Библиографическое описание:

Камилова Ж. Э., Миршарипова З. М., Мукольянц А. А. Пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 164-166.



В статье предложен аналитический метод решения задачи выбора пути обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Систематизированы возможные на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру и предложены меры, направленные на предотвращение либо минимизацию последствий возможных нештатных ситуаций, вызванных воздействием сил природы.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, техногенное воздействие, риск стихийного бедствия, силы природы, безопасность людей, сохранность среды обитания, гидротехнические сооружения, профилактические меры

Рост числа и масштабов чрезвычайных ситуаций природного характера во всем мире ученые объясняют такими факторами, как увеличение численности населения, возрастание техногенного воздействия на природу, изменение климата. Эти обстоятельства нашли отражение в основных документах повестки дня на XXI век.

Данные по чрезвычайным ситуациям наглядно демонстрируют, что для снижения рисков и минимизации ущерба от катаклизмов природного характера необходим их достоверный и своевременный прогноз, а также организация превентивных мер.

Географическое расположение Узбекистана определяет высокую подверженность его территории различным стихийным бедствиям. Изменение климата ведет к усилению колебаний уровня осадков, вызывающему повышение изменчивости стока. Вследствие этого учащаются опасные явления, связанные с водным фактором: сели, паводки, прорывы высокогорных озер; формируется экстремально глубокое маловодье.

Как известно, к наиболее уязвимым группам населения относятся женщины и дети. Именно поэтому в 2007 году Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) начал в Узбекистане работу в сфере снижения риска стихийных бедствий. Проект ЮНИСЕФ осуществлялся в рамках программы по сокращению стихийных бедствий, финансируемой департаментом по Гуманитарной Помощи Европейской Комиссии (DIPECHO) [1].

Проект, с одной стороны, был нацелен на то, чтобы обучить население навыкам планирования действий до стихийных бедствий, а также реагированию во время и после них. С другой стороны, необходимо было усилить потенциал Центров подготовки населения и руководящего состава (ЦПНиРС) при областных управлениях по чрезвычайным ситуациям для координации и выполнения мероприятий по подготовке жителей махаллей (микрорайонов компактного проживания), коллективов школ, детских садов и лечебно-профилактических учреждений к стихийным бедствиям.

Из крупных катастроф в Узбекистане наиболее часты землетрясения, хотя наводнения, селевые потоки, оползни, снежные лавины и экстремальные температуры также оказывают значительное негативное воздействие на жизнедеятельность людей. Так, сильные землетрясения, произошедшие в течение ХХ века в Андижане (1902 г.), Ташкенте (1946 и 1966 гг.), Газли (1976 и 1984 гг.), привели к большим экономическим потерям и повлекли за собой человеческие жертвы. Поэтому первый проект ЮНИСЕФ был нацелен на снижение риска землетрясений.

Основными местами осуществления проекта стали школы, лечебно- профилактические учреждения и наиболее уязвимые сообщества, расположенные на территории шести областей Узбекистана: Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской и Ферганской.

В 2010–2011 годах ЮНИСЕФ совместно с МЧС, при финансовой поддержке DIPECHO, продолжил свою деятельность, направленную на подготовку к стихийным бедствиям. На этот раз к проекту присоединились еще три области — Андижанская, Сурхандарьинская, Хорезмская, — и Республика Каракалпакстан. Таким образом, в настоящее время работой проекта охвачены все регионы Республики Узбекистан.

Принципы предотвращения вредного воздействия на окружающую среду, которое может спровоцировать чрезвычайные ситуации, предусмотрены законодательством Узбекистана. Однако, каким бы совершенным оно ни было, если требования законодательства не соблюдаются на системном уровне, гарантировать безопасность людей и сохранность среды обитания невозможно.

Превентивные меры направлены на предотвращение либо минимизацию последствий возможных нештатных ситуаций, вызванных воздействием сил природы. Например, в результате землетрясений, оползней, селей, лавин, просадки грунтов и т. д. разрушается исторически сложившийся ландшафт, нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Чрезвычайные ситуации природного характера часто становятся «спусковым крючком» возникновения целого ряда масштабных изменений в природной среде региона, в том числе в состоянии ландшафта, атмосферы, гидросферы и биосферы, что, естественно, сказывается на здоровье и условиях жизни людей [2]..

Анализ статистических данных по ЧС природного характера в республике показывает, что их возникновение в значительной мере не случайно. Рост количества чрезвычайных ситуаций закономерен и цикличен, что отражает ход природных процессов. Территориальная распространенность ЧС неравномерна и имеет четко выраженную зональность, связанную с локальными условиями.

Если систематизировать возникшие на территории республики чрезвычайные ситуации по их характеру, то можно составить список следующих характерных для нашего региона природных явлений (табл.1).

Таблица 1

1. Геофизические

70 % территории республики относится к высокосейсмичной зоне, где возможны землетрясения интенсивностью более 7 баллов, 20 % — более 8 баллов и 10 % — более 10 баллов по шкале Рихтера

2. Геологические

Оползни, сели, обвалы, лавины характерны для горных и предгорных районов Узбекистана

3. Метеорологические

Ураганы, бури, смерчи, засуха характерны для западной части республики, но в связи с изменением климата эта зона расширилась

4. Гидрологические

Наводнения, заболачивание, заторы характерны для Джизакской, Сырдарьинской областей и Ферганской долины

5. Природные пожары

Лесные, степные

6. Эпидемии

Инфекционные заболевания

Как показывает мировая практика, своевременные профилактические меры минимизируют вероятность возникновения опасных природных и техногенных ситуаций, а также способствуют значительному уменьшению размеров материального ущерба, что намного экономичнее и эффективнее, чем ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Практика убеждает, что на сегодняшний день нет абсолютных гарантий безопасности от ЧС, в том числе и в регионах, где в историческом прошлом не происходило сильных землетрясений. Интенсивная разработка полезных ископаемых, откачка нефти и газа, строительство крупных гидротехнических сооружений — все это способствует деградации окружающей среды и может стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, вероятность их возникновения наиболее высока там, где не соблюдаются основные условия природопользования и отсутствует эффективная система управления процессами устойчивого экономического развития.

Чтобы предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера, необходимо регулярное осуществление комплекса превентивных мер, включающего:

‒ проведение мониторинга для прогнозирования ЧС;

‒ выявление и оценку уровня потенциальной опасности выявленных неблагоприятных зон;

‒ ранжирование источников угроз;

‒ проведение специальных инженерно-технических мероприятий;

‒ государственный надзор и контроль по вопросам природной безопасности;

‒ информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;

‒ повышение уровня подготовки населения в области защиты от ЧС;

‒ прогноз возможных потерь в зависимости от сценариев развития событий.

Данные прогнозов дают основу для вероятностной оценки возможных последствий при ЧС (землетрясениях, наводнениях, селях, оползнях и т. д.). А основой превентивных мер является разработка системы оперативного оповещения населения о надвигающейся опасности.

Рис. 1. Гидротехнические сооружения — источники повышенного риска прорыва воды

При наводнениях, землетрясениях и других нештатных ситуациях возможны разрушения плотин, дамб и гидротехнических сооружений. Это может вызвать прорыв мощного потока воды, способного разрушить здания и сооружения, повлечь гибель людей. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров гидросооружения: естественно, чем выше плотина, тем больше скорость движения волны прорыва, которая в горных местностях может достигнуть 100 км/час. Значительные участки местности в короткий промежуток времени могут оказаться затопленными.

И хотя в зонах затопления запрещено строительство жилья и предприятий, — нарушения этого запрета (особенно при индивидуальном строительстве) начинают приобретать устойчивый характер.

Согласно Хиогской декларации, принятой на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий 22 января 2005 г., каждая страна несет основную ответственность за защиту своего народа, инфраструктуры и другого национального достояния при чрезвычайных ситуациях.

В этой связи было бы целесообразным разработать систему мер по оценке положения в разных регионах страны, прогнозированию различных сценариев для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций. В основе должно быть не только техническое переоснащение уполномоченных органов, но и подготовка кадров, развитие систем коммуникации и оперативной связи, обучение населения азбуке экологической безопасности, необходимым действиям при стихийных бедствиях (землетрясениях, наводнениях, селях, оползнях и т. д.), привлечение гражданского общества и повышение уровня осведомленности населения.

Специально уполномоченным органом государственного управления по защите от чрезвычайных ситуаций является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (МЧС), которое проводит соответствующие виды работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Здесь надо особо отметить, что защитить население от чрезвычайных ситуаций и экологических катастроф могут только высококвалифицированные кадры.

Таким образом, необходимо активнее использовать международный опыт, повысить научную обоснованность, объективность и точность выдаваемых прогнозов, а также, на основе каталогизации и паспортизации очагов предполагаемых стихийных бедствий, совместно со всеми уполномоченными министерствами и ведомствами разработать обоснованную систему профилактических мер, включая и правовое их регулирование.

Литература:

  1. Экологическая безопасность и гражданская инициатива: [сб.]. Вып. 16./ Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане; редкол.: Д. Зайнутдинова и др.; пер.: Ю. Идрисов. — Т.: “Chinor ENK”, 2012. — 56 с.
  2. Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды и использовании природных ресурсов. — Т.: Изд. «Chinor», 2005. -167 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle