Библиографическое описание:

Гребенникова С. О., Омельченко Е. В. Влияние на человека систем средств аварийного покидания самолета в гражданской авиации // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 10-12.



Рассмотрены существующие средства аварийного покидания самолета, статистика авиакатастроф и число жертв за последние года. Предложены возможные варианты конструкций современных гражданских самолётов, с учётом увеличения безопасности полётов.

Ключевые слова: самолёт, катапульта, авиакатастрофа.

The existing means of emergency evacuation of the aircraft, statistics and the number of victims of air crashes in recent years. The possible variants of constructions of modern civilian aircraft, taking into account the increase in flight safety.

Keywords: aircraft, catapult, crash.

Аварийные ситуации в современной авиации возникают достаточно редко, прежде всего, благодаря высокой надежности летательных аппаратов, хорошей подготовке экипажей и тщательной работе наземных технических служб. Несмотря на это, иногда происходят аварии самолетов, например, вследствие отказа силовой установки, нехватки топлива, возникновения пожара на самолете, неисправности системы управления, потери пилотом ориентации в пространстве, из-за исключительно неблагоприятных метеорологических условий и т.п. К наиболее неблагоприятным относятся быстротечные аварии, когда время, которым располагает экипаж, для того чтобы покинуть самолет или произвести вынужденную посадку, невелико [1]. Поэтому спасательные средства экипажей должны обеспечивать безопасность не только в любой ситуации, но и в любой момент времени. В целом самолеты становятся безопаснее. По данным AviationSafetyNetwork, с 2000 года статистика смертности в авиакатастрофах в мире снизилась примерно вдвое. Россия стала абсолютным лидером по количеству авиакатастроф с человеческими жертвами. С 2007 года в авиакатастрофах в России погибли 293 человека. А в США за этот же период – 118 человек.

Таблица 1

Самые крупные авиакатастрофы

Дата

Описание

Сентябрь, 2008 год

при посадке в аэропорту Перми разбился Боинг-737 авиакомпании "Аэрофлот Норд", летевший из Москвы. Все находившиеся на борту 88 человек погибли. Причиной авиакатастрофы стали ошибочные действия пилотов

10 апреля 2010 года

под Смоленском потерпел крушение самолёт Ту-154. Погибли 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и представители руководства страны. Согласно докладу Международного авиационного комитета, причиной катастрофы стали действия экипажа.

7 сентября 2011 года

под Ярославлем разбился Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту. Из 45 человек, которые были на борту, выжил только один бортинжинер.

21 июня 2011 года

произошла авиакатастрофа Ту-134 в Карелии. Самолет совершил жесткую посадку возле аэропорта Петрозаводска. Фюзеляж развалился, начался пожар. Погибли 46 человек из 52, которые были на борту.

Ноябрь 2013 года

Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился, заходя на посадку в Казани. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа.

31 октября 2015 года

самолет Airbus A321 авиакомпании Когалымавиа (торговая марка Metrojet), выполнявший рейс Рейс 9268 Шарм-Эль-Шейх — Санкт-Петербург потерпел катастрофу над Синайским полуостровом, Египет. Погибли 224 человека: 217 пассажиров (в том числе 25 детей) и 7 членов экипажа. Самолет упал с высоты около 9400 метров в центральной части Синайского полуострова, предварительно сильно разрушившись в воздухе. Причиной катастрофы стал террористический акт (взрыв на борту). Крупнейшая авиакатастрофа по числу погибших россиян и крупнейшая авиакатастрофа в истории Египта.

19 марта 2016 года

при посадке в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел катастрофу самолет Boeing 737-8KN авиакомпании flydubai. Погибли все 62 (55 пассажиров и 7 членов экипажа) человека, находившихся на борту, позднее был опубликован список погибших. Самолет пытался совершить посадку в тяжелых метеоусловиях. Обстоятельства катастрофы уточняются.

Анализируя статистику по числу авиакатастроф и числу погибших людей, мы понимаем, что существующая система аварийного покидания самолётов работает не эффективно и нужно находить пути решения этой проблемы. Наиболее распространенное аварийно-спасательное средство – катапультируемое кресло — устройство, предназначенное для спасения лётчика или других членов экипажа из летательного аппарата в аварийных ситуациях [1]. Как правило, катапультируемое кресло вместе с пилотом выстреливается из аварийного летательного аппарата при помощи реактивного двигателя, порохового заряда или сжатого воздуха, после чего кресло автоматически отбрасывается, а пилот опускается на парашюте. Иногда применяются катапультируемые аварийно-спасательные капсулы и кабины, опускающиеся на парашютах вместе с находящимися внутри членами экипажа. Что же касается аварийного покидания самолетов гражданской авиации, то тут конструкторами предусмотрены только запасные выходы и ремни безопасности для пассажиров и бортпроводников. Так же в салоне самолета должны находиться спасательное снаряжение на случай вынужденной посадки на воду, спасательные подушки, огнетушители. Обязательным является инструктаж пассажиров перед полётом и объяснение как вести себя в экстренных ситуациях. Это всё может спасти пассажиров только при экстренной или неудачной посадке, посадке на воду, но никак при необходимости покинуть самолёт в воздухе. Много новых устройств для аварийного покидания самолёта изобретаются современными конструкторами, но пока не одно из них не применялось на практике. Одно из таких изобретений – устройство аварийного спасения пассажиров. В основу изобретения положена задача создания устройства для аварийного спасения пассажиров при минимальном переоборудовании самолетов. Эта задача решается за счет того, что устройство аварийного спасения пассажиров состоит из верней части фюзеляжа и нижней части, при этом верхняя и нижняя части фюзеляжа соединены между собой по горизонтальной линии их раздела разъемными шарнирами, верхний элемент которого своей цилиндрической частью входит в средний вырез цилиндрической части нижнего элемента и закрепляется в нем штифтами, жестко закрепленными на кольцевом тросе, при этом элементы шарнира жестко закреплены на силовых элементах верхней отделяемой и нижней базовой части фюзеляжа самолета. Кроме этого, кресла пассажиров выполнены также разделяемыми и состоят из жестких частей, закрепленных на палубе пассажирского салона нижней базовой части фюзеляжа самолета, и установленных на них отделяемых мягких сидений, выполненных в виде короба, из мягких материалов. При этом в верхней части коробов каждого кресла размещен спасательный парашют, а стенки короба выполнены в виде эластичных оболочек, снабженных источником наддува, который срабатывает при отделении мягкого сиденья от жесткой его части, причем кресла от разделения удерживаются чеками, которые соединены друг с другом так, что удаление их происходит поочередно, начиная с заднего кресла, чека которого и чека спасательного парашюта соединены тросиками с верхней отделяемой частью фюзеляжа. Пока применение таких спасательных средств считается экономически не выгодным, может быть в дальнейшем новые самолеты станут производить уже с такой системой наиболее безопасного полёта.

Литература:

  1. Цихош Э. Сверхзвуковые самолеты: Справочное руководство. Перевод с польского. Москва, издательство "МИР", 1983 год, 432 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle