Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Заяц, Т. М. Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды / Т. М. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 391-394. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33813/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Большая часть статьи посвящена периоду рубежа XX–XXI вв., в частности проблеме технологического прогресса в проектировании декораций, разновидностям, функции и роли программных средств. Автор подчеркивает значение спецэффектов, как способа привлечения публики в театры и метода «выживания» спектакля в условиях современной конкурентной борьбы.

Ключевые слова:театр, театрализация, сцена, история театра, архитектура театрального пространства

The history of stage evolution in XVII–XX centuries induced by the development of genre system and art style rotation is the subject of analysis of the present article. The research is covering specific character of scenic area state of art during this period. The main part of the article is dedicated to software tools variety and its importance in stage space design. The author points out the importance of special effects as the effective means attracting viewers and winning the contemporary competitive environment.

Keywords:theatre, theatricalization, scene, theatre story, architecture of theatre space

Развитие сценических технологий, последовавшее за промышленным и экономическим прогрессом, является одним из важных аспектов проектирования декораций в наши дни, так как внедрение инженерных изобретений в процесс создания сценической среды позволяет стимулировать интерес публики к «действу» в условиях конкурентной борьбы за зрителя. Результатом развития науки стал ряд открытий, нашедших применение в сценографии. Развиваясь на протяжении лет, они достигли кульминации в XXI в., удовлетворив культурные и эстетические потребности современной публики.

Особенности планировки итехнического оснащения сценического пространства вXVI–XVIIвв.

Следствием технического прогресса, происходившего с начала XVI в. до XIX–XX вв. были изменения в области сценографии. Сценическое пространство конца XVI — нач. XVII в. трансформировалось при помощи телариев, замененных впоследствии плоскостными кулисами и перспективными изображениями архитектуры и интерьера, украшавшими задник. Нововведением середины XVII в. стало изобретение кулисно-арочной системы декораций, связанное с развитием жанровой системы, отличавшей эпохи барокко и классицизма. Помимо традиционных устоявшихся жанров в театре произошло развитие мелодрамы, мещанской драмы, оперы, литературной комедии и водевиля. Конструктивную основу кулисно-арочной системы составили живописные кулисы, объединенные сверху падугами и расставленные по обеим сторонам сцены в несколько планов. Театральные декорации XVII в. дополнила сложная машинерия, создававшая различные спецэффекты: дым, огонь, ветер, стимулировавшие интерес публики к театральному действу и производившие сильное эмоциональное впечатление на зрителя. Техническими нововведениями были механизация верхней часть сцены и различные полетные устройства; планшет сцены оборудовался люками-провалами с перекрывавшими их щитами.

Особенности инновационных технологий впроектировании декораций вXX–XXIвв.

Вершиной развития инновационных технологий в проектировании декораций стоит считать XX в., а также период рубежа XX–XXI вв. Место рисованных декораций занимает сценическая среда, созданная при помощи видеопроекций и 6D-меппинга, называемого «шестью уровнями свободы». Кроме привычных осей: x, y, z, здесь учитываются угол наклона, тангаж и крен. Таким образом, объект видеомеппинга существует не только в трёх измерениях, но и воспринимается при всех его маневрах и движениях — кружении, вращении и поворотах [8].

В конце XX — нач. XXI вв. в постановках часто используются лазерные шоу, а также анимационные голограммы, распространившиеся столь широко благодаря неординарному режиссерскому видению и требовательности современного зрителя. Пример интересного художественно-режиссерского постановочного решения — голограмма Мику Хацунэ, образ которой был создан художником Кеем, а голос — синтезирован программой Vocaloid 2 на основе голоса японской певицы Саки Фудзита [9].

Итальянская опера «Телесио» 2011 г. постановки авторства Франко Баттиато — исключительный пример того, как вся сценическая среда: декорации, певцы, танцоры и другие исполнители, — могут быть созданы при помощи голограмм, спроецированных из трех мощных проекторов Christie Roadster HD18K на голографический экран Musion [10].

В современной жизни театр сталкивается с различными необходимостями: во-первых, он должен постоянной удовлетворять ожиданиям зрителя, вкусы которого развиваются в ногу с современными средствами развлечений. Для привлечения зрительского внимания в условиях жесткой конкуренции необходимо использовать новые виды технических средств и материалов, расширяя способы и сферу их применения.

Компьютер как неотъемлемая часть современного постановочного процесса.

К одному из технических средств современности стоит отнести компьютерные технологии, ставшие нужным средством в работе современного художника-постановщика. Применение художником компьютера как средства выражения идей — достойный изучения феномен, способствующий формированию новых приемов и принципов творческого мышления.

После соприкосновения с напечатанным литературным произведением возникает необходимость в создании художественного образа и ряда концептуальных эскизов. Компьютерная программа для 2d моделирования — Adobe Photoshop значительно ускоряет процесс разработки колористического и композиционного решения. Отсканировав линейный рисунок или чертеж, при помощи компьютера возможно в кратчайшие сроки придумать большое число постановочных решений с применением фактур и текстур, изменив цвет или любой другой параметр.

Другой важный компонент проектирования декораций — макет. По сей день это наиболее трудновыполнимый элемент сценографического проекта, позволяющий понять его архитектурные габариты. В зависимости от стиля работы режиссера, художника по свету, конструктора и других специалистов может возникнуть потребность в макете на ранней стадии работы над спектаклем. Ежедневно создается и развивается огромное количество 3D-программ, при помощи которых можно создать в иллюзорном пространстве заменяющую макет объемную конструкцию.

Virtus WT Pro или Form-Z — примеры программ для создания виртуальных сценических пространств. Принцип работы заключается в том, чтобы занести двухмерные параметры, а затем, задав третье измерение — высоты, в считанные секунды получить объемную конструкцию, которая заменяет большинство основных функций макета. Virtus WT Pro позволяет вращать конструктивную болванку во всех направлениях, двигаться, меняя цвет, фактуру, размер, расположение любого элемента, имитировать освещение при помощи Photoshop (в тех случаях, когда требуется несложная иллюстрация какой-либо фактуры). Помимо него для подготовки и обработки отсканированного материала подходит пакет программ Corel Graphics Suit, включающий растровую и векторную графику.

Electric Image позволяет работать со сложным светом и создавать иллюзию перспективы при помощи цвета и фактуры, а также выбирать тип осветительной аппаратуры. Подбирая для «виртуального макета» элементы освещения спектакля, предоставляется исчерпывающая информация о технических данных, адресах и телефонах производителей, облегчающих и сокращающих процесс творчества.

Вычерчивание — один из важных этапов проектирования декораций. На компьютере создается трехмерная модель с последующим проецированием ее в нужных видах и нанесением размеров. К главным инструментам для вычерчивания элементов сценической среды следует отнести AutoCAD. Решая все задачи графических построений (включая создание трехмерных моделей) и обеспечивая полную интеграцию необходимых рабочих средств, он экспортирует и импортирует все интересующие форматы данных. Являясь необычайно гибкой системой, программа настраивается практически под любые задачи, уровень подготовленности персонала и технику.

Программное обеспечение SolidWorks, состоящее из русифицированного пакета с адаптированным интерфейсом, также помогает в ведении проектов. Легко переходя от плоскостной модели к объемному 3D-моделированию, художник создает образ сцены. SolidWorks — это набор конструкторских программ, которые ориентированы, в основном, на машиностроительное проектирование, но также удовлетворяют потребности проектировщиков в случае отсутствия особых требований к проектной подаче.

Техническая сторона современного сценического дизайна (к примеру, расчеты прочности и жесткости пролетов, устойчивости стоечно-балочной конструкции) проектируется в программе CosmosXpress, которая исследует сложные ситуации, требующие кропотливого построений модели и задания точных параметров.

Лучшей программой для визуализации разработанных современными художниками-постановщиками проектов следует считать 3Ds Max, позволяющий независимо моделировать декорации, несмотря на достаточно развитые средства визуализации AutoCAD. Благодаря доступности программного обеспечения каждый этап проектирования декораций стоит осуществлять при помощи наиболее эффективного инструмента для работы. Многие из перечисленных программ обладают схожим интерфейсом.

MathCAD и Excel — основные программы для выполнения расчетов и оформления пояснительных записок. MathCAD обладает основными инструментами для форматирования текста, позволяет импортировать таблицы и изображения, ведя расчеты любой сложности и используя «сигмы» и «тау» из греческого алфавита. Таким образом, происходит одновременная подготовка расчетов и записки. Дополнительная утилита FinePrint pdfFactory PRO экспортирует изображения из AutoCAD в формат pdf и позволяет просматривать так, как оно будет выглядеть на чертеже. К другим часто используемым программам стоит отнести Maya и Free Hand.

Одно из самых больших достижений компьютерных технологий состоит в «доступности» окружающей среды и большом количестве публикуемой информации, ускоряющей процессы проектирования. Отпадает необходимость ездить с макетами и эскизами по театрам, так как можно отправить фотографии по электронной почте.

Заключение

В отличие от технических новинок предыдущих веков роль компьютерных технологий в творческом процессе современных сценографов неоценимо велика: теряет необходимость функция физического присутствия во время планирования и проектирования декораций, что даёт театру возможность привлечения к работе над спектаклем художника, занятого в другой постановке, а также уменьшить расходы на выпуск спектакля. Нередко художник-постановщик создает весь проект, в том числе виртуальный макет на компьютере, изготавливая CD-rom и посылая в театр.

Стремясь к большей выразительности формы, художник влияет на развитие изобразительных возможностей компьютера. Компьютер же, подобно любому другому инструменту — карандашу или кисти, меняет стиль и мышление художника. Подобная взаимосвязь приводит к развитию новых жанров, приемов, принципов и методов в изобразительном искусстве, создавая последующее поколение сценографов.

XX в. привнес в театр новые режиссерско-актерские системы и постановочные приемы. Великим стало значение владыки и царя сцены — талантливого артиста, ощущавшего скоротечность времени и своей жизни. Несмотря на большую роль программных средств в проектировании сценической среды «никакой, самый совершенный «видик», никакие голографические, объемные иллюзии не заменят искусство-действие, общение «владыки» со своим зрителем» — писала Е. И. Полякова [6].

Литература:

  1. Березкин В. И. Что означает термин «Сценография» / Декоративное искусство СССР. — 1979.
  2. Березкин В. И. Сценографическая критика и искусствознание в СССР / Сценическая техника и технология, — М., 1981. — Вып. 1, 2, 3.
  3. Давыдова М. В. Художники в театре начала XX века — М., 1999. — 150 с.
  4. Марков В. Д. Краткая история театра. — СПб., 1929. — 71 с.
  5. Мокульский С. С. История западноевропейского театра. — СПб, 2011. — 720 c.
  6. Полякова Е. И. Проблема взаимодействия русского и мирового театра XX века: Сб. статей. — СПб., 1997. С. 5.
  7. Холодов Е. Г. Театр и зрители. Страницы истории русской театральной публики. — М., 2000. — 270 с.
  8. Event forum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://event-forum.ru/faces/tehnicheskoe-osnashchenie-kak-iskusstvo
  9. Земля. Хроники жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://earth-chronicles.ru/news/2011-09-29-8685
  10. Официальный сайт Christie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.christiedigital.com/emea/business
Основные термины (генерируются автоматически): сценическая среда, программа, проектирование декораций, PRO, жанровая система, интерес публики, объемная конструкция, период рубежа, программное обеспечение, сценическое пространство.


Ключевые слова

театр, сцена, театрализация, история театра, архитектура театрального пространства

Похожие статьи

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза

Поэтому главной задачей дизайнера при проектировании учебных кабинетов вуза становится разработка предметно-пространственной среды аудиторий с учетом вида проводимых

Дисциплины пользуются особым интересом и набирают популярность среди студентов.

Особенности использования PR-технологий в театральной...

...аудитории, сформировать единое российское театральное пространство; поддержать на

внимание публики к театру, но и максимально мотивировать население к театральному досугу

прогнозирование результатов, разработка программы, бюджетирование), обозначим...

Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой...

Спектакли звуков и света всегда привлекают публику.

Парк развлечений может служить сценической площадкой для выступления известных артистов и различных шоу-программ

3. Тардини Ф. Парк развлечений в России. Проектирование. Строительство. Организация.

Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных...

Была создана коммуникативная среда, зрители были сплочены процессом производства

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2010 г

Трощенкова, Е. А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект [Текст] /Е. А...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Рассматривая необходимость создания креативных пространств в городской среде следует выделить несколько основных целей их функционирования: 1) Обеспечение творческой молодежи (креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения...

Социально-культурное проектирование детских шоу-программ...

детская шоу-программа, детская, социально-культурное проектирование детских шоу-программ, характеристика детских шоу-программ, методологический потенциал, разговорный жанр, сценическое искусство...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Можно утверждать, что ни одна из постановок Вахтангова не смогла бы обладать такой живостью, правдивостью и убедительностью, без использования режиссером «системы», благодаря которой Евгений Багратионович смог добиться подлинного сценического...

Методика использования выразительных средств...

Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

В «природной» среде, внимание зрителя, в большей степени, привлекает

Кино и видеопроекции заменяют декорации. Эффекты 3D-аудиовизуализации позволяют осуществлять сложное интерактивное взаимодействие сценического персонажа и...

Похожие статьи

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза

Поэтому главной задачей дизайнера при проектировании учебных кабинетов вуза становится разработка предметно-пространственной среды аудиторий с учетом вида проводимых

Дисциплины пользуются особым интересом и набирают популярность среди студентов.

Особенности использования PR-технологий в театральной...

...аудитории, сформировать единое российское театральное пространство; поддержать на

внимание публики к театру, но и максимально мотивировать население к театральному досугу

прогнозирование результатов, разработка программы, бюджетирование), обозначим...

Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой...

Спектакли звуков и света всегда привлекают публику.

Парк развлечений может служить сценической площадкой для выступления известных артистов и различных шоу-программ

3. Тардини Ф. Парк развлечений в России. Проектирование. Строительство. Организация.

Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных...

Была создана коммуникативная среда, зрители были сплочены процессом производства

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2010 г

Трощенкова, Е. А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект [Текст] /Е. А...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Рассматривая необходимость создания креативных пространств в городской среде следует выделить несколько основных целей их функционирования: 1) Обеспечение творческой молодежи (креативному классу) среды, богатой возможностями для обучения, самообучения...

Социально-культурное проектирование детских шоу-программ...

детская шоу-программа, детская, социально-культурное проектирование детских шоу-программ, характеристика детских шоу-программ, методологический потенциал, разговорный жанр, сценическое искусство...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Можно утверждать, что ни одна из постановок Вахтангова не смогла бы обладать такой живостью, правдивостью и убедительностью, без использования режиссером «системы», благодаря которой Евгений Багратионович смог добиться подлинного сценического...

Методика использования выразительных средств...

Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

В «природной» среде, внимание зрителя, в большей степени, привлекает

Кино и видеопроекции заменяют декорации. Эффекты 3D-аудиовизуализации позволяют осуществлять сложное интерактивное взаимодействие сценического персонажа и...

Задать вопрос