Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.09.2016

Статья просмотрена: 1198 раз

Библиографическое описание:

Жеткизгенова, А. Т. Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы / А. Т. Жеткизгенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33677/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккаде» среди других форм поэтических произведений в казахской культуре.

Ключевые слова: жырау,национальные традиции, конаккаде, фольклорно-этнографическое формирование, оратор, поэт-импровизатор, айтыс– состязания

Одним из видов обрядовых, церемониальных стихотворений, нашедших отражение в произведениях поэтов-жырау Мангистауского края, являются поэтические произведения (стихи) конаккаде(церемониал гостепреимства, обязывающй гостя петь песни, играть на домбре).

Конаккаде — один из видов национальных традиций, знакомящих нас с такими качествами человека, как гуманность, гостепреимство, уважение к культуре, вокальному, исполнительскому, поэтическому искусству в культуре обрядово-бытовых отношений казахского народа. Исследователь-этнограф С. Кенжеахметулы показывает, что традиция казахского народа конаккаде с малых лет прививает молодому поколению, выросшему на песнях, поэмах и стихах, тонкости и секреты искусства: «Происхождение «конаккаде» берет свое начало с веселых посиделок, с критики искусства и таланта гостя. Быть может поэтому раньше люди с самого детства прививали молодежи любовь к искусству, айтысу — песенному состязанию поэтов-импровизаторов, рукоделию, ораторскому искусству, поэзии, учили играть на домбре» [1,c. 29].

Об этих поэтических произведениях (стихах) конаккаде в казахском народном обрядовом поэтическом искусстве ученый, доктор филологических наук Т. С. Тебегенов говорит, что они являются особыми произведениями, показывающими психологию национального характера и раскрывающими такие качества казахского народа, как гостепреимство, щедрость: «Поэтические произведения (стихи) конаккаде в качестве произведений, созданных поэтами по просьбам народа, знакомят нас со своеобразным стилем, тематической индивидуальностью каждого автора. Поэтические произведения (стихи) конаккаде — это творческое произведение, созданное по настойчивой просьбе окружающих поэта хозяев дома. Как правило, поэта просят исполнить поэтическое произведение (стих) конаккаде хозяева дома, а также жители аула, пришедшие поприветствовать гостя. Конечно же, прежде, чем просить о чем-либо гостя, хозяева дома, жители аула сначала сами показывают свое искусство «Ауылдынг алты ауызы»(талантливые, красноречивые певцы и поэты аула). Это — своего рода подготовка перед обращением-просьбой к гостю. Сначала для гостя накрывается стол — дастархан, предлагаются угощения, оказывается почет, только потом хозяева дома обращаются с просьбой к гостю. Это — реальность казахского быта. Необходимость каждого казаха быть готовым во всех случаях жизни в разной среде уметь сталкиваться лицом к лицу с такими испытаниями — задача нашего национального воспитания. Одним из направлений казахского воспитания является формирование в каждом человеке духовных ценностей, о которых говорится в устойчивых сочетаниях «Для джигита обладание и семидесятью искусствами мало», «У джигита должно быть восемь талантов, а данное им слово должно быть одно». Поэтому формирование поэтического произведения (стиха) конаккаде, вобравшего в себя все передовые традиции казахской национальной культуры, как специального жанра в творчестве поэтов — природная закономерность. В этой связи говорится, что целью приглашения хозяевами к себе в дом соседей и близких родственников является оказание почета гостю — незнакомому гостю, путнику из далека сначала предлагали угощение, потом организовывали в честь него веселье, поднимали настроение гостя песнями и мелодиями, исполнявшимися на домбре, после того, как гость отдохнул, хозяева просили теперь самого гостя показать свое искусство. Ученый особо отмечает проявление народных традиций в творчестве поэтов: «Создание поэтического произведения (стиха) конаккаде — литературная традиция, которая нашла отражение в системе традиций в истории казахского поэтического искусства. Фольклорно-этнографическое формирование поэтического произведения (стиха) в жанре конаккаде, в полном объеме изображающее национальное психологическое настроение народа, показывает социальную сторону в страноведческом направлении искусства слова» [2, с. 222].

«Насихат сози» («Слова назидания»), начинающиеся с элементами поэтического произведения (стиха) конаккаде поэта Омира — это произведение, занимающее особое место в этом жанре. «Насихат сөзи» («Слова назидания») — это произведение, созданное и исполненное поэтом по просьбам жителей аула. Уже с первых строк можно заметить психологию настроения народа по отношению к автору сочинения. Как только поэт увидел собравшийся многочисленный народ, его охватило особое чувство — вдохновение, в нем появилась творческая энергия, переполняющая через различные чувства и волнения все его нутро. По тексту сочинения можно увидеть и то, что Омир Караулы обладал талантом импровизаторского искусства.

Ученый Т. С. Тебегенов следующим образом показывает ряд воздействующих сил, побуждающих беспрерывно происходящее в сознании и чувствах поэтов восприятие, появляющихся под воздействием окружающего мира и возрождающих импровизационные качества, заложившие основы национальной литературы: «Основные причины, порождающие вдохновение — социальная среда, окружающая поэтов, люди (слушатели, читатели, зрители). Основным психологическим связующим звеном между автором и адресатом, охватывающим все виды художественного искусства, является вдохновение. Творческие люди (поэты, прозаики, драматурги, композиторы, архитекторы, скульпторы, художники, учителя, ткачи) — все свои произведения создают с вдохновением, представляя перед собой адресата, то есть человека, воспринимающего его произведение, с его настроением, мыслями. Чувствовать восприятие его произведения окружающими — опора, основа создания произведения в соответствии с художественным вкусом. Ну а на развитие импровизаторского искусства поэтов в устной поэтической традиции, на пробуждение их вдохновения для создания привлекательных с точки зрения качества произведений влияют встречи с народом лицом к лицу» [2, с. 223].

Строки из стихов Омира:

Дорогие мои сородичи,

Вот возьму я в руки домбру.

И начну громко петь,

Если буду жив-здоров,

Еще не раз спою для вас.

или:

Дорогой мой народ,

Вас много здесь собралось.

«Пой!» — повелеваете вы мне,

Так вот я спою для вас.

Старшие мои братья,

Невестушки, знающие,

Что такое почет и уважение.

Сверстники-ровесники мои,

Ведь цену настоящего джигита знает только народ.

Эти строчки свидетельствуют о появлении через сложное психологическое явление — внутренний мир поэта поэтического произведения из сплетения мелодичности и рифмы, соответствующих художественным требованиям, эстетическому вкусу.

Не мало в поэтических произведениях (стихах) конаккаде Омира и моментов, отражающих элементы иронии, сарказма. Особенно выразительно изображаются, высмеиваются такие, чуждые казахскому народу качества, как неумение встречать гостей, неумение угождать им, проявление жадности, критикуются отрицательные качества глупцов, не осознающих смысла мудрых слов — пришедшему госту «прежде еды, окажи теплый прием».

Есть среди народа и некоторые плохие люди,

Которые даже не улыбаются пришедшему к ним в дом гостю.

А если ты стараешься поднять настроение им,

Они говорят: «Не верьте ему, этот жыршы лукавит».

В этих строках мы раскрываем для себя Омира — обладающего чувством вкуса, по особому любящего, почитающего искусство, стихи.

О связи поэта со слушателями в этот момент, об их влиянии друг на друга, о роли вдохновения ученый З. Кабдолов выразил свое мнение: «Просто из мастерства без прекрасного чувства вдохновения ничего не выйдет. Отсутствие вдохновения — есть неспособность, неспособность — есть отсутствие дарования, а отсутствие дарования — есть отстутствие таланта» [3, с. 86]. Таким образом, поэт Омир в своих поэтических произведениях (стихах) қонақкәде имеет ввиду особую значимость такого качества, как вдохновение, при создании художественного произведения:

Вот ты и собрался, мой народ.

Я возьму в руки домбру.

Как я могу молчать,

Когда меня просит народ.

И когда Аллах наградил меня даром красноречия.

Обязанность поэта — находить ответы на трудные вопросы.

Также, в следующих строках вводной части произведения поэта под названием «Омирдинг термеси» («Речитатив Омира») можно заметить, что на создание красивых, образных слов и выражений влияет связь с окружающим миром:

Там, где собрался народ,

Истинный оратор выступит умело,

Решит любые вопросы.

Если вы ждете от меня хороших слов,

Зачем же мне молчать?

Если вы ждете от меня хороших слов,

Я утолю вашу жажду...

В своем труде под названием «Природа поэтического искусства и процесс его развития» ученый М. Дуйсенов о правдивости в стихах Омира Караулы, о превосходстве поэтической изобразительной мощи стихотворного узора, формировавшегося веками природным традиционным характером, о сообразительности и смекалке поэта, сохранившейся в памяти сочетаний слов с глубоким смыслом, о непосредственной связи в большинстве случаев импровизаторского качества в произведениях поэтов-жырау с вдохновением говорит следующее: «В извилинах их мозга хранятся многочисленные рифмы, традиционные сочетания слов, даже когда сам поэт не чувствует их, при появлении вдохновения, он творческим путем в зависимости от мысли свободно использует это богатство в таких случаях вместе с обильным использованием традиционных рифм, фразеологических сочетаний, появляются и формируются также новые ранее неизвестные устойчивые сочетания» [4, с. 15].

Главной эстетической целью, которую ставит перед собой уважаемый гость собравшегося народа — лирический герой, является удовлетворение духовных стремлений и желаний людей, приближение их к миру искусства. Несмотря на то, что поэт Омир не дает свои произведения под специальной рубрикой «Конаккаде», вводную часть многих из них он начинает в связи с пожеланиями народа. По содержанию вводной части, по структуре стиха чувствуется, что поэт считает святой обязанностью приветствовать гостепреимно встретившего его жителей аула как своих родных, притягивая и отмечая каждого из них по отдельности (ага-женге — старший брат со снохой, ини-бауыр — родные братья, апа-карындас — сестры, нагашы-жиен — родственники матери и сестер, курбы-қурдас — друзья-ровесники и т. д.).

Вот ты вновь собрался, мой народ.

Снова ты велел мне «говорить».

Кто-то из вас приходится мне старшим братом,

Кто-то из вас приходится мне младшим братом,

Кто-то из вас — мой родственник по матери или сестре,

А кто-то из вас просто мудрец.

Все вы велите мне «говорить»...

Вообще, исследуя имеющееся у нас на руках литературное наследие Омира Караулы, мы замечаем, что его произведения созданы не столько в уединении, сколько в процессе импровизации во время встреч с народом. Это наталкивает нас на предположение о том, что Омир Караулы обладал особым импровизаторским качеством, а значит вполне мог оставить за собой наследие, занимающее особое место в жанре айтыса(состязания поэтов-импровизаторов).

По творчеству Омира Караулы — личности, выделяющаяся своеобразным стилем в Мангистауской школе жырау-акынов, ясно видно, что специальный жанр, в котором он создавал свои поэтические произведения (стихи) конаккаде — это произведения, основанные на бытовой культуре.

Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что поэтические произведения (стихи) конаккаде Омира Караулы, основанные на этнографических, обрядовых, традиционно-бытовых отношениях — это произведения, присущие поэзии национального характера.

Литература:

  1. Кенжеахметұлы С. Казахские обряды и традиций. –Алматы: Ана тілі. 1994. — 80 с.
  2. Тебегенов Т. Фольклорные и литературные традиций в творчестве народных поэтов. –Алматы: Білім. 2001. — 332 с.
  3. Кабдолов З. Искусство слова. –Алматы: Казақ университети, 1992. — 352 с.
  4. Дүйсенов М. Акындык онер табигаты жане онын даму ориси.// Дүйсенов М., Сейдеханов К., Негимов С., Халык акындары творчествосынын коркемдик сипаты. –Алматы: Гылым. 1982. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, поэтическое произведение, стих, гость, житель аула, казахский народ, поэт, хозяин дома, вводная часть, занимающее особое место.


Ключевые слова

национальные традиции, жырау, конаккаде, фольклорно-этнографическое формирование, оратор, поэт-импровизатор, айтыс– состязания

Похожие статьи

Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на...

В статье дается анализ поэм поэта-жырау, занимающего особое место в казахской литературе — Узакбая Казжанулы, написанных

Ключевые слова: поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение, произведение.

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве...

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации.

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получила творчество поэтов – жырау, являющихся настоящими художниками слова.

Олжас Сулейменов — писатель и поэт | Статья в журнале...

Герои поэтических произведений Сулейменова — гордые, знающие себе цену, уважающие достоинство других сильные личности.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, история человечества, мировая культура, народ, поэт, произведение.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

В современной казахской литературе особое место отводится национально-фольклорным образам.

Как только становилось известным о смерти человека, почетные старики аула шли в дом

Концепт Love в художественной литературе (на материале произведений У. С. Моэма).

Тема Родины в произведениях М. Макатаева | Статья в журнале...

Тема Родины в произведениях М. Макатаева. Автор: Турым Аружан Галымжановна.

Особое место в поэтическом творчестве М.Макатаева занимает тема Родины. В стихотворении «Родина моя» поэт говорит: «Я всегда пою Отчизну мою — Казахстан».

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Индия заняла в его записках особое место: «И тут есть Индейская страна, и

Загадочный мотив Востока также звучит в прекрасных стихах поэта «Вид гор из степей Кавказа», «Поэт»

И поэтические приближения русских поэтов к Корану оказались во многом гораздо более...

Традиции народной поэзии в творчестве Гино Баракова

Отдельные произведения осетинских поэтов созданы по эстетическим принципам нартовских сказаний.

В историческом прошлом осетинского народа, в его поэтическом творчестве Гино

В первой части поэмы Бараков дает колоритную картину пиршества в осетинском ауле.

У истоков турецкой письменной светской литературы «Диван»...

В результате этого, тюрки завоевали в мировой культуре своё особое место, одновременно став частью всемирного

И чтобы его назидательно-поучительное произведение было понято и принято и простым народом, он написал его на родном тюркском языке.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Наш народ готовый к бою, Воевать с врагом идёт. Из аулов Казахстана

К почетному месту гостя ведет казахский чапан, Он славы честь и мысли полет казахский чапан

Похожие статьи

Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на...

В статье дается анализ поэм поэта-жырау, занимающего особое место в казахской литературе — Узакбая Казжанулы, написанных

Ключевые слова: поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение, произведение.

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве...

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации.

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое распространение среди народа получила творчество поэтов – жырау, являющихся настоящими художниками слова.

Олжас Сулейменов — писатель и поэт | Статья в журнале...

Герои поэтических произведений Сулейменова — гордые, знающие себе цену, уважающие достоинство других сильные личности.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, история человечества, мировая культура, народ, поэт, произведение.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

В современной казахской литературе особое место отводится национально-фольклорным образам.

Как только становилось известным о смерти человека, почетные старики аула шли в дом

Концепт Love в художественной литературе (на материале произведений У. С. Моэма).

Тема Родины в произведениях М. Макатаева | Статья в журнале...

Тема Родины в произведениях М. Макатаева. Автор: Турым Аружан Галымжановна.

Особое место в поэтическом творчестве М.Макатаева занимает тема Родины. В стихотворении «Родина моя» поэт говорит: «Я всегда пою Отчизну мою — Казахстан».

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Индия заняла в его записках особое место: «И тут есть Индейская страна, и

Загадочный мотив Востока также звучит в прекрасных стихах поэта «Вид гор из степей Кавказа», «Поэт»

И поэтические приближения русских поэтов к Корану оказались во многом гораздо более...

Традиции народной поэзии в творчестве Гино Баракова

Отдельные произведения осетинских поэтов созданы по эстетическим принципам нартовских сказаний.

В историческом прошлом осетинского народа, в его поэтическом творчестве Гино

В первой части поэмы Бараков дает колоритную картину пиршества в осетинском ауле.

У истоков турецкой письменной светской литературы «Диван»...

В результате этого, тюрки завоевали в мировой культуре своё особое место, одновременно став частью всемирного

И чтобы его назидательно-поучительное произведение было понято и принято и простым народом, он написал его на родном тюркском языке.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Наш народ готовый к бою, Воевать с врагом идёт. Из аулов Казахстана

К почетному месту гостя ведет казахский чапан, Он славы честь и мысли полет казахский чапан

Задать вопрос