Библиографическое описание:

Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 11-14.



Для того чтобы вырастить из ребенка полноправного и зрелого гражданина общества, недостаточно только семьи, школы или любого другого социального института, а необходимо создание образовательной среды. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования. Под образовательной средой мы понимаем систему, включающую в себя структурные элементы:

- совокупность применяемых образовательных технологий;

- внеурочную работу;

- управление учебно-воспитательным процессом;

- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  1. обеспечивать непрерывный процесс развития ребенка; восприниматься ребенком как целостная, неделимая на составные части; обладать взаимосвязанностью обучающих и воспитательных воздействий;
  2. отличаться четкостью и одинаковостью требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательной среды; обеспечивать ребенку положительный эмоциональный фон.

В образовательной среде, включающей школу и семью, вырабатывается автономия всех ее субъектов: ученика, учителя, родителя. Образовательную среду можно рассмотреть с нескольких точек зрения.

Во-первых, как совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей; во-вторых, как средство обучения и развития; в-третьих, как предмет проектирования и моделирования; в-четвертых, как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.

В ходе работы над созданием системы управления образовательным процессом была поставлена задача формирования информационной образовательной среды, способной реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося.

Функции информационно образовательной среды

- информационно-методическая поддержка образовательного процесса

- мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса

- дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса

- дистанционное взаимодействие ОУ с другими организациями

- процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, и представления информации

- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения

Информационно образовательная среда нашей школы обеспечивает:

  1. доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
  2. фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
  3. проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  4. формирование электронного портфолио учащегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
  5. взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. В нашем образовательном учреждении информационно-образовательная среда создана посредством Google аккаунта. Все педагоги и учащиеся имеют собственный аккаунт, связанный с аккаунтом школы. Педагогам открывается доступ, позволяющий создавать базу электронных образовательных ресурсов, формировать рабочие программы, разрабатывать карту образовательных возможностей учащихся, осуществлять контроль за пополнением электронного портфолио учащегося.

Председатели методических объединений, классные руководители, учителя, ответственные за проведение общих контрольных работ в совместном доступе работают над созданием текущей отчетности и проводимыми мониторингами.

Учащиеся школы имеют доступ к образовательным ресурсам своей параллели, принимают участие в тестировании и мониторингах, созданных посредством Google-форм.

Информационная образовательная среда школы направлена на формирование индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с целями и задачами школы, возрастными особенностями учащихся на основе деятельностного подхода.

Основными «кирпичиками» при построении ИОТ становятся учебно-предметные компетентности в учебной, проектной, исследовательской и социальной деятельности учащихся с главным акцентом на формирующее оценивание. В результате информационно-образовательная среда становится базовым условием для социализации и развития всех категорий учащихся.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс связано с техническим оснащением образовательного учреждения, которое стало возможно благодаря государственной программе «Доступная среда» 2011-2015 учебный год. В состав школьной информационной среды входят:

- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением;

- учебные аудитории, оснащенные мультимедиапроекторами, персональными компьютерами, переносными или стационарными экранами;

- медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие — управленческую.

Важным «электронным» элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами, и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, методические центры, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета.

Сайт школы должен быть доступен для различных групп пользователей средствами интернет-технологий. Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Преподаватели могут контролировать уровень знаний учащихся, давать задания и в дальнейшем их оценивать. Родители получают информацию о качестве работы школы, отслеживают успеваемость своего ребенка, сравнивают его оценки с оценками одноклассников благодаря электронному журналу, ведут дистанционную беседу с учителями, вносят свои предложения.

С другой точки зрения, сайт школы – лицо школы: здесь представляется вся необходимая информация о школьной жизни. Достижения и направления школьной деятельности становятся доступными для каждого пользователя сети Интернет после выставления сайта во всемирную паутину. Каждый школьник и преподаватель имеет возможность создать персональную страничку, используя школьный проект «Союз беспокойных сердец», благодаря чему учащиеся и учителя приобретут еще одну возможность самовыражения.

Используя тестирующую систему, проводим контроль знаний учащихся, не устанавливая никаких дополнительных программ на компьютерах, что позволяет экономить время.

Встроенная в сайт школы система дистанционного обучения позволяет организовать более удобную форму образовательного взаимодействия ученика и учителя, при этом поставленные цели могут быть достигнуты и в тех случаях, когда учащиеся по причине болезни или иным обстоятельствам не могут посещать занятия.

Безусловно, школьный сайт является информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты обновляются и пополняются. На сайте используется система сбора статей, позволяющая пополнять контент сайта и файловый архив через веб-интерфейс без особых усилий.

Сайт позволяет не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Например, проведение конкурса на уровне класса в системе «Марафон», где учащиеся дистанционно через веб-интерфейс могут выполнять задачи и видеть результаты в виде интересной рейтинговой таблицы.

Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:

- наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);

- наличия у пользователей возможности общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;

- использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;

- наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю.К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д.В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142-146.
  2. Матусевич, М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М.С. Матусевич, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова, О.В. Шатровой, А.А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686-689.
  3. Сорокина, Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle