Библиографическое описание:

Абаева Н. Н. Формирование и развитие коммуникативных способностей у воспитанников с помощью занятий литературно-театральным творчеством // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 331-333.



Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд

Н. Островский

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнение. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная система образования не учитывает в полной мере потребности сегодняшних подростков в сфере владения коммуникативными средствами, речевым и невербальным общением. Какие же коммуникативные проблемы возникают сегодня у развивающейся личности? Чем определяется оптимальное участие воспитанника в общении? Общение в ритме сегодняшнего дня, в условиях современной технократической культуры проблемно не только для детей, но и для взрослых. Информационная функция общения выполняется, в значительной степени, с помощью обезличенных коммуникативных связей (интернет, телевидение).

Потребность в эмоциональных, психологических и духовных связях остается неудовлетворенной, так как для этого необходимо непосредственное интимно-личностное общение. Средства массовой информации унифицируют разговорную речь. Речь становится бедней, однообразней. Она лишена живой, творческой силы. Дети начинают меньше и хуже читать, попадают в настоящую зависимость от такого легкого, пассивного и безответственного варианта коммуникации.

Ограниченный и примитивный словарный запас не в состоянии передать душевных переживаний и размышлений ребёнка. В итоге он не умеет понять ни себя, ни других. И тогда основным способом решения проблем становится «уход» от них. Искажается личностный рост человека, возникают психические травмы и душевные переживания, появляется опасность девиантных отклонений. Таким образом, возникает проблема развития коммуникативных способностей подростков.

Для создания образовательно-воспитательной среды, целесообразно использовать совместную деятельность с воспитанниками в области литературного творчества: необходимо обеспечить новые возможности развития речи, формировать различные коммуникативные способности подростков, способствовать расширению диапазона их социальных взаимодействий и продуктивных форм сотрудничества с взрослыми. Причем степень участия взрослого должна по ходу процесса изменять свои характеристики, становясь все менее заметной. Развитие коммуникативных способностей не является целью работы для самих подростков. Цель совместной деятельности лежит в области словесного творчества. Именно эта цель и этот интерес формирует из воспитанников группу единомышленников. Литературное творчество, которое включает не только сочинение, но и чтение, — процесс ценностно-смысловой, эстетический и коммуникативный одновременно. В ходе этой деятельности расширяется словарный запас. Реальный или воображаемый собеседник всегда стоит рядом с сочинителем, особенно подросткового возраста. Как общение, так и литературное творчество облечены в игровую форму, т. е. создается возможность творческой поисковой активности, предполагается выбор и смена ролей. В ролевом взаимодействии отрабатываются такие формы, как беседа, спор, диалог, доклад, встреча и т. д. Результат творческой игры остается вполне реальным, демонстрируемым и ценностно-смысловым. Необходимость сотрудничества в театральных и концертных постановках также активизирует конструктивное общение. Творческая деятельность усиливает в воспитанниках стремление к свободе и самостоятельности. Одновременно с этим совместная деятельность подразумевает обязательность групповых норм, дисциплины, самоконтроля, развития волевого компонента. Взрослый как участник совместной творческой деятельности в начале процесса проявляет себя более активно, помогая распределению ролей в группе, очерчивая сферы деятельности каждого. В дальнейшем, все самые активные позиции отдаются детям, их деятельность во многом становится самостоятельной.

Формы организации занятий в литературной гостиной это разнообразные, специальным образом организованные занятия помогающие развивать не только речевые характеристики, но и в целом коммуникативные способности подростков. Материалом игр и предметом обсуждений здесь становятся историко-биографические детали жизнеописаний и художественные особенности творчества конкретных авторов. У подростков создается возможность попробовать себя в разном ролевом репертуаре, сменить привычный всем образ на незнакомый. Кто-то хочет всех удивить, кто-то — спрятаться, кто-то — утвердиться. В театрализованную игру включаются максимально разнообразные формы общения, включая споры, интриги и тайные записки. Воспитанники собираются, слушают в изложении подготовленного рассказчика занимательный литературно-исторический сюжет или отрывок из выбранного произведения, обмениваются сведениями из прочитанного дома материала, импровизируют, или пробуют свои творческие силы в сочинении произведений в различных жанрах, стилизаций, пародий, подражаний. Создавая подражательные работы, воспитанники имеют возможность почувствовать эстетику того или иного художника изнутри. Занятия не ставят целью научить писать хорошие стихи или прозу, смелый плагиат даже приветствуется. Обычно в своих работах воспитанники берут за основу какой-либо наиболее яркий образ понравившегося стихотворения и, развивая его, создают свое.

Удачны варианты коллективных сочинений, восходящих к народной стилистике и к авантюрным жанрам. Широкий простор для воображения дает тема литературных мистификаций. Создание образов несуществующих писателей — деятельность интересная и очень органичная для воспитанников. Для образа-мистификации выбирается имя, сочиняется биография, затем от придуманного лица пишутся поэтические сочинения.

Еще один вид словесного творчества, который удачно работает не только как легко осваиваемый художественный, но и как тренинговый — это сочинение афоризмов. Для развития речи, умения ясно излагать, мысль полезны и лаконичная шутка, каламбур, анекдот, и философское краткое изречение, емкое и образное. Творчество, особенно детское, нуждается в непосредственной оценке, ждет признания и поддержки. Еженедельные литературно-музыкальные гостиные — это своеобразные творческие отчеты, на которых все — артисты и все — зрители. Часто на такие встречи приглашаются гости. Выступления полезны не только творчески одаренным, и желающим показать себя детям. Не менее благотворно их влияние на самых скованных и стеснительных, сильных воспитанников и слабых. Слабый подросток может сыграть привлекательную для остальных роль и повысить свой статус. Практика публичного выступления повышает уверенность в себе, поднимает самооценку, что так значимо для подростка. Словесное творчество улучшает и организует речь. Владение словесными средствами самовыражения позволяет подростку адекватнее отражать свой внутренний мир. Умея выразить себя в слове, подросток получает удовлетворение от общения и стремится вступить в дальнейший диалог, коммуникативные связи становятся более интенсивными и содержательными. Литературное творчество подкрепляет чувство взрослости воспитанника, а значит, повышает его самооценку и помогает ему свободнее вести себя в общении, преодолевая такие характерные для данного возраста коммуникативные барьеры, как, например, застенчивость. Развитие коммуникативных связей в группе и индивидуализация коммуникативных ролей делают саму группу более устойчивой, более целостной, более способной к совместной деятельности. Задача педагога найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость — нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть — является главной задачей педагога.

Литература:

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.
  2. Божович Л. И. Проблема формирования личности // Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1997.
  3. Инновационное обучение: теория и практика // Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1999.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. — М., 2002.
  6. Петривняя И. В., Лабутова И. В. Педагогическое общение. — Горький, 1989.
  7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Собр. соч. В 7 т. — Т. 5. — М., 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle