Библиографическое описание:

Давыдова С. Е. Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 178-182.



Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

–повышенная чувствительность к оценке посторонних;

–предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

–противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

–эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

–борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, присутствует сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно — личностное общение. [24,с.93–98]

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. У подростка складываются разнообразные образы «Я», к концу подросткового периода они интегрируются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая, является центральным новообразованием всего периода. [14,с.35]

Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает фрустрации; негативные переживание часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуются субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачными предчувствий, а с точки зрения физиологии — активизацией вегетативной нервной системы. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности. Статуса личностного образования тревожность достигает в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлениями подростка о себе. [23,с.66]

Ключевые слова: психокоррекция, диагностика, подросток, тревожность, тренинг

Актуальность: Вероятность формирования тревожности возрастает, если у подростка преобладают следующие психологические особенности: заниженная самооценка, снижение коммуникативных навыков, эмоциональная лабильность. Все это может стать причиной дезадаптации поведения и пусковым механизмом для развития предневротического состояния. В связи с этим возникает необходимость проведение диагностических и психокоррекционных мероприятий в подростковой группе.

Цель исследования: влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности в подростковом возрасте.

База эмпирического исследования: ГБПОУ ВО «ВАТ имени В. П. Чкалова», участники исследования: студенты 1 курса, возрастная категория 15–16лет. Обследовано 150 человек. Психологическое исследование проводилось в два этапа. Первый этап октябрь-ноябрь 2015–2016 года, второй этап — март2016 года.

Для проведения исследования использовался комплекс методов: анализ литературы, клиническое наблюдение, психодиагностические: беседа, многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (форма С) [12, с. 1–121]; тест на оценку ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру; методика «Диагностика уровня субъективно ощущения одиночества», Д. Рассела и М. Фергюсона. [25, с. 245];

На первом этапе исследования была выявлена группа из 15 подростков, у которых результаты указывали на факторы, влияющие на формирование тревожности: замкнутость, высокий уровень субъективного одиночества, эмоциональная нестабильность, подчиненность, ведомость, робость, собственно тревожность, ослабленный волевой самоконтроль, выраженное эмоциональное напряжение, низкая самооценка.

На втором этапе исследования в марте 2016 года получены следующие результаты: по методике Р. Кеттелла зафиксировано повышение самооценки (с -2 до + 4), коммуникативного уровня (с -5 до + 8), эмоциональная стабильность (с -3 до +9), снижение эмоционального напряжения и собственно тревожности (с +12 до -6) (рис.1);

Рис. 1

Анализируя результаты по тесту Спилбергеру, необходимо отметить снижение показателей ситуативной и личностной тревожности до среднего уровня. Так, показатели ситуативной тревожности снизились с 70 баллов до 50 баллов, личностной тревожности с 65 баллов до 50 баллов (рис.2);

Рис. 2.

При вторичном обследовании по методике «Диагностика уровня субъективно ощущения одиночества», Д. Рассела и М. Фергюсона отмечено снижение уровня субъективного одиночества с 50 баллов до 38 баллов (рис.3)

Рис. 3.

Для снижения уровня тревожности проводилась комплексная психологическая коррекция, включающая: индивидуальные консультации и занятия для обучающихся, родителей и педагогов, а так же тренинговую программу для подростков по коррекцию тревожности.

Разработанная программа тренинга, рассчитанная на возрастную категорию 15–17 лет, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, снижение тревожности, социального развития. Для разработки программы использовались методики коррекции и развития личности при проведении тренингов в подростковых группах А. Г. Грецова и О. В. Евтихова. [9,с.5–400;10,с.5–250]

Программа рассчитана на 33 академических часа, одиннадцать занятий по 3 часа в неделю. Занятия проводились в период с января по март 2016 года. Оптимальная численность в группе 15–20 человек.

Программа позволяет решать следующие задачи:

– Формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций.

– Развитие навыков эффективного общения.

– Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

– Снижение уровня тревожности.

– Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

– Формирование интереса к психологическим знаниям.

– Сплочение, формирование взаимного доверия.

В начальной части тренинговых занятий акцент делается на сплочении группы и формировании взаимного доверия, что создает предпосылку для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств. При этом используются групповые дискуссии, короткие информационные блоки, интерактивные и ролевые игры, психодиагностические методики.

Методы итехники, позволяющие решить поставленные задачи.

  1. Дискуссия на тему о нормах и взглядах группы: являются ли для меня определяющими (нормами) нормы, принятые в нашей группе, ориентируюсь ли я на них в своем поведении? Являются ли для меня определяющими нормы, принятые в моей семье? Есть ли в нашей группе лидер? Считаю ли я, что принадлежу к какой-то группировке? Обсуждаются различные позиции и обсуждаются причины различий. [10,с.58]
  2. Производится анализ ситуаций, в которых многие из участников чувствуют неловкость (застенчивость). Происходит обсуждение причин застенчивости (прошлый неудачный опыт) и контактности.
  3. Разрабатываются различные ситуации, предлагаемые как этюды (хочу познакомиться с девушкой; поведение в незнакомой компании).
  4. Разыгрываются ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников:

– просят помочь в каком — либо деле;

– предлагают свою помощь;

– просят внимания.

  1. Рассматриваются конфликтные ситуации. Участники предлагают собственные ситуации («Девушку подвела подруга»). Участники группы предлагают свой вариант поведения в разыгрываемой ситуации, при этом они играют роль главного героя (человека, предложившего ситуацию). Проводится анализ разыгрываемых ролей. [10,с.58]

Тренер группы, используя технику обмена ролями, предлагает главному герою строить роль своего партнера в данной ситуации. Обсуждаются различия ведения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится этот человек. В процессе выполнения упражнений формируются навыки слушания, происходит осознание участниками собственных трудностей в общении со сверстниками.

Очень важным адресатом в работе по психокоррекции тревожности является семья подростка. В программе разработан цикл занятий для родителей «Подсказки для родителей», способствующие углублению знаний о психологических закономерностях и особенностях подросткового возраста.

В программе использованы рекомендации для родителей известных психологов К. Роджерса, Ю. Б. Гиппенрейтер и С. В. Кривцовой [7,с.10; 19.с.60].Одной из важнейших задач «воспитания» родителей является, развитие мотивации, побуждающая их к потребности слушать и понимать своего подрастающего ребенка.

Для этого родителям предлагается усвоить следующие аксиомы, предложенные в свое время К. Роджерсом: [26,с.93–98]

– в семье очень важна двусторонняя коммуникация, то есть общение, при этом каждый член семьи находит понимание и сам понимает, другого;

– как позитивные, так и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всеми членами семьи;

– проявление истинных чувств, приводит любого человека к глубокому внутреннему удовлетворению;

– тесные отношения внутри семьи могут быть построены только на основе искренности;

– каждый член семьи — личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверять своим чувствам и чувствам близких людей и принимать их такими, какие они есть.

В процессе занятий родители учатся активно слушать и понимать чувства ребенка, стоящие за его высказываниями и поведением. Вырабатывают умения довести до сознания ребенка свои собственные чувства в уважительной форме, доступной его пониманию.

В работе с родителями, учитывается наличие обратной связи с детьми [19,с.19], поскольку родители могут не так быстро и безболезненно изменить свою философию и привычки. Поэтому в беседах с учащимися о взаимоотношениях с родителями, подростки ориентируются на чувства и переживания своих родителей.

Выводы:

  1. По результатам диагностики на первом этапе исследования в октябре-ноябре 2015 года выделена контрольная группа из 15 человек, показатели отразили особенности проявления тревожности характерной для подросткового возраста.
  2. Для снижения уровня тревожности с подростками контрольной группы проведена комплексная психологическая коррекция, включающая все стороны их жизни. Разработана программа тренинга по коррекции тревожности, период проведения занятий январь-март2016года.
  3. После проведения коррекционной работы с контрольной группой в марте 2016 года проведен второй этап психологического исследования. Диагностика проводилась по методикам, используемым на первом этапе. Полученные результаты выявили снижение факторов по тревожности, как ситуативной, так и личностной, эмоциональной напряжённости, снизился уровень субъективного одиночества, повысился коммуникативный уровень подростков, снизился уровень недоверия и подозрительности к другим людям, появилась активность и открытость в общении. Повысилась самооценка.
  4. Полученные результаты исследования подтвердили, эффективность и необходимость использования коррекционных программ по снижению тревожности в работе психолога с подростками в образовательном учреждении.

Литература:

  1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В. М. — СПб.: Питер, 2005. — 241с.
  2. Балыко Д. НЛП для современных родителей.11законов эффективного общения с подростком. М.:Эксмо,2012. -256с.
  3. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. — СПб.: Питер, 2005.с.219–229.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Питер,2008 -367с
  5. Волков Б. С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005.-208с.
  6. Гинотт Х. Родитель-ребенок: мир отношений. М.:Эксмо,2012. -256с.
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ, Москва, 2008. -40с.
  8. Гормин А. С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении. Новгород, 1997–189с.
  9. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание СПб.: Питер, 2011. — 416 с.
  10. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: «Речь»,2005.-256с.
  11. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988.- 246с.
  12. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттлла.-СПБ.: «Речь»,2007.-112с.
  13. Кравченко А. И. Родителям о подростках. М.:2008.-178с.
  14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.
  15. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.
  16. Куташов В. А., Куташова Л. А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24–27.
  17. Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996
  18. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
  19. Кривцова С. В., Патяева В. Ю. Семья: искусство общения с ребенком. М.: Учебная книга,2008.- 160с.
  20. Кривцова С. В. «Учитель и проблемы дисциплины» М.: 2005.
  21. Прихожан А. М. Работа с родителями подростков // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 93–98.
  22. Прихожан А. М. Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 96–104.
  23. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  24. Психология подростка: учебник/под ред. Реана А. А.- СПб.,2007.-480с.
  25. Райдгородский В. А. Практическая психодиагностика.- Спб.: Речь, 2005.- 384 стр.
  26. Роджерс К. Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. Издательство: МОДЭК,2013-
  27. Тревога и тревожность /состав. и общая редакция В. М. Астапов М.: Пер Сэ, 2008.- 241с.
  28. Хабарова Т.Ю. Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине [Текст]/Т.Ю.Хабарова//Молодой ученый.—2015.—№ 6.—С.305–308.
  29. Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.
  30. Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В. М. — СПб.: Питер, 2005. — 241с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle