Педагогические технологии формирования ИКТ-компетентности бакалавров в процессе производственной практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Е. А. Педагогические технологии формирования ИКТ-компетентности бакалавров в процессе производственной практики / Е. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33833/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, компетентность, производственная практика, подготовка бакалавров, приборостроение

Несмотря на большое количество исследований в области подготовки технических специалистов, актуальной является проблема формирования профессиональных компетенций и развития технического интеллекта у бакалавров приборостроительного направления, способных к комплексной производственной, исследовательской и проектной деятельности с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Это обусловлено потребностью современных производств в конкурентоспособных инженерных кадрах — бакалаврах, способных успешно работать в условиях высокой автоматизации и информатизации производства, то есть в ИКТ-компетентных работниках. В связи с чем вузы испытывают потребность в разработке педагогических условий эффективного формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение».

Компетенции формируются в рамках различных элементов (единиц) образовательной программы и оцениваются на разных этапах обучения. Компетенции, как правило, не могут быть сформированы одной дисциплиной или практикой, приобретение обучающимся компетенций — это циклический, интегративный процесс, в котором кроме содержания образования, важны также формы и технологии обучения и преподавания.

В работах, посвященных инженерному и техническому профессиональному образованию (В. И. Байденко, А. А. Кирсанова, В. М. Жураковского и др.), практико-ориентированный подход рассматривается как приоритетный в аспекте совершенствования профессиональной подготовки студента [1].

Производственная практика студента — будущего бакалавра приборостроителя имеет цель: «формирование у обучающихся цельной системы практических навыков работы, закрепляющих и углубляющих полученные теоретические знания, а также приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности предусмотренных ОП по направлению «Приборостроение» [2].

Таким образом, одним из основных принципов организации и проведения производственной практики является принцип взаимосвязи теоретических дисциплин с практикой. Каждая предшествующая дисциплина, предшествующая производственной практики, позволит сформулировать требования к результатам освоения программы бакалавриата направления «Приборостроения» (знания, умения, навыки), которые должна обеспечивать практика для подготовки студента к следующему этапу изучения данной или смежных дисциплин.

Следовательно, проектируемая педагогическая модель формирования ИКТ-компетенций студентов в процессе производственной практики должна предусматривать реализацию данного принципа взаимосвязи практики с дисциплинами ИКТ направленности. Для этого необходимо выявить требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин ИКТ-направленности.

Анализ ФГОС ВО направления «Приборостроение» показал, что использование бакалаврами информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности затрагиваются рядом дисциплин (модулей), относящихся к базовой и вариативной части программ Блока 1 «Дисциплины (модули)". Все они направлены на приобретение знаний и навыков, необходимых для уверенного использования современной вычислительной техникой и технологий в будущей профессиональной деятельности.

Анализ аннотаций рабочих программ и учебного плана бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Приборостроение» в филиале ЮУрГУ в г. Нижневартовске показал, что предшествующими дисциплинами производственной практики в области ИКТ являются дисциплины, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Требования квходным знаниям, умениям, навыкам студента, полученным врезультате изучения дисциплины

Информатика

знать: основы теории информации (общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных технологий, базы данных; современные языки программирования, программное обеспечение и технологии программирования, глобальные и локальные компьютерные сети;

уметь: использовать возможности вычислительной техники и программное обеспечение (работать на персональном компьютере, пользоваться операционной системой и основными приложениями MicrosoftOffice; составлять алгоритм решения поставленной задачи; реализовывать алгоритм в VBA; оценивать правильность полученных результатов;

владеть: основными методами работы на ПВЭМ с прикладными программными средствами (методами практического использования современных компьютеров для обработки текстовой, числовой и графической информации; основами численных методов решения инженерных задач, а также для решения различных профессиональных задач применения современных информационных систем);

Компьютерная графика

знать: основы компьютерной инженерной графики, правила оформления технической

документации; основы проектирования и конструирования типовых деталей и узлов с использованием стандартных средств компьютерного моделирования;

уметь: разрабатывать и оформлять проектно-конструкторскую и технологическую документацию для изделий приборостроительной отрасли;

владеть: методами решения проектно-конструкторских задач с использованием современных программных продуктов;

Теоретические основы измерительных и информационных технологий

знать: основные тенденции развития техники и технологий в области приборостроения; основы метрологии, основные понятия теоретической метрологии; основные операции измерений и средства их реализации; основы теории точности измерений; математические модели измерительных каналов средств измерения, их статические метрологические характеристики.

уметь: уметь анализировать измерительные цепи; использовать по назначению измерительную и вычислительную технику; рассчитывать метрологические характеристики средств измерений; обосновывать выбор средств измерения для решения конкретных задач.

владеть: методами информационных измерительных технологий; навыками самостоятельного обучения новым методам исследования в профессиональной области.

методами решения проектно-конструкторских и технологических задач с использованием современных программных продуктов.

Согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение» результаты освоения программы бакалавриата определяются у выпускника сформированными общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК). Отметим компетенции в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение», которые должны быть сформированы в результате прохождения производственной практики: ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8. Планируемы результаты сформированности вышеперечисленных ИКТ-компетенций в процессе прохождения производственной практики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Планируемые результаты освоения ОП ВО (компетенции)

Планируемые результаты обучения при прохождении практики (ЗУНы)

ОПК-2 — способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знать: -методы сбора, обработки, анализа научно-технической информации

— основные тенденции и направления развития измерительной техники, информационной техники и информационных технологий, их взаимосвязь со смежными отраслями;

— современные компьютерные средства, средства коммуникации и связи

Уметь: использовать основные программно-аппаратные средства

— осуществлять сбор, обработку, анализ научно-технической информации по теме(заданию); составлять отчеты по проделанной работе

Владеть: основными программно-инструментальными и аппаратными средствами; логическими принципами построения информации, методологией самоподготовки и выполнения самостоятельный работы

— технологиями программирования;

ОПК-7 — способность использовать современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации

Знать: Требования стандартов, ГОСТ, ЕСКД и других нормативно-технических документов в области разработки и проектирования радиоэлектронных устройств

Уметь: использовать основные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации для решения инженерных задач

Владеть: современными программные средства подготовки конструкторско-технологической документации

ОПК-8 — способность использовать нормативные документы в своей деятельности

Знать: — основные нормативные документы в области профессиональной деятельности (с ГОСТы, отраслевые стандарты, стандарты предприятия)

Уметь: оперативно действовать в меняющейся нормативной базе,

использовать нормативные документы в своей деятельности

Владеть: технологиями использования нормативных документы в профессиональной деятельности

Литература:

  1. Кондарчук, Н. Д. Производственная практика как фактор формирования производственной компетентности студентов — будущих техников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Д. Кондарчук. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2008. — 24 с.
  2. Рабочая программа производственной практики студентов направления 12.03.01 «Приборостроение» /сост. е.А. Зверева — Нижневартовск: ф-л ЮУрГУ, 2015г. — 13 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, дисциплина, компетенция, конструкторско-технологическая документация, программное средство подготовки, VBA, вычислительная техника, научно-техническая информация, программное обеспечение.


Ключевые слова

компетентность, производственная практика, подготовка бакалавров, информационно-коммуникационная компетентность, приборостроение

Похожие статьи

Применение компьютерных и программных средств обучения...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Библиографическое описание: Тастанова Л. К., Апендина А. К. Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям...

Формирование информационно-технологической...

Информационно-технологическая компетентность предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать современное программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач...

Моделирование технологии формирования профессиональной...

Исследуемая нами образовательная система преследует следующую цель: формирование профессиональной компетентности инженера по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем.

Проектно-технологическая компетентность как составляющая...

Это компетенции: производственные, проектно-технологические, конструкторские, научно-исследовательские и прогностические. Основным процессуальным компонентом в подготовке учителя технологий к профессиональной деятельности является педагогическая...

Роль учебной практики в формировании общих...

 На учебной практике — это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение

Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

4. Технические средства обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа...

Роль современных информационных технологий в формировании...

Целью современного высшего профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного применять

3. Способность создавать современные программные и аппаратно-технические средства проектирования, исследования...

Формирование навыков аналитики IT-специальностей...

UML, программный продукт, BPMN, программное обеспечение, студент, BMPN, эксплуатационная документация, ходя подготовки IT-специальностей, дисциплина, кейс.

Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя...

Технические средства обучения. Опубликовано в.

Формирование таких компетенций в профессиональной деятельности педагога

Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Похожие статьи

Применение компьютерных и программных средств обучения...

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

Библиографическое описание: Тастанова Л. К., Апендина А. К. Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям...

Формирование информационно-технологической...

Информационно-технологическая компетентность предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать современное программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач...

Моделирование технологии формирования профессиональной...

Исследуемая нами образовательная система преследует следующую цель: формирование профессиональной компетентности инженера по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем.

Проектно-технологическая компетентность как составляющая...

Это компетенции: производственные, проектно-технологические, конструкторские, научно-исследовательские и прогностические. Основным процессуальным компонентом в подготовке учителя технологий к профессиональной деятельности является педагогическая...

Роль учебной практики в формировании общих...

 На учебной практике — это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение

Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

4. Технические средства обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа...

Роль современных информационных технологий в формировании...

Целью современного высшего профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного применять

3. Способность создавать современные программные и аппаратно-технические средства проектирования, исследования...

Формирование навыков аналитики IT-специальностей...

UML, программный продукт, BPMN, программное обеспечение, студент, BMPN, эксплуатационная документация, ходя подготовки IT-специальностей, дисциплина, кейс.

Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя...

Технические средства обучения. Опубликовано в.

Формирование таких компетенций в профессиональной деятельности педагога

Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Задать вопрос