Библиографическое описание:

Бондаренко Е. А., Белик С. Н., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 43-46.



Оценка особенностей питания детей в сельской школе выявила нарушения режима питания и баланса по основным макро– и микронутриентам.На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев избыточной массы тела и ожирения. Таким образом, несоблюдение основ рационального питания в школе является ведущим фактором в формировании таких алиментарно-обусловленных преморбидных состояний как избыточный вес и ожирение.

Ключевые слова: школьное питание, сельские школьники, показатели заболеваемости, избыточный вес, ожирение.

The evaluation of features of rural schoolchildren nutrition revealed disturbances of a dietary regime and balance of the basic macro- and micronutrients. The significant increase of cases of overweight and obesity is noted against decrease of a case rate of a gastrointestinal tract at school students of the senior age group. Thus, noncompliance with bases of healthy nutrition at school is the leading factor in formation of such alimentary conditioned premorbid states as the overweight and obesity.

Keywords: school nutrition, rural school students, case rate indicators, overweight, obesity.

Современные подростки по уровню морфофункционального развития отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия. Согласно данным статистики, за последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 %, а в возрасте 15–17 лет — на 65 %. Нарушение здоровья, хронические патологии обнаруживаются у 30 % школьников средних и старших классов. Наибольшее число часто болеющих детей приходится на возрастную группу 6–7 лет, то есть на период, когда ребенок поступает в первый класс и на него увеличивается физическая и психоэмоциональная нагрузка. По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей снижается, до 70 % школьников страдают хроническими заболеваниями. Около 17 % детей имеют лишний вес, в то время как около 20 % детей не добирают до нормы [1]. Значительно выросло число аллергических реакций: около 30 % российских школьников страдают аллергией [2, 3]. До 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в армии, в связи с имеющимися заболеваниями, а те, которые пригодны часто имеют анамнезе различные функциональные расстройства, которые могут служить фоновой основой для развития различных патологических процессов [4, 5, 6]; расстройства менструального цикла у 22–25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции [7], сокращению рождаемости и углублению демографического кризиса.

Сбалансированное питание — основа здоровья детей, обеспечивающая оптимальное функционирование всех систем организма в будущем. Даже незначительный дисбаланс фактического питания может сопровождаться формированием функциональных отклонений и патологических состояний [8, 9]. Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, поэтому школьную среду можно использовать для формирования у детей правильных навыков и стереотипов питания. В научных изданиях имеются сведения о том, что организация школьного питания учащихся в сельской школе больше отвечает гигиеническим требованиям, чем организация питания их сверстников в городских школах — по частоте охвата школьников приемом первых и вторых горячих блюд, по регулярности приемов пищи в школе и разнообразию ее ассортимента [10]. В то же время, реализация Программ обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях в условиях сельских школ серьезно затруднена из-за постоянных специфических проблем социально–гигиенического и медицинского плана: прежде всего меньшая финансовая поддержка и техническая оснащенность, ветхость зданий и износ оборудования. Всё это определяет необходимость постоянного контроля соответствия фактического питания сельских школьников санитарно–гигиеническим нормативам. В связи с этим представленное исследование достаточно актуально, так как в нём предпринята попытка определить роль школьного организованного питания в формировании алиментарно-обусловленных преморбидных состояний.

Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района с сентября 2013 по май 2014 г. Обследованы школьники 11–18 лет (178 человек). Данные о пищевой ценности и сбалансированности рационов получали расчетным методом по меню горячих завтраков и обедов школьных столовых, с последующим расчетом потребления основных пищевых веществ и энергии и сравнением их с гигиеническими нормативами МР 2.3.1.2432–08. При анализе заболеваемости школьников были учтены данные диспансеризации за период с 2013 по 2014 г. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью пакета Statsoft Statistica 6.0, с расчётом средних значений и их стандартных ошибок (М±m) и оценкой достоверности по t-критерию Стьюдента.

В соответствии с МР 2.3.1.2432–08, дневная норма для подростков в возрасте от 14 до 18 лет составляет: белков для мальчиков — 87, для девочек 75 г (в среднем 81 г). Углеводов соответственно — 421– 363 г (в среднем 392) и жиров — 97–83 г (в среднем 90 г). Учитывая то, что у большинства детей пятиразовое питание, суточное распределение на 1-й завтрак должно приходиться 25 % рациона, на 2-й — 15 %, на обед — 35 %, и полдник 10 % и ужин 25 %, можно предположить, что в школе ребёнок получает 60 % суточного рациона, при этом доля белка должна составлять 48,6 г белка (у нас 75 г), углеводов 237,6 г (336 г) и жиров 54,0 г (62 г).

Потребность в калориях, учитывая питание в школе, у детей в возрасте с 11 до 14 лет у мальчиков составляет 1500 у девочек 1380 ккал (в среднем 1440 ккал). В возрасте от 15 до 18 лет — у мальчиков 1740 у девочек 1500 ккал (1620 ккал). Наши расчёты показали, что за 5 дней с обедами ученик получает 11159,55 ккал. В среднем с обедами каждый день ученик получает 2231,91 ккал, что на 55 % достоверно выше норм для школьников среднего возраста и на 37,8 % больше для старшеклассников.

Рис. 2. Обеспеченность рациона школьника основными пищевыми компонентами

При анализе алиментарно-обусловленной заболеваемости установлено достоверное снижение заболеваемости ЖКТ у школьников 15–18 лет на 22 % по сравнению с детьми 7–14 лет. В тоже время установлено увеличение числа учащихся с избыточной массой тела в старшей возрастной группе на 20 % (P<0,05). В целом избыточная масса тела отмечена у 27 % старшеклассников.

Рис. 2. Состояние здоровья школьников

Таким образом, при оценке особенностей питания детей в школе нами выявлены нарушения режима питания и баланса по основным макро- и микронутриентам.На фоне снижения заболеваемости ЖКТ у школьников старшей возрастной группы отмечено достоверное увеличение случаев избыточной массы тела и ожирения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нарушения основ рационального питания в школе является ведущим фактором в формировании таких алиментарно-обусловленных преморбидных состояний как избыточный вес и ожирение.

Литература:

  1. Вебинар «медицина и здоровье школьников» 30 сентября 2015 г. Стенограмма // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. — Выпуск № 5 (26).
  2. Моргуль Е. В., Чистяков В. А., Колмакова Т. С., Кобзева Н. Н., Слюсарева Е. С. Перспективы профилактики повреждений ДНК при аллергических заболеваниях у детей с помощью пробиотических препаратов // Валеология. — 2013. — № 2. — С. 20–26.
  3. Панина А. И., Севрюков А. В., Моргуль Е. В., Колмакова Т. С. Выявление цитологических аномалий у детей с аллергическими заболеваниями с помощью микроядерного теста // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 2–2. — С. 146.
  4. Жукова Т. В., Свинтуховский О. А., Харагургиева И. М., Белик С. Н., Кононенко Н. А., Кинзеева Э. Э. Гигиенические критерии риска развития метаболического синдрома // Здоровье населения и среда обитания. — 2016. — № 2 (275). — С. 15–17.
  5. Белик С. Н., Подгорный И. В., Можинская Ю. В., Жукова Т. В., Свинтуховский О. А. Место синдрома хронической усталости среди факторов риска нарушения репродуктивного потенциала молодёжи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 23. — С. 44–47.
  6. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся военно-медицинским профессиям // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
  7. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико-социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами предменструального синдрома // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
  8. Денисович Ю. Ю, Гаврилова Г. А. Совершенствование организации школьного питания // Техника и технология пищевых производств. — 2013. — № 1 (28). — С.112–116.
  9. Тапешкина Н. В., Клишина М. Н. Организация школьного питания в современых условиях: проблемы и пути решения // Сибирский медицинский журнал. — 2013. — № 7. — С.113–117.
  10. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Буря Е. Ю., Добаева Н. М., Смольянинова Л. П. Гигиеническая оценка питания сельских и городских школьников // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 4 (53). — С. 30–35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle