Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э. Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 187-189.



В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству, основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства в рамках функционирования Психологической службы вуза.

Ключевые слова: первичная профессионализация, профессиональное самоопределение, психологическая помощь

Получение высшего профессионального образования принято считать этапом первичной профессионализации личности. Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки. Во многом, именно от первого этапа профессионализации, от того, сформируется ли мотивация будущей профессиональной деятельности, зависит последовательность профессионального пути личности. К сожалению, современные выпускники вузов очень часто не могут устроиться на работу по специальности, разочаровываются в выбранной профессии, поступают в другие вузы или выбирают новую специальность [2].

Переживание мирового экономического кризиса привело к значительному росту безработицы в стране. В связи с чем, современным выпускникам вузов необходимо более ответственно подходить к процессу первичной профессионализации и полагаться на собственный профессионализм, ответственность, самостоятельность и активность в процессе поиска работы.

На этапе первичной профессионализации происходит дальнейшее профессиональное самоопределение личности студента. Профессиональное самоопределение — это сознательный, активный выбор личностью профессии с учетом ее индивидуально-психологических особенностей, требований профессиональной деятельности к личности профессионала и социально-экономических условий в стране, прежде всего проявляющихся в запросе рынка труда на определенные профессии. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, осуществляющимся в течение всей профессиональной жизни.

В психологии существует большое количество исследований, посвященных профессиональному самоопределению личности (В. Н. Дружинин, И. М. Кондаков, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. Маслоу, Р. С. Немов, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, В. Б. Шапарь, П. Г. Щедровицкий и др.).

Е. А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как активный поиск человеком его возможностей, осознаваемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, сферы рабочей деятельности. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается конечным этапом профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры [1].

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н. С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель, в которой особое внимание уделил необходимости прогнозирования престижности выбираемого труда и построения ближайших профессиональных целей как этапов построения профессионального пути личности [3].

В. А. Поляков считает, что в процессе профессионального самоопределения молодежи важно учитывать не только престиж и высокий заработок, но и творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное учебное заведение. Для студента на первый план выходит успешная учеба, а также учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными преподавателями.

Исследования Вишневского Ю. Р., Банникова Л. Н., Лисовского В. Т., Собкина В. С., Ткаченко О. В. посвящены анализу таких аспектов профессионального самоопределения как мотивация выбора профессии, профессиональные планы студентов, которые, несомненно, актуальны на этапе первичной профессионализации. Изучение мотивации профессиональной деятельности позволяет выявить первичные установки студентов по отношению к профессии. Анализ профессиональных планов студентов дает возможность выявить ценностные установки относительно их дальнейшей профессиональной карьеры [4].

Согласно взглядам Собкина В. С., Ткаченко О. В. важно учитывать отношение студентов к содержанию профессионального образования, что позволяет охарактеризовать удовлетворенность качеством профессиональной подготовки. Удовлетворенный качеством профессиональной подготовки студент, несомненно, будет участвовать в научно-исследовательской работе, что в свою очередь даст толчок для формирования особой рефлексии, необходимой в профессиональной деятельности [4].

Высокая профессиональная мотивация и удовлетворенность качеством профессиональной подготовки позволит студентам почувствовать себя уверенней в профессиональной успешности, сориентирует их на продолжение образования по выбранной специальности и на активную практическую деятельность в рамках выбранной профессии.

Социологические исследования свидетельствуют, что в службы занятости, прежде всего, обращаются те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, некоммуникативные, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса.

Самой уязвимой категорией, испытывающей серьезные трудности в поиске работы, является молодежь. Выпускники вузов, не имея опыта практической деятельности, часто оказываются в ситуации безработицы. Безуспешный поиск работы студентами на последнем курсе обучения в вузе снижает их уверенность в себе как профессионале, ухудшает психоэмоциональное состояние, приводя к снижению настроения, развитию невротических, психосоматических и тревожных расстройств. Негативный опыт поиска работы мешает адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.

Проведенное анкетирование студентов очной формы обучения по направлению подготовки «Психология» ИСО и П (филиал в г. Шахты) ДГТУ показало:

  1. Многие студенты на четвертом курсе пытаются устроиться на работу. При этом редко кому удается устроиться на работу по специальности. Среди студентов четвертого курса работают по специальности — 0 % студентов, работают не по специальности — 37 %, не работают — 63 %.
  2. На момент завершения обучения в вузе не имеют стажа профессиональной деятельности 63 % студентов.
  3. 100 % студентов собираются работать в Ростовской области.
  4. Студенты-выпускники имеют дополнительные навыки, необходимы для успешного трудоустройства: опыт работы на компьютере, владеют иностранным языком, имеют водительские права.
  5. Только 18 % студентов имеют дополнительные дипломы, свидетельства и сертификаты, повышающие их профессионализм и шанс трудоустройства.
  6. Характер работы, который хотели бы выполнять студенты: 28 % студентов предпочитают выполнять организационно-управленческую деятельность, 72 % — производственно-практическую.
  7. 56 % студентов не предполагают совмещать основную работу с дополнительной, 44 % студентов готовы к совместительству основной и дополнительной работы.
  8. Предпочитаемая область деятельности студентов: 64 % — производство, 9 % — финансовая сфера, 9 % — образование, 18 % — безразлично.
  9. Уровень оплаты, который бы устроил студентов: 64 % — 15–20 тыс.р., 27 % — 20–25 тыс.р., 9 % — более 25 тыс.р.
  10. В настоящее время хотели бы найти работу по своей специальности — 100 % студентов; согласны работать не по специальности — 64 % студентов.
  11. Собираются продолжить учебу в магистратуре — 28 % студентов.

Проведенное анкетирование показывает, что большинство студентов-выпускников не имеет работы по специальности и стажа профессиональной деятельности. В случае неудачного поиска работы, они готовы работать не по специальности в сфере производства.

Изучение иерархии ценностных ориентаций профессиональной деятельности студентов показало, что наиболее значимыми для них ценностями является хорошая заработная плата и карьера. Приобретение нового опыта и знаний, формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции не имеет высокой значимости для современных студентов. В связи с высоким уровнем притязаний студентов, неуверенностью в себе как профессионале, отсутствием опыта профессиональной деятельности, можно прогнозировать высокую степень безработицы среди выпускников.

Проведенный анализ наглядно показывает, что более чем 60 % студентам-выпускникам требуется психологическая помощь.

Психологическая работа со студентами-выпускниками осуществляется психологами вуза, кураторами учебных групп. Основной целью работы является помощь студентам в осознании социальной значимости выбранной профессии и своих адаптационных возможностей в становление себя как профессионала. Важное значение имеет успешное прохождение студентами производственной (преддипломной) практики, помогающей им сформировать умения и навыки психодиагностической и психокоррекционной работы в той социальной сфере, которая непосредственно связана с их научными интересами и проводимой исследовательской работой.

Формированию уверенного поведения у студентов способствует повышение адаптационного потенциала личности: нервно-психической устойчивости, обеспечивающей толерантность к стрессу; самооценки личности, коммуникативной компетентности, конфликтоустойчивости и др.

Представляется важным развитие навыков осознания имеющихся ресурсов студентами, умение управлять и рационально использовать их в процессе обучения в вузе.

Психологами вуза проводятся индивидуальные психологические консультации для студентов, направленные на решение их актуальных проблем; индивидуальные психокоррекционные занятия со студентами со сниженным адаптационным потенциалом; социально-психологические тренинги: «Я — студент», «Познай себя», «Способы снятия стресса», «Я — лидер», «Я — будущий профессионал» и др.

Необходимо привлечение студентов к групповой психологической работе в виде социально-психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативной компетентности, навыков делового общения. Тренинговые занятия строятся по принципу «групп-встреч», где студентов объединяет одна проблема и они собираются для того, чтобы выразить свои чувства, поддержать друг друга, поделиться своим жизненным опытом.

Со студентами необходимо проводить мероприятия, направленные на коррекцию их психического состояния, повышение активности и ответственности; формирование эффективных умений и навыков поиска работы, использования продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессом. Важно обучение современных выпускников навыкам эмоционально-волевой саморегуляции. Активизация потребности в самопознании и саморазвитии, повышение самооценки становится важным гарантом их успешного поиска работы и трудоустройства.

Литература:

  1. Климов, Е. А. О профессии и о себе // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1 (2). — с. 44–52.
  2. Кузнецова, Л.Э., Кулешова, М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой ученый. — № 23 (103). — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 877–879.
  3. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2008.
  4. Собкин, В.С., Ткаченко, О. В. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1 (2). — с. 21–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle