Библиографическое описание:

Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 6-9.



Стратегическая цель российской образовательной политики заключается в предоставлении каждому ребёнку равных стартовых возможностей для получения образования. В России создана вариативная система образовательных учреждений с адаптивной социально-образовательной средой.

Отделение домашнего обучения ГБОУ школы №355 Московского района Санкт-Петербурга занимается обучением детей, имеющих серьёзные нарушения здоровья, с сохранным интеллектом, зачисленными в школу по медицинским показаниям. В образовательном процессе применяются различные организационные формы обучения с применением информационно коммуникационных технологий (ИКТ).

Цели формирования ИКТ-компетентности: развитие у учащихся с особыми образовательными потребностями навыков сотрудничества и коммуникации; самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; развитие способностей к решению личностно- и социально-значимых проблем и воплощение решений в практику.

На пути достижения этой цели администрацией решаются задачи: формирование единой информационно-образовательной среды школы, повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов и формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Благодаря государственной программе «Доступная среда» на 2011-2016 гг., обеспечивающей детей-инвалидов необходимым оборудованием, произошло расширение возможностей для дистанционного обучения.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в нашей школе происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех предметов учебного плана, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Учителя применяют дистанционные средства обучения при проведении уроков, используют портал Центра оценки качества и информационных технологий, личные блоги, сетевые сервисы, создают интерактивные задания на сайтах. В дистанционной форме проводятся конференции, на сайте школы размещаются материалы для виртуальных экскурсий и конкурсов. Задачи, которые мы ставим при обучении детей, с успехом выполняются при подготовке и проведении различных дистанционных конкурсов. Большой интерес у детей вызвало участие в литературных гостиных, конкурсах фотографий и видеороликов, конкурсе портфолио. Учащиеся приобретают опыт выступления перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой.

Дистанционные формы работы позволяют расширить аудиторию, при этом учащиеся с ОВЗ могут не покидать привычных для них помещений. Дети учатся передавать сообщения не только по электронной почте, но и участвовать в диалогах с использованием средств ИКТ: чата, форума, аудио- и видеоконференции.

Получив оборудование для дистанционного обучения в рамках региональной программы, мы посчитали целесообразным использовать его и для проектной деятельности. Одним из успешных опытов использования ДОТ является конференция для учащихся и педагогов, проводимая в дистанционной форме.

Идея конференции, как представления результатов конкурса проектов «Я познаю мир», зародилась в школе в 2006 году с целью социальной адаптации учащихся с ОВЗ и развития их познавательной активности. Конференция сначала проводилась очно, в школе. Совместная деятельность учителей и учащихся в работе над проектом уже тогда решала многие задачи, поставленные перед школой (исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся и создание нового продукта). Найти решение, сделать выбор, определить план действий, сценарий, проанализировать и оценить полученный результат – вот чему учится каждый ученик в ходе работы над проектом. За несколько лет конкурс и конференция стали ежегодными и были посвящены следующим темам: «Петровская эпоха» (2008/2009); «М.В. Ломоносов» (2009/2010); «Моя малая Родина» (2010/2011); «Великие открытия» (2011/2012). В 2012 году наш школьный проект поддержали на районном, а затем на городском уровне.

В январе 2013 года в школах Санкт-Петербурга прошел городской конкурс междисциплинарных проектов для детей с ОВЗ, посвященный 70-летию прорыва блокады Ленинграда. Авторы 26 лучших проектов из школ Кировского, Курортного, Московского, Петроградского, Приморского и Пушкинского районов получили право публично представить свои доклады. 28 января 2013 года прошла городская видеоконференция по теме «Книга Памяти». Для того чтобы создать благоприятные условия участия детей с ОВЗ, проведение конференции было организовано дистанционно, в реальном времени, через портал «Петербургское образование». Все докладчики были разделены по возрастным группам (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы), выступали из своих школ или из дома. Своим воспитанникам помогали учителя – руководители проектов. Учащиеся и учителя, находившиеся в разных частях города, слушали выступления и видели презентации.

В 2013-2014 учебном году конкурс приобрел новый статус: он стал городским профессиональным конкурсом дистанционных проектов для педагогов, реализующих обучение детей с ОВЗ. Для информационной поддержки конкурса и доступа к проектам, которые были размещены в Интернете, учителями нашей школы был создан сайт http://konferens355.ucoz.ru/. Представление исследовательских и творческих проектов на историческую тему происходило победителями городского конкурса в режиме реального времени на видеоконференции, которая называлась «Нерасторжима связь времен».

В 2014-2015 учебном году общая тема конкурса была посвящена Санкт-Петербургу «Петербург – я тебя узнаю», создан новый сайт при спонсорской поддержке компании ВИЗАРДСОФТ. Конкурс приобрёл кроме детского статус педагогического. В нём приняло участие более 10 районов Санкт-Петербурга.

В 2015-2016 учебном году конкурс был посвящён юбилейным датам России, проводился по трём номинациям: виртуальная экскурсия, виртуальный музей и виртуальное путешествие. Партнёрами конкурса стали Русский музей, ВИЗАРДСОФТи компании iSpring.

Сайт конкурса приобрёл популярность среди учителей учащихся и их родителей, что показывает количество посещений. более 150000. Сетевое взаимодействие педагогических сообществ позволило создать уникальный дистанционный продукт междисциплинарных дистанционных проектов учащихся с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний момент в проекте участвует 210 учащихся и 116 педагогов из 17 районов Санкт-Петербурга. Ими выполнено 170 проектов с которыми можно познакомиться, открыв интерактивную карту сайта

Опыт проведения городского конкурса и конференции в дистанционном режиме позволил сделать следующие выводы:

- возрастает интерес учащихся с ОВЗ к самостоятельной деятельности при участии в проекте с использованием ИКТ, развивается их ИКТ-компетентность;

- уменьшается срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;

- повышается мотивация к обучению за счет деятельностного обучения;

- формируется информационная культура ребенка;

- быстрее формируются универсальные учебные действия.

- осуществляется сетевое взаимодействие педагогических сообществ.

Коллективная коммуникативная деятельность с применением дистанционных проектов позволяет формировать метапредметные умения, создает условия для сотрудничества учащихся и педагогов, способствует самовыражению ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов, М.С. Матусевич, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 254-257.
  2. Бойков, А.Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А.Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  3. Буйнов, Л.Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, А.А. Благинин, О.В. Котов, Л.А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69-71.
  4. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle