Библиографическое описание:

Черникова А. Е. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 303-305.



В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен как один факторов повышения экономического роста и жизненного уровня населения региона.

Ключевые слова: производственная инфраструктура, транспорт, транспортный комплекс

На современном этапе важной задачей социально — экономического развития регионов является обеспечение экономического роста как основы повышения уровня и качества жизни населения. Одним из ключевых факторов развития становится эффективное функционирование производственной инфраструктуры, представляющей собой комплекс взаимосвязанных отраслей, призванных создавать и обеспечивать условия функционирования производства и обеспечения качественной жизнедеятельности населения.

Постановка задачи

Важным элементом производственной инфраструктуры выступает транспортный комплекс. Транспортный комплекс представляет собой часть региональной системы, оказывающий существенной влияние на успешное функционирование региональной экономики, объединяя производственные предприятия в единый региональный комплекс. Устойчивое функционирование является гарантией единого экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, улучшения условий и уровня жизни населения, как на уровне страны, так и отдельного региона.

Теория

В настоящее время накоплен определенный терминологический опыт в определения содержания понятия «транспортный комплекс». Часто оно используется с такими понятиями как «транспортная отрасль», «единая транспортная система», «транспортная инфраструктура». Отличия объясняются разными методологическими подходами, при этом содержание понятия целесообразно рассматривать на основе комплекса подходов.

В соответствии с отраслевым подходом транспортный комплекс рассматривается как «совокупность предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов от грузоотправителей грузополучателям». С позиции межотраслевого подхода транспортный комплекс представляет собой «комплекс транспортных предприятий; организаций по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии; погрузочной техники, перевозчиков, экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервизные предприятия» [4].

При рассмотрении понятия нельзя ограничиваться только отраслевым и межотраслевым подходом к содержанию понятия транспортный комплекс, не учитывая тот факт, что транспорт является частью производственно-социальной инфраструктуры региона. Транспортный комплекс является неотъемлемым компонентом производственной инфраструктуры, обеспечивающий пространственное разделение труда, непрерывность воспроизводственных процессов, и как следствие, возможность получения эффекта на основе комплексного взаимодействия различных отраслей экономики региона. Его активное развитие и функционирование является одним из факторов повышения темпов экономического роста региона. Кроме того, социальная роль транспорта заключается в создании нормальных условий жизнедеятельности населения региона.

Функционирование транспортного комплекса на отдельной территории влечет за собой тесную взаимосвязь транспорта с другими элементами экономики региона. При этом, экономическая система региона представляет собой совокупность отраслей производства региона, уровень развития каждой отдельной отрасли оказывает влияние на функционирование региона в целом. Согласованное развитие отдельных подсистем оказывает существенное влияние на транспортный комплекс, поскольку выступая связующим звеном при взаимодействии с экономическими субъектами, влияет на экономику региона в целом. Исходя из этого, высокий уровень развития транспортного комплекса предопределяет новые возможности экономического роста региона.

Следует отметить, что региональный транспортный комплекс конкретной территории имеет специфическую систему взаимосвязей, оказывающую влияние на его структуру. Каждый комплекс имеет свои специфические особенности, зависящие от ряда факторов: природных ресурсов и их размещения, особенностей географического положения территории, специфики размещения производства.

В свою очередь транспортный комплекс, обслуживая интересы юридических и физических лиц, представляет собой подсистему региональной экономики, обладая свойствами системы. Под системой в широком смысле слова понимается «множество элементов, находящихся в отношениях друг с другом, образующие определенное целостное единство». Являясь самостоятельной системой, в отраслевой системе региона, транспортный комплекс имеет специфические структурные элементы, в виде базовых подсистем, а именно: организации, оказывающие транспортные услуги; организации, обслуживающие процесс оказания услуг; транспортная сеть. Представленные компоненты представляют внутреннюю среду функционирования транспортного комплекса региона.

Транспортный комплекс как открытая система характеризуется свойством динамичности и случайными отклонениями при воздействии внешней среды. Несмотря на это, внешняя среда является не только источником материальных и финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на работу основных элементов системы. Транспортный комплекс подвержен влиянию факторов, основой классификации является степень воздействия на объект:

– первая группа — факторы, оказывающие минимальное воздействие. К данной группе относятся географически факторы: географическое положение региона, природно-климатические условия;

– вторая группа — о факторы, оказывающие среднее воздействие: политические, социально — экономические, культурно-исторические;

– третья группа — факторы, оказывающие сильное воздействие. К числу факторов, оказывающих непосредственное воздействие на работу транспортного комплекса относят: количественный и квалификационный состав персонала, состояние подвижного состава, а также, условия, в которых функционирует транспортный комплекс (законодательные акты, размер бюджетных средств) [7].

В тоже время транспортный комплекс можно разделить на элементы по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках регионального транспортного комплекса, исходя их технико-экономических, географических особенностей развития региона.

Транспортный комплекс представляет собой одну из сложных подсистем региональной экономики, обладающий рядом особенностей:

– транспорт не создает вещественный продукт;

– тесная взаимосвязь с отраслями региона;

– значительный период окупаемости инфраструктурных фондов;

– высокая значимость для экономики региона.

Транспортный комплекс как подсистема региональной экономики, обеспечивает территориальную целостность региона и единство экономического пространства на основе перемещения пассажиров и грузов, связывая отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая непрерывность процессов развития производительных сил. Исходя из этого, основной задачей транспорта на уровне региона становится полное и своевременное удовлетворение потребностей отраслей экономики и населения в перевозках.

Таким образом, транспорт оказывает существенное влияние на экономику региона на основе обеспечения баланса развития производственного и транспортного комплекса, т. е. соответствие пропускных и провозных возможностей транспортной системы региона, позволяя достичь максимального эффекта развития региона.

Выводы изаключения

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что транспортный комплекс является одним из факторов развития региональной экономики, поскольку служит основой межрайонного и межотраслевого взаимодействия, создание условий экономической самостоятельности регионов, и как следствие, единства экономики страны.

Литература:

  1. Будрин, А.Г., Будрина, Е.В., Григорян, М.Г. и др. Экономика автомобильного транспорта [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / под. ред. Г. А. Кононовой. — М.: Изд-кий центр «Академия», 2005. — 320 с.
  2. Эйхлер, Л. В. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс]: монография / Л. В. Эйхлер, А. Е. Черникова. — Омск: СибАДИ, 2015. — 1 электрон. опт. диск (DVD-R). — Загл. с этикетки диска.
  3. Соболь, В. К. Управление транспортным комплексом России как экономической категорией [Текст]: автореф. дис……д-ра экон.наук. — Нижний Новгород, 2005. — 48 с
  4. Эйхлер Л. В. Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте [Текст]: монография / Л. В. Эйхлер. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. — 192 с.
  5. Экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2008. — 1152 с.
  6. Эйхлер Л. В., Фалалеева О. В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия [Текст]: монография / Л. В. Эйхлер, О. В. Фалалеева; СибАДИ, Кафедра экономики и управления предприятиями. — Омск: СибАДИ, 2007. — 167 с.
  7. Гавриленко Н. Г. Теоретические аспекты цикличности развития транспортного комплекса / Н. Г. Гавриленко // Омский научный вестник. — 2013. — № 1 (115). — С. 48–51.
  8. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте [Текст]: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / А. Д. Хмельницкий. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 258 с.
  9. Романенко, Е. В. Экономика региона: проблемы стратегии мониторинг [Текст]: кол. монография / Е. В. Никулина, И. В. Чистникова, Т. А. Журавлева, Е. В. Романенкою. –М.: Издательский дом «Научное обозрение», 2014. — 143 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle