Библиографическое описание:

Звягин М. Г., Метельская Е. Е. Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов» // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 23-25.



С 2010 года в нашей стране введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (по ступеням образования). Однако они не в полной мере охватывают все категории учащихся. И с целью повышения доступности качественного образования в 2013 году в РФ разработана «Концепция Федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья». В «Концепции…» прямо указывается на неоднородность группы школьников с ограниченными возможностями здоровья («Неоднородность состава группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования…») и подчеркивается, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. Большинству из таких детей требуется индивидуализация обучения, причем в гораздо большей степени, чем «обычному» ученику.

Практика индивидуального обучения учащихся показала необходимость различного подхода к обучению, исходя из различных возможностей здоровья детей. Поэтому мы пришли к необходимости определения образовательных возможностей учащихся с построением индивидуальной образовательной траектории и применению дистанционного обучения как одного их важных инструментов обучения.

В свою очередь, введение в образовательный процесс элементов дистанционного обучения потребовало от нас более широкого, чем ранее, применения электронных образовательных ресурсов. К настоящему времени в распоряжении учителя есть широчайший набор разнообразных, в том числе и по качеству, электронных ресурсов. Это и видеоуроки («профессионального» и «любительского» качества), и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, и площадка дистанционного обучения СПбЦОКОиИТ, разработки учителей, и многое другое.

Естественно, что привело к необходимости систематизации имеющихся электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с тем, чтобы понять, в полной ли мере они отражают потребности учителей и возможности учащихся, позволяют ли повысить качество и доступность знаний, в какой мере ЭОР соответствуют современному образовательному стандарту, каких ресурсов и по каким темам школьной программы недостаточно.

При всём богатстве выбора, для работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья «от нормы», каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), наилучшим образом подходящую конкретному учащемуся. Понятно, что такая аналитическая работа резко увеличивает временные затраты со стороны учителя на подготовку к уроку. А если учесть, что некоторые учителя в день проводят до 8 уроков с учениками различных параллелей и с различными заболеваниями, то задача отбора образовательных ресурсов становится настоящей проблемой! С целью оптимизации учительского труда и повышения качества образования нами разработана и внедрена в повседневную практику «Матрица образовательных ресурсов». Она облегчает формирование и понимание ИОТ отдельно взятого ученика. Ресурсы не только систематизированы по форме представления (видеоурок, презентация, текстовый файл, аудиозапись и т.д.), но и классифицированы по возможности применения в обучении детей с нарушениями слуха и зрения.

Для удобства применения в «Матрицу …» введен кодификатор ресурса, включающий в себя

- код предмета (на основе кодификатора ЕГЭ);

- код класса;

- номер темы (урока);

-код особенности восприятия;

- код образовательных возможностей.

Пример: 09.06.24.А.СЛХ (Биология. 6 класс. Урок 24. Базовый уровень. Нарушения слуха).

Матрица создана в электронных таблицах.

Структура матрицы:

- каждый предмет – отдельный лист электронной книги;

- классы учтены в кодификаторе;

- столбцы таблицы: ID; наименование ресурса; тип ресурса; № темы по планированию, класс; особенности восприятия; дополнительные классы (введен для того, чтобы учитель мог видеть, в каком классе и на каком этапе обучения он может обращаться к этому же ресурсу; например, при подготовке к ГИА).

Фрагмент «Матрицы образовательных ресурсов» для 6 класса по предмету «Биология» приведен ниже.

Принцип работы с «Матрицей…»: учитель открывает учебный план учащегося, находит свою запись и переходит по ссылке, попадая на нужный лист «Матрицы образовательных ресурсов». На открывшейся странице матрицы учитель, воспользовавшись заранее настроенным фильтром, получает возможность увидеть рекомендованный для данного ученика перечень образовательных ресурсов. Предварительная настройка фильтра, пополнение матрицы новыми ресурсами – это задача администратора образовательной площадки. Поиск имеющихся и создание новых образовательных ресурсов – общая задача всех учителей.

Приведенный фрагмент охватывает лишь 3 темы одного предмета в одном классе. Должно быть понятно, какая проводится сложная, но так необходимая, работа по подбору материалов для повышения доступности качественного образования.

Следует отметить, что мы не можем гарантировать пригодности всех без исключения отобранных нами ЭОР при переносе готовой «Матрицы…» в условия другого образовательного учреждения для работы с другими детьми. Но мы можем предложить свою модель организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  2. Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  3. Сорокина, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л.А. Сорокина, Д.В. Сухоруков, Е.В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111-114.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle