Библиографическое описание:

Толонов Э. Н. Перспективы и возможности развития международного туризма в Кыргызской Республике // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 287-290.



В условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться в туристическую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику [1,2,3,4,5].

Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Как известно, туризм в Кыргызстане провозглашен приоритетной отраслью развития экономики. Благодаря последовательной реализации политики открытости и осуществлению рыночных реформ в республике, в настоящее время, уже сложился рынок туристических услуг, в котором на сегодняшний день преобладает доля частного сектора.

Существующая на настоящий момент инфраструктура услуг в республике пока что не отвечает потребностям активно развивающегося туризма, однако, она может стать основой для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и учитывающей экологические требования.

Развитие туризма в международном масштабе создало благоприятные условия для развития экономических процессов в отдельных странах, так как туристическая индустрия для некоторых из них является важнейшим источником валютных поступлений, а также важным стимулом развития и диверсификации многих отраслей, связанных со сферой туризма [6,7,8,9,10,11].

В Кыргызской Республике есть необходимые исходные предпосылки для развития жизнеспособной индустрии туризма. Сегодня, когда в мире растет повсеместный интерес к нетронутым местам, к приключенческому туризму, Кыргызстан может занять достойное место на мировом туристском рынке.

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Кыргызстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Кроме природных достопримечательностей, Кыргызстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Согласно прогнозам Всемирной туристической организации и ЮНЕСКО на период до 2020 года, маршрут «Великий Шелковый Путь» признан одним из наиболее перспективных туристических направлений, способных привлечь треть путешественников со всего мира. По оценкам экспертов, туры Великого Шелкового Пути составят около 60 % въездного туризма. Так как Кыргызстан является частью Великой дороги, развитие индустрии туризма в стране становится особенно актуальным. Государственным департаментом по туризму Кыргызстана особое внимание уделяется вопросу о введении института «Виза Шелкового Пути» для туристов из дальнего зарубежья по принципу Шенгенского соглашения насчёт применения комплекса мер по обеспечению безопасности, противодействию незаконной миграции, а также проявлениям терроризма и сепаратизма. «Виза Шелкового Пути» поможет создать благоприятные условия для увеличения туристских потоков в страну. Кыргызстан издревле входил в зону среднеазиатской цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада.

Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней и внутренней торговли.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

  1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
  2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и валовой национальной продукции страны;
  3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  4. С ростом занятости в сфере туризма, растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

С учетом тенденций развития мирового рынка можно выделить три основных вида туризма в Кыргызстане:

1) курортно-рекреационный туризм или отдых в пансионатах, санаториях и домах отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье (80–90 % доходов всей отрасли);

2) туризм на Великом Шелковом пути, представляющий собой различные вариации маршрутов историко-культурной и этнографической направленности, как правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана (7–14 %);

3) горно-приключенческий туризм: альпинизм, трекинг, конный туризм, рафтинг, охота, туры, связанные с изучением фауны, флоры, географии, археологии, геологии, и т. д. (3–6 %).

Эти виды туризма являются наиболее перспективными до 2020 года, так как привлекательны для туристов и имеют высокую экономическую отдачу от вложенных средств за короткий промежуток времени.

В 2014г. Экспорт туристских услуг (доходы от приема иностранных граждан), по оценочным данным, составил 408,1 млн. долларов США и по сравнению с 2010г увеличился в 2,8 раза, в том числе из стран СНГ, соответственно, 351,3 млн. долларов США (рост в 3,2 раза), из стран вне СНГ-56,8 млн. долларов США (рост в 1,6 раза). При этом, на долю доходов от приема иностранных граждан в 2014г. в общем экспорте услуг пришлось более 45,5 процентов.

Экспорт туристских услуг(в процентах к общему объему экспорта услуг)

По данным Пограничной службы Кыргызской Республики, в 2014г. численность иностранных граждан, пересекших границу Кыргызской Республики, составила 2,8 млн. человек. Основной поток иностранных туристов прибыл из России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Германии, Турции, США и Кореи.

В 2014г. в сферу туризма привлечено прямых иностранных инвестиций в размере 19,4 млн. долларов США, что в 1,4 раза больше, чем в 2013г. Значительный объем прямых иностранных инвестиций поступил из стран вне СНГ (89 процентов от объема поступивших инвестиций), что в 1,4 раза больше, чем в 2013 г. В 2014г. доля прямых иностранных инвестиций в сферу туризма в общем объеме прямых иностранных инвестиций составила 2,7 процента, в то время как в предыдущем году она составляла 1,4 процента. Основными странами–инвесторами являлись Соединенные Штаты — 49,7 процента от общего объема привлеченных инвестиций, Объединенные Арабские Эмираты — 26,9 процента и Российская Федерация — 7,4 процента.

Как видно, существует устойчивая тенденция к росту экспорта туристских услуг, что является показателем позитивных процессов, происходящих в экономике страны.

По данным органов государственной статистики в сферу туристской деятельности в Кыргызстане вовлечено около 2 тысяч действующих хозяйствующих субъектов. Общая численность турагентств и туроператоров, основная часть которых находится в Бишкеке и Иссык-Кульской области, составляет более 150. Эти небольшие предприятия предоставляют однодневный, недельный и более продолжительный пакет услуг в самых интересных местах республики. В республике действуют и турагентства, которые организуют туры в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Перспективными направлениями решения существующих в сфере туризма Кыргызстана проблем являются следующие:

– усовершенствование законодательной базы и неуклонное ее соблюдение;

– введение механизма лицензирования турагентской и туроператорской деятельности с целью обеспечения защиты прав потребителей туристических услуг;

– упрощение процедуры въезда и пребывания иностранных туристов;

– либерализация пограничных и таможенных требований и правил;

– поддержание и распространение имиджа Кыргызстана как страны, благоприятной для развития туризма и бизнеса;

– участие в туристических ярмарках (расширение туристических связей);

– проведение реконструкции имеющихся и строительства новых средств размещения;

– проведение классификации и сертификации гостиниц, турбаз, пансионатов и домов отдыха;

– создание кемпингов, семейных и частных пансионатов;

– подготовка и повышение квалификации персонала гостиниц и других предприятий индустрии туризма.

Заключение: Таким образом, в результате принятия комплекса вышеперечисленных мер по развитию туризма в Республике Кыргызстан данная страна сможет стать более активным участником мирового туристического рынка.

Литература:

  1. Артыкбаева С. Ж. Повышение качества обслуживания и подготовка кадров для туристической отрасли южных регионов Кыргызской Республики /Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма.-2015.-С.65–72.
  2. Рябовой И. А., Ю. В. Забаева Ю. В., Драчёвой Е. Л.и соавт. Экономика и организация туризма: международный туризм. Учебное пособие — М.: КНОРУС, 2016. -568с.
  3. Низамиев А. Г. Туризм Кыргызстана: социально-экономические аспекты. — Ош, 2005.
  4. Кыргызстан в цифрах, Статический сборник, Бишкек 2015.
  5. Туризм в Кыргызстане, Годовая публикация, Бишкек 2015.
  6. Апишева П. К., Артыкбаева С. Ж. Анализ финансового состояния предпринимательской деятельности сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики/ Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 424–427.
  7. Низамиев А. Г.,Артыкбаева С. Ж. Култаева А. К. Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: Эколого-экономическое обоснование / Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 360–364.
  8. Кайыргалиева М. Г.,Бекбусинова Г. К., Жакыпова А. Ж., Оспанбаева А. Ж. Современный туристский рынок и перспективы его развития в Казахстане / В сборнике: Рынок и государство в системе экономических отношений. сборник статей международной научно-практической конференции. Под общей редакций А. В. Яковлевой. 2016. С. 58–62.
  9. Артыкбаева С. Ж. Проблемы антикризисного регулирования и управления социально-экономическими процессами Кыргызской Республики /Экономика и предпринимательство. 2014. № 11–4 (52–4). С. 147–149.
  10. Артыкбаева С. Ж. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально — географического пространства Кыргызской Республики/ Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11–1. С. 84–88.
  11. Артыкбаева С. Ж. Особенности развития туристического рынка Кыргызской Республики и его перспективы / Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 909–913

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle