Библиографическое описание:

Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Белик С. Н., Ванян Г. Е. Взаимосвязь биохимических и психофизиологических показателей у студентов с разными психологическими типами личности // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 39-41.



Установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом биохимических и психофизиологических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе.

Ключевые слова: биохимические показатели, психофизиологические показатели, здоровье студентов, психологические типы личности.

The interrelation of some psychological features of students with a number of biochemical and psychophysiological indicators and also with indicators of students’ health and success of their education in higher education institution is established.

Keywords: biochemical indicators, psychophysiological indicators, students’ health, psychological types of the personality.

Успешность обучения в вузе может быть в определенной степени детерминирована личностными психологическими особенностями студентов [1, 2], а недостаточный учет их приводит к стрессовым состояниям обучающихся, росту нервно-психических заболеваний и ухудшению их здоровья [3, 4, 5], при этом маркерами стрессового состояния могут быть биохимические показатели, получаемыми неинвазивными методами [6]. Поэтому изучение индивидуальных психологических особенностей студентов может стать важным элементом оптимизации обучения в вузе.

С целью совершенствования учебного процесса нами обследовано 140 практически здоровых студентов I и II курсов Ростовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 лет до 20 лет. Для определения психологического типа личности студента использовали опросник Д. Кейрси. Студентам предлагали таблицу из четырех пар предпочтений. Первая пара предпочтений: E (экстраверсия) и I (интроверсия); вторая — T (думание) и F (чувствование); третья пара — S (здравомыслие) и N (интуиция); четвертая — J (рассудительность) и P (импульсивность). Уровень психического и соматического здоровья студентов определяли по модифицированной анкете Г. А. Гончаровой с соавт. Для выявления признаков синдрома вегетативной дистонии в наших исследованиях применяли «Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений» М. А. Вейна. Психоэмоциональную напряженность студентов изучали с помощью теста ситуативной и личностной тревожности, предложенного Ч. Д. Спилбергером. С помощью теста САН определяли субъективные оценки самочувствия, активности и настроения у исследуемых. Для оценки умственной работоспособности студентов применялся метод корректурной пробы по буквенным таблицам В. Я. Анфимова. Внимание оценивали с помощью таблиц Шульте-Платонова. Психологическая структура личности студентов исследовалась с помощью сокращенного многофакторного опросника для исследования личности по П. И. Сидорову, А. В. Парнякову. Определение содержания молекул средней массы в слюне студентов проводили скрининговым методом М. Я. Малаховой в модификации В. Н. Чернышова и др. Количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне определяли по методу А. С. Спирина в модификации Л. М. Пустоваловой. Мочевую кислоту определяли спектрофотометрическим методом.

Выявлены различия в уровне нездоровья у студентов с разными психотипами: частота заболеваний достоверно выше у «импульсивных» студентов по сравнению с «рассудительными» студентами; у «здравомыслящих» студентов сильнее проявились синдромы дисфункции сердечно-сосудистой системы и ЛОР-органов по сравнению со студентами-«интуитивами»; отмечена прямая корреляция между степенью выраженности патохарактерологического синдрома и принадлежностью студентов к Т-типу (к «логикам»). У студентов-«экстравертов» средние уровни активности и продуктивность корректурной пробы были достоверно выше по сравнению с «интровертами», а у «рассудительных» студентов оказались достоверно выше показатели самочувствия и настроения, а также ниже концентрация внимания по сравнению с «импульсивными» студентами.

Результаты экзаменов оказались достоверно выше у интровертов по сравнению с экстравертами, а также у студентов с доминированием «здравомыслия» по сравнению с «интуитивами». Кроме того, уровень успеваемости студентов коррелирует обратной связью с выраженностью у них аггравации, депрессии, психопатии, паранойи, аутизма и гипомании и прямо коррелирует с уровнем ситуативной тревожности.

Выявлена обратная связь между показателями самочувствия и настроения и уровнем молекул средней массы в слюне студентов. Установлены достоверно более высокие значения уровня молекул средней массы у «интровертов» по сравнению с «экстравертами» и у студентов-«интуитивов» по сравнению со «здравомыслящими» студентами, что следует учитывать при оценке биохимических показателей в клинико-психологических и психолого-гигиенических исследованиях.

У студентов с синдромом вегетативной дисфункции отмечали достоверно более высокое содержание нуклеиновых кислот в слюне и более низкие показатели активности, умственной работоспособности и концентрации внимания по сравнению со студентами без проявлений вегетативной дисфункции.Установлено достоверное превышение уровней молекул средней массы и содержания мочевой кислоты в слюне у юношей по сравнению с девушками, а также более высокое количественное содержание мочевой кислоты и улучшенные показатели умственной работоспособности у студентов второго курса по сравнению со студентами первого курса.

Таким образом, установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом психофизиологических и биохимических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе. Выявленные гигиенические и психофизиологические закономерности открывают новые перспективы в повышении эффективности умственного труда, охране здоровья студентов и должны учитываться при решении вопросов оптимизации обучения в вузе.

Литература:

  1. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Сидоренко Ю. А., Добаева Н. М., Смольянинова Л. П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 2 (51). — С. 36–40.
  2. Базаренко Р. А., Максимов О. Л., Погосян С. Я., Зайцева Е. С., Туманова К. А., Хомутова О. В., Горбачев М. В. Гигиеническая оценка донозологических показателей соматического и психического здоровья студентов медвуза и их взаимосвязь с некоторыми факторами риска образа жизни // Профилактическая и клиническая медицина. — 2013. — № 1 (46). — С. 6–8.
  3. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико-социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами предменструального синдрома // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
  4. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся военно-медицинским профессиям // В мире научных открытий. 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
  5. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М.
  6. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. — С. 201–206.
  7. Аветисян З. Е. Молекулы средней молекулярной массы как один из биохимических критериев в гигиенической оценке процесса обучения студентов //
  8. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. — 2003.– № 2.– С. 85–87.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle