Термины «устная речь» и «разговорная речь» в отечественном языкознании чётко разграничил ещё 1965 году В. Г. Костомаров в работе «О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» [9]...

Разговорная и ненормативная лексика в фильме Антона...

К экстралингвистическим особенностям разговорной речи относятся: неофициальное и непринужденное общение, спонтанная (неподготовленная) речь, преимущественная устная форма речи, диалог как преимущественная форма общения...

Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи

Каждое предложение, используемое в устной разговорной речи, выполняет определённую функцию.

Нет ошибки в том, чтобы рассматривать английскую разговорную речь в качестве общей лингвистической проблемы.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка.

Коммуникативные особенности при подготовке к ЕГЭ разделов...

Подготовленная (заученная) речь — не ведет к овладению спонтанной речи. Eю можно пользоваться только на основе практики

Окончание устного общения (либо монологической или диалогической речи) сопровождается, как правило, определенными речевыми сигналами.

Задать вопрос