Библиографическое описание:

Сбыковская Л. В., Жукова Т. В., Белик С. Н., Харагургиева И. М. Оптимизация оценки уровня здоровья лиц молодого возраста (на примере студентов вузов) // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 78-80.



Работа посвящена сравнительной характеристике методов обследования уровня здоровья студентов в Центрах здоровья, с помощью разработанного теста «Здоровье» и при диспансеризации.

Ключевые слова: уровень здоровья, группы риска, физическая активность, общая неспецифическая адаптация.

The article is devoted to the comparative characteristic of methods of examination of students’ health level in the Centers of health by the developed Health test and at standard medical examination.

Keywords: health level, risk group, physical activity, general nonspecific adaptation.

Возрастающие требования к уровню подготовки специалистов-медиков высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность развития таких преморбидных состояний как метаболический синдром [1], синдром хронической усталости [2], предменструальный синдром [3]. Всё это значительно снижает репродуктивный потенциал [4] и ведёт к неизбежным демографическим проблемам.

Согласно прогнозов, к 2023 году численность молодежи в возрасте 14–30 лет в составе населения России сократится на 13,4 млн. чел. и составит 25 млн. чел. По состоянию на 2009 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн. чел., в США — 56 млн. чел., в Китае — 208 млн. чел. По состоянию на 2010 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн. чел. По наиболее вероятному прогнозу численность 18–летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза» [5].

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н “Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях” (ст. 4 п.2), профилактика неинфекционных заболеваний должна обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе программ снижения распространенности основных факторов риска их развития [6]. На функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований создаются Центры здоровья (ЦЗ), согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 597н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» создаются (далее — ЛПУ), включая учреждения здравоохранения для детей [7].

Одной из функций ЦЗ является мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни [8]. Диспансеризация же представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подход к выбору наиболее эффективных методов оценки состояния здоровья позволит определить, какие результаты наиболее информативны и какие методики предпочтительнее использовать для мониторинга состояния здоровья.

Цель: сравнение и выявление более эффективных методов медико-социального мониторинга уровней здоровья у лиц молодого возраста.

Объектом исследования послужил курс медико-профилактического факультета (100 человек первоначально, 83 — к шестому курсу), наблюдения осуществлялись с первого по шестой курс обучения в вузе.

Материалы и методы исследования. Мониторинг уровня здоровья методом анкетирования с помощью теста «Здоровье» [9] осуществлялся регулярно 2 раза в год. Оценка результатов проводилась по 7–бальной шкале, где оценивались: самочувствие, общая неспецифическая адаптация, физическое состояние и психоэмоциональный статус. В выделенных группах риска проводились оздоровительные мероприятия.

По результатам проводимого исследования были выявлены основные факторы риска: низкие физическая активность и адаптация. Группы риска, сформированные в соответствии с указанными факторами риска, составляли соответственно по годам: в2011–55 %, в 2012–46 %, в 2013–42 %, в 2014–18 %, в 2015–3 %. Динамика снижения количества студентов в группах риска была достигнута благодаря проводимыми оздоровительными мероприятиями, которые включали в себя: прием природных адаптогенов (элеутерококка), с целью повышения неспецифической адаптации организма и ходьба на длинные дистанции ежедневно для повышения физической активности.

Параллельно с анкетированием (на 1 и 6 курсах) студенты обследовались в ЦЗ и 1 раз в три года проходили диспансеризацию. Согласно данным диспансеризации из обследованных студентов, 76 % были признаны здоровыми входили в группу Д1, когда как остальные 24 % были отнесены к группе Д2 — практически здоровые.

Из полученных нами данных от ЦЗ следует, что по показателям, характеризующим физическое состояние обследуемых, а именно ИМТ, 14 % имеют отклонение от нормы, 12 % из которых близки к состоянию предожирения, а оставшиеся 2 % низкую массу тела. У 12 % из числа обследуемых наблюдалось снижение адаптации. Данные «Центров здоровья» с результатами теста «Здоровье» удалось сопоставить только по физическому состоянию (учитывался только индекс массы тела) и адаптации.

В диспансеризации студенты участвовали не более 2–х раз за период обучения, когда как мониторинг состояния здоровья с помощью теста «Здоровье» проводился 2 раза в год, в течение шести лет. Результаты диспансеризации невозможно сопоставить с данными ЦЗ, т. к. обследование в ЦЗ не приводило к определению диспансерной группы, а диспансеризация, в основном, была направлена на выявление заболеваний.

По результатам шестилетнего пилотного проекта мониторинга уровня здоровья студентов разработано «Положение о кабинете «Здоровый образ жизни студентов», который может объединить данные анкетирования, диспансеризации и обследования в ЦЗ, а также осуществлять консультации и контроль за проведением оздоровительных мероприятий в «группах риска».

Выводы. 1. Состояние здоровья студентов целесообразно оценивать в «Кабинете здорового образа жизни» вуза.

2. Комплексная оценка уровня здоровья студентов должна включать результаты донозологического тестирования здоровья, результаты обследования в ЦЗ и при диспансеризации.

Литература:

  1. Жукова Т. В., Свинтуховский О. А., Харагургиева И. М., Белик С. Н., Кононенко Н. А., Кинзеева Э. Э. Гигиенические критерии риска развития метаболического синдрома // Здоровье населения и среда обитания. — 2016. — № 2 (275). — С. 15–17.
  2. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета //Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. — С. 201–206.
  3. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико–социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами предменструального синдрома // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
  4. Белик С. Н., Подгорный И. В., Можинская Ю. В., Жукова Т. В., Свинтуховский О. А. Место синдрома хронической усталости среди факторов риска нарушения репродуктивного потенциала молодёжи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2016. — № 23. — С. 44–47.
  5. Зеленков М. Ю. Социологический взгляд на проблемы современной российской молодежи // Научный периодический электронный рецензируемый журнал «SCI–ARTICLE.RU». 2014. № 8 (апрель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sci–article.ru/stat.php?i=1398623993 (дата обращения 14.04.2016).
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н “Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях”
  7. Приказ Минздрава соцразвития России № 597 н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  8. Центры здоровья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mednet.ru/ru/zdorovyj–obraz–zhizni/uchrezhdeniya–deyatelnost–kotoryx–napravlena–na–formirovanie–zozh/czentry–zdorovya.html (дата обращения 14.04.2016).
  9. Жукова Т. В. Технология оценки уровня индивидуального здоровья и активационно-восстановительная профилактика. В кн.: Справочник. Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. М.: Альянс–Инвест; 2003; т. 1. –С. 96–97.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle