Библиографическое описание:

Скиндерева А. Н. Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни английскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 461-463.



В последние годы возрос интерес к преддошкольному возрасту. Начиная с первых месяцев жизни, детей записывают в клубы, центры, где проводятся занятия, направленные, в первую очередь, на развитие интеллектуальных способностей детей, в частности все больше и больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения.

Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом». [4] Изучение иностранного языка положительно влияет на интеллектуальный рост, обогащает и стимулирует умственное развитие ребенка, делает мышление детей более гибким, повышает восприимчивость к языкам и развивает слуховое восприятие, знакомит малыша с культурой другой стран, подготавливает ребенка к тому, чтобы он отвечал требованиям к владению языком в школе. [3] Однако, на данных занятиях не уделяется должного внимания развитию эмоциональных отношений между матерью и ребенком, а также воспитанию детей раннего возраста.

С 2010 года в нашем городе существуют специальные совместные группы для мам и малышей “MomandBaby”, где проводятся занятия с детьми раннего возраста и их родителями на английском языке. Специальные занятия, разработанные учителем английского языка, психологом и коррекционным педагогом, направлены на временное погружение детей в новую языковую среду и, одновременно, на формирование отношений в системе мать-ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместно неразделенной деятельности мать и дитя, где учитель играет роль помощника, который показывает и объясняет задание, а ребенок и родитель совместно выполняют его. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка.

Данная программа имеет следующие цели и задачи;

Цели

  1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
  3. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко приобретаются и прочно усваиваются, поэтому важно не упустить время);
  4. Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
  5. Развитие навыков «говорения» (т. е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);
  6. Формирование и пополнение лексического запаса.

Задачи

  1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  2. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
  3. Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с различными материалами).
  4. Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
  5. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.).
  6. Развивать у ребенка понимание английской речи,
  7. Умение точно подражать словам;
  8. Поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими на английском языке;
  9. Знакомить его с английскими названиями предметов и явлений;
  10. Выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений на английском языке.

Успешный опыт работы таких групп показывает, что родители не только совершенствуют свои собственные знания английского языка, но и овладевают некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста, расширяют свои знания, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия со своим малышом, а также учатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.

Что касается самого ребенка, мы не ставим своей задачей «обучить» его английскому языку, мы хотим развить его природные склонности, используя в общении неродной язык. Малышам в этом возрасте интересно много двигаться, перебирать различные предметы, изучая их свойства, разглядывать картинки, читать книжки, петь песенки. Именно это мы и предлагаем малышам на наших занятиях.

Сообщая об изменениях в развитии ребенка за год занятий, практически все мамы отмечают улучшение речевого развития ребенка, появление потребности играть с другими детьми, развитие эмоциональной и коммуникативной сфер; особо выделяют проявления доброжелательности, открытости малыша в общении с мамой и другими людьми. Положительные изменения есть и в изучении иностранного языка. Малыши реагируют на иностранную речь, отвечают на приветствие жестом или словами, выполняют простые инструкции, высказанные на иностранном языке, показывают по просьбе предметы и игрушки, названные на иностранном языке (в пределах изученных тем), повторяют отдельные слова иностранного языка, «вставляют» их в свою речь на родном языке, проявляют интерес и желание к занятиям по иностранному языку.

В раннем возрасте обучать языку можно только через разговорную речь, вследствие этого на занятиях доминирует коммуникативный подход, наряду с комбинированием различных подходов, принципов и элементов других методов с учетом специфики этапа обучения и конкретных условий. Занятия направлены на развитие устной речи, которая является как средством, так и методом обучения. На занятиях мамы и малыши погружаются во временную языковую среду, чтобы малыш научился не просто повторять английские слова, но и понимать, играть, думать на английском языке. Преподаватель разговаривает с родителями и детьми только на английском языке. А отдельные слова, выделяет голосом, показывая предмет или картинку, иллюстрирующую слово, или объясняет жестами. Постепенно, по слову, малыш начинает понимать нашу речь.

Обучение складывается их двух организационно-содержательных компонентов — работа во время аудиторных занятий и самостоятельная работа родителей с малышами дома.

Занятия носят системный характер и включают в себя:

– развивающие и обучающие занятия (Монтессори-игрушки, кубики Зайцева, карточки, работа с сыпучими материалами, шнуровки…)

– музыкально-ритмические занятия (коллективные занятия в кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т. ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т. ч. пальчиковые), игры на повторение основных движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания).

– фитнес-занятия (активные игры, обручи, надувные мячи, массаж...)

– творческие занятия (развитие сенсорных способностей и мелкой моторики руки, творческой сферы деятельности, лепка, рисунки из песка, пальчиковые краски…) Помимо обучения навыкам рисования, лепки, аппликации, развития интереса и положительного отношения к творческой деятельности, занятия также формируют развитие речи м ознакомление с окружающим миром.

В процессе обыгрывания сюжета самой творческой деятельности ведётся непрерывный разговор с детьми, что стимулирует их речевую активность и способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Исходя из темы занятия, педагог рассказывает о различных явлениях природы, о жизни людей и животных. Задания позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Каждое занятие тематическое: тема проживается и прорабатывается во всех частях занятия, служит основой для проведения игр и показа мини-спектакля (если занятие посвящено игрушкам, например, мячу, то дети с мамами лепят мяч, на его основе знакомятся с геометрической формой — кругом, учатся выделять его из других фигур, знакомятся с понятиями «большой-маленький», играют с мячом, катают его, водят хороводы и поют песни про игрушки, рисуют клубочек для котенка, смотрят и сами участвуют в мини-спектакле про игрушки).

Успешное воспитание и развитие ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Посещая занятия в группе “Momandbaby” мамы учатся совместной деятельности со своим ребенком, общаясь при этом на английском языке, а также построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др, Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/—4-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2001.— 253 с
  2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с
  3. Салищева М. Н. Английский с рождения: практические советы родителям, прибаутки.-М.:Карапуз-Дидактика,2007.-64с:ил.
  4. Обучение английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста: основные принципы и подходы [Электронный ресурс] http://www.kp.ru/guide/obuchenie-detei-angliiskomu-jazyku.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle